Высотный двухместный эскортный истребитель Mitsubishi Ki-83
Японский эскортный двухместный истребитель дальнего действия, предназначенный сопровождать бомбардировщики. Mitsubishi Ki-83 создан под началом Томио Кубо в 1943 году. Японский военный самолет Ki-83 впервые совершил полет в ноябре 1944 года. Летные испытания показали великолепные характеристики самолета, который был легок в пилотировании, имел хорошую скороподъемность и высокую максимальную скорость. Кроме того, истребитель отличался феноменальной маневренностью.

Японский эскортный истребитель Mitsubishi Ki-83

японский самолет в бою Проходил испытания в 1944 году. В мае 1943 года Коку Хомбу поручил фирме "Мицубиси" разработать высотный двухместный истребитель дальнего действия, предназначенный для сопровождения бомбардировщиков. В результате конструкторский коллектив под руководством Томио Кубо спроектировал тяжелый одномоторный истребитель, которому было присвоено обозначение Ki-73. Планировалось, что одномоторный свободнонесущий моноплан будет оснащен мощным 24-цилиндровым рядным Н-образным двигателем Мицубиси На-203-Н. Однако этот двигатель с расчетной мощностью 2600 л.с., так и не был доведен и проект Ki-73 был закрыт. Союзники узнали о работах над этим проектом и, посчитав самолет уже подготовленным к серийному производству, дали ему обозначение "Стив".

японские истребители в бою

Бой японского истребителя дальнего действия Ki-83 с американским самолетом

Томио Кубо решил спроектировать совершенно новый, удовлетворяющий требованиям военных истребитель, конструкция которого на этот раз была построена по образцу конструкции разработанного "Мицубиси" ранее самолета - двухмоторного разведчика Ki-46. Новая машина, получила обозначение Ki-83. Первый из четырех построенных прототипов был готов уже в октябре 1944 года. Он представлял собой цельнометаллический свободнонесущий среднеплан с классическим однокилевым оперением и убираемым шасси с хвостовым колесом. Два оснащенных турбокомпрессорами двигателя Мицубиси На-211Ru мощностью 2200 л.с. были размещены в хорошо проработанных с точки зрения аэродинамики мотогондолах, а эжекторные выхлопные патрубки, выведенные в заднюю часть гондол, обеспечивали дополнительную тягу. Крыло характеризовалось тщательно проработанным профилем, близким к ламинарному. Таким же аэродинамически чистым был и фюзеляж, из которого выступал только каплевидный фонарь кабины пилота. Кабина второго члена экипажа - радиооператора - располагалась в центральной части фюзеляжа и из его обводов не выступала. Наступательное вооружение самолета, состоявшее из четырех пушек (двух 30-мм Но-105 и двух 20-мм Но-5), было сгруппировано в носовой части фюзеляжа. Дополнительно имелась возможность нести на внешней подвеске под крыльями две легкие осколочные бомбы массой 30-50 кг или дополнительные топливные баки.

передняя проекция японского высотного истребителя

Истребитель дальнего действия Ki-83 вид спереди

Японский военный самолет Ki-83 впервые поднялся в воздух 18 ноября 1944 года. Летные испытания продемонстрировали великолепные характеристики нового истребителя, он был легок в пилотировании, имел хорошую скороподъемность и высокую максимальную скорость, благодаря которой Ki-83 стал самым скоростным японским самолетом второй мировой войны. Более того, несмотря на то, что военные в своем заказе не акцентировали на этом особого внимания, самолет отличался феноменальной маневренностью, особенно на вертикалях. Например, на высоте 2895 метра при скорости 648 км/ч он совершал петлю всего за 31 секунду, а диаметр этой петли составлял всего 670,5 метра.

Единственной проблемой, с какой столкнулись конструкторы японского истребителя второй мировой войны Ki-83, была вибрация двигателей и задней части фюзеляжа вместе с оперением. По этой причине по крайней мере на одном прототипе горизонтальные стабилизаторы были подкреплены подкосами - для увеличения жесткости конструкции. Программа летных испытаний и работы по устранению дефектов часто прерывались налетами американских бомбардировщиков. Из-за этого доводка истребителя затянулась, и в конце концов армия отказалась от самолета, сосредоточив на завершающем этапе войны внимание на истребителях-перехватчиках и специальных штурмовых самолетах.

боковая проекция японского высотного истребителя

Истребитель дальнего действия Ki-83 вид сбоку

Самолетом Ki-83 заинтересовался также Японский императорский военно-морской флот, который собирался использовать несколько экземпляров для испытаний в качестве тяжелого истребителя-перехватчика наземного базирования. Однако пробная серия так и не была выпущена. Также не удалось реализовать проекты по созданию на базе Ki-83 усовершенствованного варианта истребителя Ki-8З и разведчика Ki-95.

верхняя проекция высотного истребителя-перехватчика

Истребитель дальнего действия Ki-83 вид сверху

Союзники узнали о существовании Ki-83 только после войны, и он кодового обозначения не получил. Один захваченный в Японии самолет был перевезен в США для тестирования. В целом можно отметить, что Ki-83 оказался гораздо лучше своих "одноклассников" - самолетов Грумман F7F и Де Хэвиленд DH 103 "Хорнет".

Модель
Ki-83
Экипаж, человек
2
Максимальная взлетная масса, кг
9430
Длина, метров
12,50
Размах крыла, метров
15,50
Высота, метров
4,45
Количество двигателей,мощность л.с
2 х 2200
Практический потолок, метров
12660
Вооружение, пушки, мм
2 х 20
Вооружение, пулеметы, мм
нет
Вооружение, бомбы, кг
нет

Источники:

  • О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Евгений Аранов. Неожиданный шедевр самураев. Дальний истребитель Mitsubishi Ki-83.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • Francillon, Ph.D., René J. Japanese Aircraft of the Pacific War.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме