Истребитель Кавасаки Ki-100
Кi-100 являлся переделкой планера истребителя Кi-61 под мотор Hа-112-II. Первый опытный экземпляр переделанного самолета совершил полет в февраля 1945 года, уже в марте началась массовая переделка, а затем серийный выпуск новых самолетов. Всего выпущено 389 истребителей Кi-100. На вооружение ВВС Императорской армии принят как тип 5. Существовало две основные модификации. Оба варианта имели вооружение 2x20+2x12,7, бомбы до 500кг. Самолет применялся в ПВО Японии с конца марта 1945 года. Производство самолетов было прекращено после капитуляции Японии.

Истребитель-перехватчик Японии Kawasaki Ki-100

японский скоростной самолет"Кавасаки Кокуки Коге Кабусики Кайса" Проходил испытания в 1945 году. После того как 19 января 1945 года американская авиация разрушила моторостроительный завод в городе Акаши, где выпускались двигатели На-140 для японских истребителей второй мировой войны Кавасаки Ki-61-II КАI, история "Ласточки" могла бы закончиться, если бы японцы в очередной раз не проявили твердости духа и не совершили настоящий подвиг, в рекордно короткие сроки разработав и запустив в производство новый истребитель.

С одной стороны, задача, стоявшая перед специалистами фирмы "Кавасаки", облегчалась тем, что в их распоряжении имелось 275 планеров Ki-61-II, находившихся на различных стадиях готовности. Но с другой стороны, Японские острова уже подвергались практически ежедневным массированным налетам американской бомбардировочной авиации. К тому же все острее ощущался дефицит практически всех видов сырья и материалов.

музейный экспонат

Сохранившийся до наших дней японский самолет Ki-100

Поэтому найти двигатель, которым можно было бы заменить На-140, было непросто, тем более, что других моторов жидкостного охлаждения в Японии не производилось. Пришлось остановить выбор на двигателях воздушного охлаждения.

тип отсу

Ki-100 otsu вид сбоку

Наиболее подходящим с точки зрения надежности и мощности был признан 14-цилиндровый двухрядный звездообразный двигатель Мицубиси На-112-II мощностью 1500 л.с.

боковая проекция самолета

Ki-100 kou вид сбоку

Первоначально было неясно, как установить двигатель диаметром 1,2 м на самолет с шириной фюзеляжа 0,84 м, но специалисты фирмы "Кавасаки", ознакомившись с конструкцией закупленного в Германии истребителя второй мировой войны "Фоккe-Вульф" FW-190, который также имел звездообразный двигатель и узкий фюзеляж. Самолет Ki-100-Ia проявили себя с самой лучшей стороны. Они были способны не только перехватывать действовавшие на больших высотах бомбардировщики В-29, но и вести на равных маневренный бой с лучшими американскими истребителями.

верхняя проекция самолета

Ki-100 kou вид сверху

Не случайно и японские пилоты, и наземный технический персонал считали Ki-100 самым лучшим и самым надежным истребителем ВВС армии Японии.

передняя проекция истребителя

Японский самолет Ki-100-Ia вид спереди

Не останавливаясь на достигнутом, специалисты "Кавасаки" приступили к работе над двумя новыми проектами. Первым из них стал истребитель Ki-100-Ib, получивший новый фонарь кабины пилота, который планировалось использовать на Ki-61-III и который обеспечивал прекрасный обзор по всем направлениям. Новые самолеты изготавливались с нуля в условиях непрекращающихся бомбежек, поэтому до конца войны было построено только 118 истребителей Ki-100-Ib (10б - на заводе в Кагамигахара и 12 - на заводе в Ичиномия).

боковая проекция самолета

Японский самолет Ki-100-Ia вид сбоку

Вторым проектом стал высотный истребитель второй мировой войны Ki-100-II с двигателем Мицубиси На-112-IIRu с турбокомпрессором Ru-102 и системой впрыска водно-метаноловой смеси. Из-за недостатка места в фюзеляже турбокомпрессор гнал воздух прямо в карбюратор без промежуточного охлаждения. Первый самолет Ki-100-II поднялся в воздух в мае 1945 года. Вскоре были испытаны еще два опытных самолета. По сравнению с самолетом Ki-100-I новый истребитель стал несколько тяжелее и потому уступал предшественнику на высотах менее 8000 м.

воздушный бой

Японский самолет Ki-100 ведет воздушный бой с английским истребителем

Зато улучшились высотные характеристики. Так, на высоте полета 9500 м скорость достигла 590 км/ч. Запустить истребитель Ki-100-II в серию планировалось в сентябре 1945 года, но капитуляция Японии не позволила этим планам осуществиться.

Модель
Ki-100-1а
Экипаж, человек
1
Размах крыла, м
12,00
Длина, м
8,82
Высота, м
3,75
Максимальная скорость, км/ч 6000 м
580
Потолок, м
11 000
Дальность полета, км
2000
Время подьема на высоту 5000 м, мин
6
Вес, бомб, кг
500
Вес, максимальный, кг
3495
Двигатели, мощность л.с
1 х 1500
Вооружение, пулеметы
2 х 12,7-мм
Вооружение, пушки
2 х 20-мм

Источники:

  • О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • Евгений Аранов. Kawasaki Ki.61/Ki.100 "Hien"/"Tony".
  • Крылья Родины. Сергей Вехов. Ки.100 спорил с "Мустангом".
  • Лейко О.Ю. Ki-100: Попытка реванша.
  • Francillon, Rene J. Japanese Aircraft of the Pacific War".
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме