Высотный двухместный эскортный истребитель Mitsubishi Ki-83
|
Японский эскортный истребитель Mitsubishi Ki-83
Проходил испытания в 1944 году. В мае 1943 года Коку Хомбу поручил фирме "Мицубиси" разработать высотный двухместный истребитель дальнего действия, предназначенный для сопровождения бомбардировщиков. В результате конструкторский коллектив под руководством Томио Кубо спроектировал тяжелый одномоторный истребитель, которому было присвоено обозначение Ki-73. Планировалось, что одномоторный свободнонесущий моноплан будет оснащен мощным 24-цилиндровым рядным Н-образным двигателем Мицубиси На-203-Н. Однако этот двигатель с расчетной мощностью 2600 л.с., так и не был доведен и проект Ki-73 был закрыт. Союзники узнали о работах над этим проектом и, посчитав самолет уже подготовленным к серийному производству, дали ему обозначение "Стив".
Бой японского истребителя дальнего действия Ki-83 с американским самолетом
Томио Кубо решил спроектировать совершенно новый, удовлетворяющий требованиям военных истребитель, конструкция которого на этот раз была построена по образцу конструкции разработанного "Мицубиси" ранее самолета - двухмоторного разведчика Ki-46. Новая машина, получила обозначение Ki-83. Первый из четырех построенных прототипов был готов уже в октябре 1944 года. Он представлял собой цельнометаллический свободнонесущий среднеплан с классическим однокилевым оперением и убираемым шасси с хвостовым колесом. Два оснащенных турбокомпрессорами двигателя Мицубиси На-211Ru мощностью 2200 л.с. были размещены в хорошо проработанных с точки зрения аэродинамики мотогондолах, а эжекторные выхлопные патрубки, выведенные в заднюю часть гондол, обеспечивали дополнительную тягу. Крыло характеризовалось тщательно проработанным профилем, близким к ламинарному. Таким же аэродинамически чистым был и фюзеляж, из которого выступал только каплевидный фонарь кабины пилота. Кабина второго члена экипажа - радиооператора - располагалась в центральной части фюзеляжа и из его обводов не выступала. Наступательное вооружение самолета, состоявшее из четырех пушек (двух 30-мм Но-105 и двух 20-мм Но-5), было сгруппировано в носовой части фюзеляжа. Дополнительно имелась возможность нести на внешней подвеске под крыльями две легкие осколочные бомбы массой 30-50 кг или дополнительные топливные баки.
Истребитель дальнего действия Ki-83 вид спереди
Японский военный самолет Ki-83 впервые поднялся в воздух 18 ноября 1944 года. Летные испытания продемонстрировали великолепные характеристики нового истребителя, он был легок в пилотировании, имел хорошую скороподъемность и высокую максимальную скорость, благодаря которой Ki-83 стал самым скоростным японским самолетом второй мировой войны. Более того, несмотря на то, что военные в своем заказе не акцентировали на этом особого внимания, самолет отличался феноменальной маневренностью, особенно на вертикалях. Например, на высоте 2895 метра при скорости 648 км/ч он совершал петлю всего за 31 секунду, а диаметр этой петли составлял всего 670,5 метра.
Единственной проблемой, с какой столкнулись конструкторы японского истребителя второй мировой войны Ki-83, была вибрация двигателей и задней части фюзеляжа вместе с оперением. По этой причине по крайней мере на одном прототипе горизонтальные стабилизаторы были подкреплены подкосами - для увеличения жесткости конструкции. Программа летных испытаний и работы по устранению дефектов часто прерывались налетами американских бомбардировщиков. Из-за этого доводка истребителя затянулась, и в конце концов армия отказалась от самолета, сосредоточив на завершающем этапе войны внимание на истребителях-перехватчиках и специальных штурмовых самолетах.
Истребитель дальнего действия Ki-83 вид сбоку
Самолетом Ki-83 заинтересовался также Японский императорский военно-морской флот, который собирался использовать несколько экземпляров для испытаний в качестве тяжелого истребителя-перехватчика наземного базирования. Однако пробная серия так и не была выпущена. Также не удалось реализовать проекты по созданию на базе Ki-83 усовершенствованного варианта истребителя Ki-8З и разведчика Ki-95.
Истребитель дальнего действия Ki-83 вид сверху
Союзники узнали о существовании Ki-83 только после войны, и он кодового обозначения не получил. Один захваченный в Японии самолет был перевезен в США для тестирования. В целом можно отметить, что Ki-83 оказался гораздо лучше своих "одноклассников" - самолетов Грумман F7F и Де Хэвиленд DH 103 "Хорнет".
Модель
|
Ki-83
|
Экипаж, человек
|
2
|
Максимальная взлетная масса, кг
|
9430
|
Длина, метров
|
12,50
|
Размах крыла, метров
|
15,50
|
Высота, метров
|
4,45
|
Количество двигателей,мощность л.с
|
2 х 2200
|
Практический потолок, метров
|
12660
|
Вооружение, пушки, мм
|
2 х 20
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
нет
|
Вооружение, бомбы, кг
|
нет
|
Источники:
- О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Евгений Аранов. Неожиданный шедевр самураев. Дальний истребитель Mitsubishi Ki-83.
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.
- Francillon, Ph.D., René J. Japanese Aircraft of the Pacific War.