Армейский истребитель Ki-61
|
Японский истребитель Kawasaki Ki-61 "Хиен"
При создании этого японского истребителя Второй мировой войны, оснащенного двигателем жидкостного охлаждения, фирма "Кавасаки" первоначально отдала предпочтение проекту тяжелого перехватчика Ki-60, однако вскоре, в декабре 1940 года, более перспективным был признан Ki-61, который разрабатывался как многоцелевой истребитель. Проектные работы возглавили Такео Дои и Син Овада. Они решили добиться улучшения характеристик нового самолета в двух основных областях: маневренности и скорости. Недостаточная маневренность истребителя Ki-60 была вызвана высокой удельной нагрузкой на крыло. Поэтому первое, что сделали разработчики в этом направлении - применили крыло с большими удлинением и площадью. Кроме того, повышенное внимание было уделено весовым показателям конструкции - по возможности многие элементы были облегчены, если это не отражалось негативно на характеристиках машины, степени защищенности и надежности.
С целью повышения скоростных характеристик самолета было уменьшено поперечное сечение фюзеляжа, применен более ужатый и обтекаемый капот, а воздухозаборник системы охлаждения двигателя и маслорадиатор были перенесены назад. Ради снижения веса конструкторы были вынуждены даже ослабить вооружение.
Японский истребитель "Кавасаки" Ki-61
Военные пилоты встретили новый истребитель довольно настороженно, поскольку он сильно отличался от остальной японской авиации второй мировой войны. Но постепенно это недоверие прошло: летчики-фронтовики по достоинству оценили протестированные баки истребителя, его более тяжелое по сравнению с Ki-43 вооружение и бронирование. А высокая скорость пикирования самолета второй мировой войны Ki-61 позволяла уходить от внезапных атак самолетов противника, который все шире стал применять тактику "бей и беги".
Чтобы окончательно рассеять сомнения летчиков-испытателей и самых консервативных высших офицеров авиации императорской армии Японии, была проведена серия учебных воздушных боев с истребителями Накадзима Ki-43-II и Ki-44-I, Мессершмитт Bf-109Е-3 (две такие машины были куплены в Германии) и Кeртисс Р-40Е (несколько самолетов было захвачено на Филиппинах и в Голландской Ост-Индии). В этих боях победу одержал японский истребитель Ki-61, который, хотя и уступал в маневренности самолету Ki-43, мог компенсировать этот недостаток более высокой скоростью (591 км/ч на высоте 6000 м).
Японский истребитель "Кавасаки" Ki-61
Тринадцатый самолет Ki-61. который был передан заказчику в aвгycre 1942 года, стал первой машиной, изготовленной на серийной оснастке. Он отличался от прототипа очень незначительно, а единственной визуально заметной особенностью было введение небольших окошек, расположеных по обеим сторонам капота под козырьком фонаря кабины. Вскоре самолет был принят на вооружение под войсковым обозначением "Армейский истребитель Тип 3 Модель 1 "Хиен" (Ласточка)" (Ki-61-I).
"Армейский истребитель Тип 3 Модель 1 "Хиен" (Ласточка)" (Ki-61-I) вид сбоку
Применение крыла большего удлинения позволило разместить внутри топливные баки большей емкости. Благодаря этому увеличилась дальность полета и тем самым был расширен круг задач, cамолетов на плохо оборудованных аэродромах.
Японский истребитель Ki-61-1b вид сбоку
Работа над самолетом второй мировой войны Ki-61 шла быстрыми темпами, и уже 7 декабря 1941 года первый прототип поднялся в воздух с аэродрома в Кагамихара. Летные испытания оправдали надежды разработчиков и представителей заказчика, а решение о подготовке сборочной линии на заводе фирмы "Кавасаки" было принято еще до первого полета прототипа. Для обширной испытательной программы военные заказали партию из 11 предсерийных машин. Среди других изменений, внесенных в самолет, которые было оснащение протектированными топливными баками, еще стоит упомянуть расширение колеи шасси с чего удельная нагрузка на крыло возрос от 3 до 4 м. Это облегчало эксплуатацию истребителя.
Ki-61-II KAI вид сбоку
Модификации самолета Ki-61
В процессе серийного выпуска японский истребитель второй мировой войны Ki-61 неоднократно модернизировался, что привело к появлению следующих модификаций:
-
Ki-61-I - первая серийная модификация, запущенная в производство в августе 1942 года. До июля 1944 года было построено около 1380 машин двух вариантов - Ki-61-1а и Ki-61-1b. которые отличались друг от друга вооружением. На Ki-61-1а оно состояло из двух размещенных в крыльях 7,7-мм пулеметов Тип 89 и двух 12,7-мм пулеметов Тип 1 над двигателем. На самолетах Ki-61-1b крыльевые пулеметы имели такой же калибр, что и расположенные в фюзеляже - 12,7 мм. Для повышения огневой мощи истребителей на 388 машинах вариантов Ki-61-1а и Ki-61-1b вместо крыльевых пулеметов были установлены закупленные в Германии в августе 1943 года 20-мм пушки MG151. Такая замена потребовала некоторого усиления конструкции крыла в районе размещения пушек и установки небольших под крыльевых обтекателей.
