Армейский истребитель Ki-61
Японский армейский истребитель Кавасаки Ki-61, цельнометаллической конструкции, спроектированный Такео Дои и Син Овада. Военные летчики вначале встретили новый истребитель достаточно настороженно - ведь он значительно отличался от остальной японской авиации Второй мировой войны. Но постепенно это недоверие прошло, пилоты по достоинству оценили особенности конструкции самолета.

Kawasaki Ki-61 "Хиен".

японский военный самолет"Кавасаки Кокуки Коге Кабусики Кайса" Проходил испытания в 1941 году. При создании этого японского истребителя второй мировой войны, оснащенного двигателем жидкостного охлаждения, фирма "Кавасаки" первоначально отдала предпочтение проекту тяжелого перехватчика Ki-60, однако вскоре, в декабре 1940 года, более перспективным был признан Ki-61, который разрабатывался как многоцелевой истребитель. Проектные работы возглавили Такео Дои и Син Овада. Они решили добиться улучшения характеристик нового самолета (по сравнению ссамолетом Ki-60) в двух основных областях: маневренности и скорости. Недостаточная маневренность истребителя Ki-60 была вызвана высокой удельной нагрузкой на крыло, которая составляла 176,2 кг/м2. (Для сравнения: удельная нагрузка на крыло у истребителя Накадзима Ki-43 равнялась 92,6 кг/м2 и также считалась высокой). Поэтому первое, что сделали разработчики в этом направлении - применили крыло с большими удлинением (7,2 м) и площадью (20 м2 против 16,3 м: у второго и третьего прототипов Ki-60). Кроме того, повышенное внимание было уделено весовым показателям конструкции - по возможности многие элементы были облегчены, если это не отражалось негативно на характеристиках машины, степени защищенности и надежности.

С целью повышения скоростных характеристик самолета было уменьшено поперечное сечение фюзеляжа, применен более ужатый и обтекаемый капот, а воздухозаборник системы охлаждения двигателя и маслорадиатор были перенесены назад. Ради снижения веса конструкторы были вынуждены даже ослабить вооружение.

маленький самолет

Японский истребитель "Кавасаки" Ki-61 нажмите, чтобы увеличить

Военные пилоты встретили новый истребитель довольно настороженно, поскольку он сильно отличался от остальной японской авиации второй мировой войны. Но постепенно это недоверие прошло: летчики-фронтовики по достоинству оценили протестированные баки истребителя, его более тяжелое по сравнению с Ki-43 вооружение и бронирование. А высокая скорость пикирования самолета второй мировой войны Ki-61 позволяла уходить от внезапных атак самолетов противника, который все шире стал применять тактику "бей и беги".

модель самолета

Модель японского самолета "Кавасаки" Ki-61

Чтобы окончательно рассеять сомнения летчиков-испытателей и самых консервативных высших офицеров авиации императорской армии Японии, была проведена серия учебных воздушных боев с истребителями Накадзима Ki-43-II и Ki-44-I, Мессершмитт Bf-109Е-3 (две такие машины были куплены в Германии) и Кeртисс Р-40Е (несколько самолетов было захвачено на Филиппинах и в Голландской Ост-Индии). В этих боях победу одержал японский истребитель Ki-61, который, хотя и уступал в маневренности самолету Ki-43, мог компенсировать этот недостаток более высокой скоростью (591 км/ч на высоте 6000 м).

истребитель японии

Японский истребитель "Кавасаки" Ki-61 нажмите, чтобы увеличить

Тринадцатый самолет Ki-61. который был передан заказчику в aвгycre 1942 года, стал первой машиной, изготовленной на серийной оснастке. Он отличался от прототипа очень незначительно, а единственной визуально заметной особенностью было введение небольших окошек, расположеных по обеим сторонам капота под козырьком фонаря кабины. Вскоре самолет был принят на вооружение под войсковым обозначением "Армейский истребитель Тип 3 Модель 1 "Хиен" (Ласточка)" (Ki-61-I).

