Армейский истребитель Ki-10
|
Истребитель-биплан Kawasaki Ki-10 "Perry"
Кавасаки Ki-10 проходил испытания в 1935 году. В начале 30-х годов прошлого века на вооружении авиации императорской армии Японии состояли истребители в основном двух типов: Накадзима "Армейский Тип 91" и Кавасаки "Армейский Тип 92". Для своего времени это в целом были довольно удачные машины, но по скоростным качествам они заметно уступали ряду более современных зарубежных истребителей Второй мировой войны, в частности английскому самолету Хоукер "Фьюри" и американскому Боинг Р-26А. Чтобы сократить отставание по скорости, в 1933 году специалистами фирмы "Кавасаки" был спроектирован новый самолет - Ki-5. Он представлял собой истребитель-моноплан с крылом типа "обратная чайка" и высокими аэродинамическими характеристиками, но военные отклонили его по причине недостаточной, по их мнению, маневренности.
Однако японская авиация по-прежнему нуждалась в скоростных машинах, и в сентябре 1934 года, вскоре после прекращения работ над Ki-5, "Кавасаки" получила указание спроектировать истребитель-биплан, а фирме "Накадзима" был выдан заказ на создание истребителя-моноплана. Первому проекту было присвоено армейское обозначение Ki-10, второму - Ki-11. На японской фирме "Кавасаки" разработка нового самолета осуществлялась под руководством Такео Дои. В марте 1935 года первый прототип Ki-10, представлявший собой оснащенный 850-сильным 12-цилиндровым V-образным двигателем жидкостного охлаждения Кавасаки, полутороплан с элеронами только на верхнем крыле, поднялся в воздух.
Через месяц был облетан второй опытный самолет. В ходе испытаний выяснилось, что новая машина превосходит своего предшественника Ki-5 по всем основным показателям, но все-таки уступает но скорости конкуренту - японскому истребителю-моноплану второй мировой войны Накадзима Ki-11. Чтобы не упустить выгодный контракт, специалисты "Кавасаки" внесли в конструкцию третьего и четвертого прототипов ряд изменений: на третьей машине установили трехлопастный металлический воздушный винт (вместо двухлопастного деревянной) винта фиксированного шага) и применили клепку впотай, а на четвертой увеличили поперечное V крыла - для улучшения устойчивости. И хотя доработанные истребитель Ki-10 все-таки уступали в скорости военному самолету Ki-11, эта разница компенсировалась гораздо более высокой маневренностью, чему военные по традиции придавали наибольшее значение. В результате в серию был запущен истребитель "Кавасаки", получивший обозначение "Армейский истребитель Тип 95 Модель 1" (Ki-10-1).
Японский самолет Ki-10 II -"Perry"
Серийные машины были идентичны третьему прототипу. Всего с декабря 1935 года по октябрь 1937 года в войска было поставлено 300 таких самолетов. Конструкция крыльев самолета Ki-10 - металлическая с полотняной обшивкой. Размах верхнего крыла гораздо башне размаха нижнего. Элеронами оснащаюсь только верхнее крыло. Кабина самолет по традиции была выполнена открытой. Стойки колесного шасси самолета были выполнены неубираемыми. Иногда для уменьшения аэродинамического сопротивления их прикрывали массивными обтекателями.
"Армейский истребитель Тип 95 Модель 1" (Ki-10-1) вид сбоку
Фюзеляж истребителя Ki-10 имел характерную для многих самолетов тех лет конструкцию и представлял собой сварную раму со смешанной метало-полотняной обшивкой. В июне 1937 года на смену самолетам Ki-10-1 пришли истребители усовершенствованного варианта Ki-10-II, которые отличались крылом большей площади и размаха, а также более длинным фюзеляжем. Кроме того, машины данной модификации демонстрировали лучшую устойчивость. Самолеты Ki-10-II выпускались до декабря 1938 года, за это время было построено 280 истребителей.
"Армейский истребитель Тип 95 Модель 1" (Ki-10-1) вид спереди
Кроме двух серийных модификаций, было разработано и несколько опытных вариантов. Первый из них - Ki-10-I KAI (KAI - от японского Kaizo - модифицированный, специальный) - был создан в результате доработки стандартного Ki-10-I. Фюзеляж опытного самолета отличался более высокими аэродинамическими характеристиками, радиатор был сдвинут назад. Стойки шасси стали свободнонесущими, колеса были оборудованы обтекателями, что позволило повысить максимальную скорость с 400 до 420 км/ч.
"Армейский истребитель Тип 95 Модель 1" (Ki-10-1) вид сверху
Позднее было построено два экземпляра Ki-10-II KAI, которые отличались oт Ki-10-II только новым двигателем - форсированным на высоте 3800 метров развивавшем мощность 950 л.с. Скорость истребителя возросла до 445 км/ч и практически сравнялась со скоростью нового истребителя Накадзима Ki-27, тем не менее Ki-10-II KAI в серийное производство не пошел - время бипланов уже безнадежно прошло.
Истребитель Императорской армии Японии Ki-10
Самолеты Ki-10-I и Ki-10-II, наиболее совершенные истребители-бипланы в японской авиации, активно участвовали в боевых действиях японско-китайской войны и в конфликте на Халхин-Голе. К началу войны на Тихом океане японские самолеты Ki-10 устарели и использовались в основном в качестве учебно-тренировочных машин, хотя союзники, которые присвоили этому японскому истребителю кодовое наименование "Перри", считали, что он еще состоит на вооружении боевых частей.
Модель
|
Kawasaki Ki-10-II
|
Экипаж, человек
|
1
|
Длина, метров
|
7,55
|
Высота, метров
|
3,00
|
Размах крыла, метров
|
10,02
|
Максимальная взлётная масса, кг
|
1740
|
Силовая установка
|
1 х 850
|
Максимальная скорость, км/ч на высоте 300 м
|
400
|
Время подьема на высоту 5000 м/мин
|
5
|
Практическая дальность, км
|
1100
|
Практический потолок, метров
|
11500
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
2х7,7
|
Вооружение, бомбы, кг
|
нет
|
Источники:
- О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.
- Francillon, R. J. Japanese Aircraft of the Pacific War.
- Вячеслав Кондратьев. Дебют в китайском небе.
- Елена Астахова. Истребитель "Кавасаки" Ки-10.