-
Ki-61-I KAI - усовершенствованная модификация, выпускалась с января 1944 года по январь 1945 года (построено 1274 машины) в вариантах Ki-61-1 KAI с и Ki-61-I KAI d. Эти самолеты отличались от предшественников удлиненным на 190 мм фюзеляжем с отъемной задней частью, применением неубираемого в полете хвостового колеса вместо убираемого, а также усиленной конструкцией крыла, которая позволила установить под ним шпоны для внешней подвески различных систем вооружения. Стрелковое вооружение машин варианта Ki-61-I KAI с состояло из двух 20-мм пушек Но-5 японского производства, которые размещались в фюзеляже над двигателем, и двух 12,7-мм пулеметов в крыльях. Выпушенные во второй половине 1944 года в небольшом количестве перехватчики бомбардировщиков Ki-61-I KAI d были вооружены двумя установленными в фюзеляже 12,7-мм пулеметами и двумя крыльевыми 30-мм пушками.
-
Ki-61-II - модификация с 12-цилиндровым V-образным двигателем На-140 мощностью 1500 л.с. Кроме новой силовой установки, на самолетах применили крыло увеличенной площади и измененную конструкцию задней секции фонаря кабины - для улучшения обзора задней полусферы. В декабре 1943 года опытный Ki-61-II совершил свой первый полет. Летные испытания продемонстрировали низкую даже для опытного образца надежность двигателя На-140, недостаточную прочность конструкции нового крыла и неудовлетворительную управляемость. В результате из 11 Ki-61-II были закончены только восемь.
-
Ki-61-II KAI - серийная модификация с доработанным двигателем На-140, удлиненным с 8,94 до 9,16 м фюзеляжем. рулем направления увеличенной площади и крылом от Ki-61-I. Максимальная скорость нового самолета достигла 610 км/ч на высоте 6000 м, а высоту в 5000 м он набирал за 6 минут. С сентября 1944 года до конца войны бы-ю построено 374 машины вариантов Ki-61-II KAI а и Ki-61-II KAI Ь, из которых. правда, только 99 удалось оснастить моторами На-140, поскольку 19 января 1945 года в результате налета американских бомбардировщиков был полностью разрушен моторостроительный завод в Акаши, где они выпускались. Истребители Ki-61-II KAI а и Ki-61-II KAI b отличались вооружением. На KAIa оно состояло из двух установленных в фюзеляже 20-мм пушек Но-5 и двух 12,7-мм крыльевых пулеметов, на KAI b крыльевые пулеметы были заменены 20-мм пушками.
-
Ki-61-III - экспериментальный образец, представлявший собой Ki-61-II с каплевидным фонарем кабины кругового обзора.
Боевое крещение японских истребителей второй мировой войны Ki-61-I состоялось в составе 68 и 78 сентай весной 1943 года на Новой ГЬинее. Вскоре "Ласточек" можно было встретить на обширном пространстве, охватывающем северное побережье Новой Гвинеи, острова Адмиралтейства, Новую Британию и Новую Ирландию.
Японский истребитель Ki-61-I атакует американские бомбардировщики
В эксплуатации истребитель Ki-61-I зарекомендовали себя весьма надежными машинами, если не считать традиционных "детских болезней", в первую очередь связанных с двигателем, а также с перегревом силовой установки на земле в экваториальных условиях. В переломный период войны самолеты этого типа оказались, по сути, единственными, способными противостоять более скоростным истребителям союзников. Это достигалось благодаря сочетанию типичной для японских машин маневренности, хотя и уступавшей маневренности истребителей Накадзима Ki-43 и Мицубиси А6М, с прочной и живучей конструкцией, что было достигнуто за счет протектирования топливных баков и бронезащиты кабины. О высоких боевых качествах "Ласточек" говорит также тот факт, что после их появления на фронте командование американскими силами в юго-западном районе Тихого океана было вынуждено обратиться в Вашингтон с настоятельным требованием направить сюда для восстановления баланса сил некоторое количество истребителей Локхид Р-38 (до этого Р-38 в основном выделялись для европейского театра военных действий), так как Кертисс Р-40 уступали японским самолетам. даже когда пилотировались наиболее опытными летчиками.
Бреющий полет японских самолетов Ki-61
В дальнейшем ситуация изменилась, и самолеты второй мировой войны Ki-6l стали нести большие потери. Противостоять более современным самолетам они не могли. Вместе с тем следует отметить, что истребители Ki-61-II KAI оказались одними из немногих японских перехватчиков, которые благодаря потолку в 11 000 м и мощному вооружению могли бороться с американскими стратегическими бомбардировщиками Боинг В-29. Истребителю Ki-61 союзники присвоили кодовое обозначение "Тони".
Модель
|
Ki-61-I KAI
|
Экипаж, человек
|
1
|
Площадь крыла, м²
|
20,0
|
Размах крыла, м
|
12,00
|
Длина, м
|
8,94
|
Высота, м
|
3,70
|
Максимальная скорость, км/ч 4260 м
|
590
|
Потолок, м
|
10 000
|
Дальность полета, км
|
1800
|
Время подьема на высоту 5000 м, мин
|
7
|
Вес, бомб, кг
|
нет
|
Вес, максимальный, кг
|
3470
|
Двигатели
|
1 х 1180 Kawasaki Ha-140
|
Мощность л.с
|
1 × 1 500 л.с. (1 × 1 119 кВт)
|
Вооружение, пулеметы
|
2 х 12,7-мм
|
Вооружение, пушки
|
2 х 20-мм
|
Источники:
- О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.
- Евгений Аранов. Kawasaki Ki.61/Ki.100 "Hien"/"Tony".
- История Авиации. Алексец Андреев. "Ласточка" императрской армии.
- Aircraft Profile. Rene J Francillion. The Kawasaki Ki-61 Hien.