Скоростной истребитель Кавасаки Ki-64
|
Японский истребитель Kawasaki Ki-64
Несмотря на загруженность работами по доводке двухмоторного японского истребителя второй мировой войны Ki-45 и проектированию одномоторных истребителей Ki-60 и Ki-6l, специалисты фирмы "Кавасаки" во главе с Такео Дои в 1939 году разрабатывали проект еще одной машины - скоростного истребителя, характеризующегося большим количеством нестандартных конструктивных решений, не применявшихся прежде японскими авиастроителями. Некоторое время проект оставался только на бумаге, но после того, как в октябре 1940 года эксперты Коку Хомбу сформулировали требования к истребителю. "Кавасаки" получила санкцию на его реализацию.
Конструкция нового самолета, получившего обозначение Ki-64, интересна в первую очередь силовой установкой и системой ее охлаждения. Поскольку двигатель требуемой мощности отсутствовал. Такео Дои в тесном взаимодействии с мотористами фирмы остановил выбор на установке Кавасаки На-201, представлявшей собой спарку двух 12-цилиндровых двигателей жидкостного охлаждения На-40 (лицензионный вариант двигателя Даймлер-Бенц DB 601) и развивавшей мощность 2350 л.с. При этом один двигатель устанавливался перед кабиной пилота, а другой - за ней. Моторы передавали момент двум трехлопастным соосным воздушным винтам с противоположными направлениями вращения. Передний винт изменяемого шага приводился во вращение задним двигателем, а задний винт фиксированного шага - передним. Еще одной особенностью самолета стало использование системы охлаждения поверхностно-испарительного типа по образцу системы охлаждения, созданной немецким авиаконструктором Эрнстом Хейнкелем и примененной на немецких самолетах второй мировой войны Не-119 и Не-100.
Японский истребитель "Кавасаки" Ki-64 в полете
Принцип ее работы заключался в том, что охлаждающее вещество в парообразном виде отводилось от двигателя в удаленные конденсаторы с большой площадью поверхности, где происходила его конденсация и охлаждение. Затем жидкость насосами подавалась обратно в двигатель. На Ki-64 конденсаторы размещались в консолях крыла и имели площадь по 24 м2, а объем охлаждающей жидкости составлял 70 литров для каждого мотора. Передний двигатель использовал конденсатор, расположенный в левом крыле, а задний - в правом. Предполагалось, что применение такой системы благодаря уменьшению аэродинамического сопротивления (за счет отсутствия воздухозаборника радиатора) приведет к увеличению скорости самолета примерно на 40 км/ч, а ее уязвимость японцы серьезным недостатком не считали.
Японский истребитель "Кавасаки" Ki-64 в полете документальное фото
Учитывая новизну примененных решений, планер нового самолета с силовой установкой На-201 был подвергнут тщательной продувке в аэродинамической трубе, а испарительная система охлаждения была испытана на специально доработанном истребителе Ki-61. Это, естественно, задержало работы (прототип был готов только в декабре 1943 года), зато позволило избежать возможных "детских болезней".
Японский истребитель "Кавасаки" Ki-64 вид сбоку
Впервые поднявшийся в воздух в декабре 1943 года самолет второй мировой войны Ki-64 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом, которое имело ламинарный профиль. В каждом крыле из-за отсутствия свободного места было установлено по одной 20-мм пушке Но-5. Еще две такие же пушки находились над двигателем.
Японский истребитель "Кавасаки" Ki-64 вид сверху
Первые четыре полета прототипа прошли успешно, но во время пятого загорелся задний двигатель, и самолету пришлось совершить аварийную посадку. Двигатель был отправлен на завод в Акаси, но его так и не отремонтировали. Неблагоприятное для Японии развитие хода боевых действий заставило военных пересмотреть планы и сосредоточить все усилия авиапромышленности на доводке уже выпускаемых серийных самолетов. Работы по Ki-64 были прекращены. Проект варианта Ki-64 KAI (его планировалось оснастить более мощным 2800-сильным двигателем На-201 и запустить в серию) остался нереализованным. Американская разведка узнала о работах над Ki-64, и этому самолету, даже несмотря на то, что он никогда не участвовал в боях, было присвоено кодовое имя "Роб".
Японский истребитель "Кавасаки" Ki-64 вид снизу
Модель
|
Ki-64
|
Экипаж, человек
|
1
|
Размах крыла, м
|
13,50
|
Длина, м
|
11,03
|
Высота, м
|
4,25
|
Максимальная скорость, км/ч 5000 м
|
690
|
Потолок, м
|
12 000
|
Дальность полета, км
|
1000
|
Время подьема на высоту 5000 м, мин
|
5,5
|
Вес, бомб, кг
|
нет
|
Вес, максимальный, кг
|
5100
|
Двигатели, мощность л.с
|
1 х 2350
|
Вооружение, пулеметы
|
нет
|
Вооружение, пушки
|
4 х 20-мм
|
Источники:
- О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.
- Владимир Котельников. Тяжелые истребители. Кавасаки Ки.64.
- Евгений Аранов. Экспериментальные японские самолеты Второй Мировой.
- Виктор Бакурский. Гонка за призраком скорости.