армейский истребитель хиен

"Армейский истребитель Тип 3 Модель 1 "Хиен" (Ласточка)" (Ki-61-I) вид сбоку

Применение крыла большего удлинения позволило разместить внутри топливные баки большей емкости. Благодаря этому увеличилась дальность полета и тем самым был расширен круг задач, cамолетов на плохо оборудованных аэродромах.

военный самолет

Японский истребитель Ki-61-1b вид сбоку

Работа над самолетом второй мировой войны Ki-61 шла быстрыми темпами, и уже 7 декабря 1941 года первый прототип поднялся в воздух с аэродрома в Кагамихара. Летные испытания оправдали надежды разработчиков и представителей заказчика, а решение о подготовке сборочной линии на заводе фирмы "Кавасаки" было принято еще до первого полета прототипа.

истребитель японских ввс

Японский истребитель Ki-61-1b вид сверху

Для обширной испытательной программы военные заказали партию из 11 предсерийных машин. Среди других изменений, внесенных в самолет, которые было оснащение протектированными топливными баками, еще стоит упомянуть расширение колеи шасси с чего удельная нагрузка на крыло возрос от 3 до 4 м. Это облегчало эксплуатацию истребителя.

самолет японской армии

Японский истребитель Ki-61-1b вид снизу

Модификации Ki-61.

яонский военный самолет

Ki-61-II KAI вид сбоку

В процессе серийного выпуска японский истребитель второй мировой войны Ki-61 неоднократно модернизировался, что привело к появлению следующих модификаций:

  • Ki-61-I - первая серийная модификация, запущенная в производство в августе 1942 года. До июля 1944 года было построено около 1380 машин двух вариантов - Ki-61-1а и Ki-61-1b. которые отличались друг от друга вооружением. На Ki-61-1а оно состояло из двух размещенных в крыльях 7,7-мм пулеметов Тип 89 и двух 12,7-мм пулеметов Тип 1 над двигателем. На самолетах Ki-61-1b крыльевые пулеметы имели такой же калибр, что и расположенные в фюзеляже - 12,7 мм. Для повышения огневой мощи истребителей на 388 машинах вариантов Ki-61-1а и Ki-61-1b вместо крыльевых пулеметов были установлены закупленные в Германии в августе 1943 года 20-мм пушки MG151. Такая замена потребовала некоторого усиления конструкции крыла в районе размещения пушек и установки небольших под крыльевых обтекателей.
  • Ki-61-I KAI - усовершенствованная модификация, выпускалась с января 1944 года по январь 1945 года (построено 1274 машины) в вариантах Ki-61-1 KAI с и Ki-61-I KAI d. Эти самолеты отличались от предшественников удлиненным на 190 мм фюзеляжем с отъемной задней частью, применением неубирасмого в полете хвостового колеса вместо убираемого, а также усиленной конструкцией крыла, которая позволила установить под ним шпоны для внешней подвески различных систем вооружения. Стрелковое вооружение машин варианта Ki-61-I KAI с состояло из двух 20-мм пушек Но-5 японского производства, которые размещались в фюзеляже над двигателем, и двух 12,7-мм пулеметов в крыльях. Выпушенные во второй половине 1944 года в небольшом количестве перехватчики бомбардировщиков Ki-61-I KAI d были вооружены двумя установленными в фюзеляже 12,7-мм пулеметами и двумя крыльевыми 30-мм пушками.
  • Ki-61-II - модификация с 12-цилиндровым V-образным двигателем На-140 мощностью 1500 л.с. Кроме новой силовой установки, на самолетах применили крыло увеличенной площади и измененную конструкцию задней секции фонаря кабины — для улучшения обзора задней полусферы. В декабре 1943 года опытный Ki-61-II совершил свой первый полет. Летные испытания продемонстрировали низкую даже для опытного образца надежность двигателя На-140, недостаточную прочноегь конструкции нового крыла и неудовлетворительную управляемость. В результате из 11 Ki-61-II были закончены только восемь.
  • Ki-61-II KAI - серийная модификация с доработанным двигателем На-140, удлиненным с 8,94 до 9,16 м фюзеляжем. рулем направления увеличенной площади и крылом от Ki-61-I. Максимальная скорость нового самолета достигла 610 км/ч на высоте 6000 м, а высоту в 5000 м он набирал за 6 минут. С сентября 1944 года до конца войны бы-ю построено 374 машины вариантов Ki-61-II KAI а и Ki-61-II KAI Ь, из которых. правда, только 99 удалось оснастить моторами На-140, поскольку 19 января 1945 года в результате налета американских бомбардировщиков был полностью разрушен моторостроительный завод в Акаши, где они выпускались. Истребители Ki-61-II KAI а и Ki-61-II KAI b отличались вооружением. На KAIa оно состояло из двух установленных в фюзеляже 20-мм пушек Но-5 и двух 12,7-мм крыльевых пулеметов, на KAI b крыльевые пулеметы были заменены 20-мм пушками.
  • Ki-61-III — экспериментальный образец, представлявший собой Ki-61-II с каплевидным фонарем кабины кругового обзора.

Боевое крещение японских истребителей второй мировой войны Ki-61-I состоялось в составе 68 и 78 сентай весной 1943 года на Новой ГЬинее. Вскоре "Ласточек" можно было встретить на обширном пространстве, охватывающем северное побережье Новой Гвинеи, острова Адмиралтейства, Новую Британию и Новую Ирландию.

японский истребитель в бою

Японский истребитель Ki-61-I атакует американские бомбардировщики

В эксплуатации истребитель второй мировой войны Ki-61-I зарекомендовали себя весьма надежными машинами, если не считать традиционных "детских болезней", в первую очередь связанных с двигателем, а также с перегревом силовой установки на земле в экваториальных условиях. В переломный период войны самолеты этого типа оказались, по сути, единственными, способными противостоять более скоростным истребителям союзников. Это достигалось благодаря сочетанию типичной для японских машин маневренности, хотя и уступавшей маневренности истребителей Накадзима Ki-43 и Мицубиси А6М, с прочной и живучей конструкцией, что было достигнуто за счет протектирования топливных баков и бронезащиты кабины. О высоких боевых качествах "Ласточек" говорит также тот факт, что после их появления на фронте командование американскими силами в юго-западном районе Тихого океана было вынуждено обратиться в Вашингтон с настоятельным требованием направить сюда для восстановления баланса сил некоторое количество истребителей Локхид Р-38 (до этого Р-38 в основном выделялись для европейского театра военных действий), так как Кертисс Р-40 уступали японским самолетам. даже когда пилотировались наиболее опытными летчиками.

бреющий полет самолетов

Бреющий полет японских самолетов Ki-61

В дальнейшем ситуация изменилась, и самолеты второй мировой войны Ki-6l стали нести большие потери. Противостоять более современным самолетам они не могли. Вместе с тем следует отметить, что истребители Ki-61-II KAI оказались одними из немногих японских перехватчиков, которые благодаря потолку в 11 000 м и мощному вооружению могли бороться с американскими стратегическими бомбардировщиками Боинг В-29. Истребителю Ki-61 союзники присвоили кодовое обозначение "Тони".

Модель
Ki-61-I KAI
Экипаж, человек
1
Площадь крыла, м²
20,0
Размах крыла, м
12,00
Длина, м
8,94
Высота, м
3,70
Максимальная скорость, км/ч 4260 м
590
Потолок, м
10 000
Дальность полета, км
1800
Время подьема на высоту 5000 м, мин
7
Вес, бомб, кг
нет
Вес, максимальный, кг
3470
Двигатели
1 х 1180 Kawasaki Ha-140
Мощность л.с
1 × 1 500 л.с. (1 × 1 119 кВт)
Вооружение, пулеметы
2 х 12,7-мм
Вооружение, пушки
2 х 20-мм
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

США стремятся к эффективному сдерживанию в Европе российских самолетов
Официальные лица ВВС США встречаются в Париже с французскими коллегами, чтобы обсудить большее количество совместных военных учений США стремятся наращивать военные...
На Олимпиаде по авиации признан лучшим проект БЛА
Победителям предложена работа в "ОКБ Сухого" Торжественная церемония награждения победителей и участников 5-й Олимпиады по авиации для студентов 1-го и 2-го...
Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме