| Истребитель Кавасаки Ki-100 | 
Истребитель-перехватчик Японии Kawasaki Ki-100
 "Кавасаки Кокуки Коге Кабусики Кайса" Проходил испытания в 1945 году. После того как 19 января 1945 года американская авиация разрушила моторостроительный завод в городе Акаши, где выпускались двигатели На-140 для японских истребителей второй мировой войны Кавасаки Ki-61-II КАI, история "Ласточки" могла бы закончиться, если бы японцы в очередной раз не проявили твердости духа и не совершили настоящий подвиг, в рекордно короткие сроки разработав и запустив в производство новый истребитель.
"Кавасаки Кокуки Коге Кабусики Кайса" Проходил испытания в 1945 году. После того как 19 января 1945 года американская авиация разрушила моторостроительный завод в городе Акаши, где выпускались двигатели На-140 для японских истребителей второй мировой войны Кавасаки Ki-61-II КАI, история "Ласточки" могла бы закончиться, если бы японцы в очередной раз не проявили твердости духа и не совершили настоящий подвиг, в рекордно короткие сроки разработав и запустив в производство новый истребитель.
С одной стороны, задача, стоявшая перед специалистами фирмы "Кавасаки", облегчалась тем, что в их распоряжении имелось 275 планеров Ki-61-II, находившихся на различных стадиях готовности. Но с другой стороны, Японские острова уже подвергались практически ежедневным массированным налетам американской бомбардировочной авиации. К тому же все острее ощущался дефицит практически всех видов сырья и материалов.

Сохранившийся до наших дней японский самолет Ki-100
Поэтому найти двигатель, которым можно было бы заменить На-140, было непросто, тем более, что других моторов жидкостного охлаждения в Японии не производилось. Пришлось остановить выбор на двигателях воздушного охлаждения.

Ki-100 otsu вид сбоку
Наиболее подходящим с точки зрения надежности и мощности был признан 14-цилиндровый двухрядный звездообразный двигатель Мицубиси На-112-II мощностью 1500 л.с.

Ki-100 kou вид сбоку
Первоначально было неясно, как установить двигатель диаметром 1,2 м на самолет с шириной фюзеляжа 0,84 м, но специалисты фирмы "Кавасаки", ознакомившись с конструкцией закупленного в Германии истребителя второй мировой войны "Фоккe-Вульф" FW-190, который также имел звездообразный двигатель и узкий фюзеляж. Самолет Ki-100-Ia проявили себя с самой лучшей стороны. Они были способны не только перехватывать действовавшие на больших высотах бомбардировщики В-29, но и вести на равных маневренный бой с лучшими американскими истребителями.

Ki-100 kou вид сверху
Не случайно и японские пилоты, и наземный технический персонал считали Ki-100 самым лучшим и самым надежным истребителем ВВС армии Японии.

Японский самолет Ki-100-Ia вид спереди
Не останавливаясь на достигнутом, специалисты "Кавасаки" приступили к работе над двумя новыми проектами. Первым из них стал истребитель Ki-100-Ib, получивший новый фонарь кабины пилота, который планировалось использовать на Ki-61-III и который обеспечивал прекрасный обзор по всем направлениям. Новые самолеты изготавливались с нуля в условиях непрекращающихся бомбежек, поэтому до конца войны было построено только 118 истребителей Ki-100-Ib (10б - на заводе в Кагамигахара и 12 - на заводе в Ичиномия).

Японский самолет Ki-100-Ia вид сбоку
Вторым проектом стал высотный истребитель второй мировой войны Ki-100-II с двигателем Мицубиси На-112-IIRu с турбокомпрессором Ru-102 и системой впрыска водно-метаноловой смеси. Из-за недостатка места в фюзеляже турбокомпрессор гнал воздух прямо в карбюратор без промежуточного охлаждения. Первый самолет Ki-100-II поднялся в воздух в мае 1945 года. Вскоре были испытаны еще два опытных самолета. По сравнению с самолетом Ki-100-I новый истребитель стал несколько тяжелее и потому уступал предшественнику на высотах менее 8000 м.

Японский самолет Ki-100 ведет воздушный бой с английским истребителем
Зато улучшились высотные характеристики. Так, на высоте полета 9500 м скорость достигла 590 км/ч. Запустить истребитель Ki-100-II в серию планировалось в сентябре 1945 года, но капитуляция Японии не позволила этим планам осуществиться.
| Модель | Ki-100-1а | 
| Экипаж, человек | 1 | 
| Размах крыла, м | 12,00 | 
| Длина, м | 8,82 | 
| Высота, м | 3,75 | 
| Максимальная скорость, км/ч 6000 м | 580 | 
| Потолок, м | 11 000 | 
| Дальность полета, км | 2000 | 
| Время подьема на высоту 5000 м, мин | 6 | 
| Вес, бомб, кг | 500 | 
| Вес, максимальный, кг | 3495 | 
| Двигатели, мощность л.с | 1 х 1500 | 
| Вооружение, пулеметы | 2 х 12,7-мм | 
| Вооружение, пушки | 2 х 20-мм | 
Источники:
- О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.
- Евгений Аранов. Kawasaki Ki.61/Ki.100 "Hien"/"Tony".
- Крылья Родины. Сергей Вехов. Ки.100 спорил с "Мустангом".
- Лейко О.Ю. Ki-100: Попытка реванша.
- Francillon, Rene J. Japanese Aircraft of the Pacific War".