Скоростной истребитель Кавасаки Ki-64
Скоростной японский истребитель, цельнометаллический свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом, разработанный Такео Дои с применением нестандартных решений. Самолет впервые поднялся в воздух в декабре 1943 года. Но работы по Ki-64 были прекращены, когда неблагоприятное для Японии развитие хода боевых действий заставило военных пересмотреть планы. Однако разведка США получила информацию о разработке этого истребителя, не участвовавшего в боях Второй мировой войны, и самолет получил кодовое имя Роб.

Японский истребитель Kawasaki Ki-64

японский истребительНесмотря на загруженность работами по доводке двухмоторного японского истребителя второй мировой войны Ki-45 и проектированию одномоторных истребителей Ki-60 и Ki-6l, специалисты фирмы "Кавасаки" во главе с Такео Дои в 1939 году разрабатывали проект еще одной машины - скоростного истребителя, характеризующегося большим количеством нестандартных конструктивных решений, не применявшихся прежде японскими авиастроителями. Некоторое время проект оставался только на бумаге, но после того, как в октябре 1940 года эксперты Коку Хомбу сформулировали требования к истребителю. "Кавасаки" получила санкцию на его реализацию.

Конструкция нового самолета, получившего обозначение Ki-64, интересна в первую очередь силовой установкой и системой ее охлаждения. Поскольку двигатель требуемой мощности отсутствовал. Такео Дои в тесном взаимодействии с мотористами фирмы остановил выбор на установке Кавасаки На-201, представлявшей собой спарку двух 12-цилиндровых двигателей жидкостного охлаждения На-40 (лицензионный вариант двигателя Даймлер-Бенц DB 601) и развивавшей мощность 2350 л.с. При этом один двигатель устанавливался перед кабиной пилота, а другой - за ней. Моторы передавали момент двум трехлопастным соосным воздушным винтам с противоположными направлениями вращения. Передний винт изменяемого шага приводился во вращение задним двигателем, а задний винт фиксированного шага - передним. Еще одной особенностью самолета стало использование системы охлаждения поверхностно-испарительного типа по образцу системы охлаждения, созданной немецким авиаконструктором Эрнстом Хейнкелем и примененной на немецких самолетах второй мировой войны Не-119 и Не-100.

истребитель кавасаки ki 64

Японский истребитель "Кавасаки" Ki-64 в полете

Принцип ее работы заключался в том, что охлаждающее вещество в парообразном виде отводилось от двигателя в удаленные конденсаторы с большой площадью поверхности, где происходила его конденсация и охлаждение. Затем жидкость насосами подавалась обратно в двигатель. На Ki-64 конденсаторы размещались в консолях крыла и имели площадь по 24 м2, а объем охлаждающей жидкости составлял 70 литров для каждого мотора. Передний двигатель использовал конденсатор, расположенный в левом крыле, а задний - в правом. Предполагалось, что применение такой системы благодаря уменьшению аэродинамического сопротивления (за счет отсутствия воздухозаборника радиатора) приведет к увеличению скорости самолета примерно на 40 км/ч, а ее уязвимость японцы серьезным недостатком не считали.

военный самолет японии

Японский истребитель "Кавасаки" Ki-64 в полете документальное фото

Учитывая новизну примененных решений, планер нового самолета с силовой установкой На-201 был подвергнут тщательной продувке в аэродинамической трубе, а испарительная система охлаждения была испытана на специально доработанном истребителе Ki-61. Это, естественно, задержало работы (прототип был готов только в декабре 1943 года), зато позволило избежать возможных "детских болезней".

боковая проекция самолета

Японский истребитель "Кавасаки" Ki-64 вид сбоку

Впервые поднявшийся в воздух в декабре 1943 года самолет второй мировой войны Ki-64 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом, которое имело ламинарный профиль. В каждом крыле из-за отсутствия свободного места было установлено по одной 20-мм пушке Но-5. Еще две такие же пушки находились над двигателем.

верхняя проекция самолета

Японский истребитель "Кавасаки" Ki-64 вид сверху

Первые четыре полета прототипа прошли успешно, но во время пятого загорелся задний двигатель, и самолету пришлось совершить аварийную посадку. Двигатель был отправлен на завод в Акаси, но его так и не отремонтировали. Неблагоприятное для Японии развитие хода боевых действий заставило военных пересмотреть планы и сосредоточить все усилия авиапромышленности на доводке уже выпускаемых серийных самолетов. Работы по Ki-64 были прекращены. Проект варианта Ki-64 KAI (его планировалось оснастить более мощным 2800-сильным двигателем На-201 и запустить в серию) остался нереализованным. Американская разведка узнала о работах над Ki-64, и этому самолету, даже несмотря на то, что он никогда не участвовал в боях, было присвоено кодовое имя "Роб".

нижняя проекция самолета

Японский истребитель "Кавасаки" Ki-64 вид снизу

Модель
Ki-64
Экипаж, человек
1
Размах крыла, м
13,50
Длина, м
11,03
Высота, м
4,25
Максимальная скорость, км/ч 5000 м
690
Потолок, м
12 000
Дальность полета, км
1000
Время подьема на высоту 5000 м, мин
5,5
Вес, бомб, кг
нет
Вес, максимальный, кг
5100
Двигатели, мощность л.с
1 х 2350
Вооружение, пулеметы
нет
Вооружение, пушки
4 х 20-мм

Источники:

  • О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • Владимир Котельников. Тяжелые истребители. Кавасаки Ки.64.
  • Евгений Аранов. Экспериментальные японские самолеты Второй Мировой.
  • Виктор Бакурский. Гонка за призраком скорости.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме