Летающая лодка, морской Тип 97 Kawanishi H6K
Самолет Kawanishi Type S или Н6К должен был обеспечить крейсерскую скорость 220 км/час и особо оговоренную дальность полета 4500 км. Опытный экземпляр поднялся в воздух 14 июля 1936 года. Были построены еще три опытных экземпляра, ставшие первыми самолетами, которые сдали в эксплуатацию в январе 1938 года под обозначением Флотский Тип 97 Летающая Лодка Модель 1 (Navy Type 97 Flying-Boat Model 1). Одновременно самолет Н6К был заказан для серийного производства. В конечном итоге было построено 217 машин всех вариантов. Союзники дали этому типу самолетов кодовое имя Мэвис (Mavis - певчий дрозд).

Патрульно-разведывательная летающая лодка Kawanishi H6K Mavis

h6k_left В начале 1933 года Кайгун Коку Хомбу направил фирме "Каваниси" конструктивные требования 8-Си к большой летающей лодке, в соответствии с которыми специалисты компании разработали проекты двух самолетов: трехмоторной лодки Тип Q и четырехмоторной Тип Р. В марте 1933 года были построены деревянные модели обеих лодок, которые были подвергнуты продувке в аэродинамической трубе и гидростатическим испытаниям в бассейне. Однако их результаты не удовлетворили заказчика, и в сентябре работы были прекращены. В это же время военные серьезно пересмотрели концепцию использования проектируемых летающих лодок, поскольку принятие на вооружение двухмоторных базовых бомбардировщиков позволило ограничить наступательные задачи самолетов такого типа. Это, а также опыт создания проектов Тип Q и Тип Р, нашло отражение в сформулированных в начале 1934 года конструктивных требованиях 9-Си.

Характеристики, заложенные в спецификации, были достаточно высокими. Так, например, дальность полета при крейсерской скорости 220 км/ч должна была быть не меньше 4625 км - намного больше, чем у американской летающей лодки Сикорский S-42. Одновременно было четко оговорено, что проектируемый самолет должен представлять собой четырехмоторный моноплан. На "Каваниси" к новой задаче отнеслись очень серьезно. Возглавившие работы Йосио Хасигучи и Сизуо Кикахара были даже командированы в Великобританию на авиастроительную фирму "Шорт Бразерс", которая специализировалась на постройке больших летающих лодок. После их возвращения в ноябре 1934 года началось проектирование самолета, получившего заводское обозначение Тип S и войсковое H6K1.

вид сбоку на летающую лодку

Летающая лодка Японского Императорского флота Каwanishi H6K Mavis

Он представлял собой четырехмоторный цельнометаллический верхнеплан с крылом типа "парасоль", крепившимся к фюзеляжу посредством перевернутых V-образных стоек и подкосов. В качестве силовой установки разработчики выбрали двигатели Накадзима Хикари 2 мощностью 840 л.с. Двухреданный фюзеляж H6K1 напоминал по своей конструкции летающие лодки Шорт. Характерной особенностью нового самолета стало применение крыла необычно большого удлинения и размаха (40 м), по сравнению с любым другим японским самолетом. Это позволило разместить в крыле шесть топливных баков общей емкостью 7765 литров. Экипаж машины состоял из девяти человек, а вооружение - из трех 7,7-мм пулеметов Тип 92 носовой, хвостовой и надфюзеляжной огневых точек. Бомбы общим весом в 1000 кг или две 800-кг торпеды, которые крепились на узлах внешней подвески под подкосами, поддерживавшими крыло.

вид сверху на летающую лодку

Летающая лодка Тип 97 H6K Модель 11

Первый прототип летающей лодки H6K1 был изготовлен к июлю 1936 года, а 14 июля летчик-испытатель фирмы "Каваниси" Кацуи Кондо поднял его в воздух. Летные испытания подтвердили ожидания конструкторов, и 25 июля самолет был передан заказчику. Военные летчики также высоко оценили новую машину. Вместе с тем они указали на необходимость улучшения продольной и поперечной устойчивости самолета, а также повышения его гидродинамических качеств. Кроме того, нарекания вызывала недостаточная мощность двигателей. Высказанные представителями заказчика пожелания были учтены при изготовлении трех следующих прототипов в конце 1937 года - начале 1938 года.

Первоначально эти три лодки оснащались двигателями Хикари 2 и отличались от первого самолета увеличенным размахом элеронов, килем большей площади и новой надфюзеляжной стрелковой башней, но затем на них, как и на первом прототипе, установили двигатели Мицубиси Кинсей 43 мощностью 1000 л.с., 14-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Мицубиси MK8D Кинсей 45 мощностью 1000 л.с. вращал трех-лопастный воздушный винт изменяемого шага диаметром 52 метра. Доработанный таким образом самолет в январе 1938 года был принят на вооружение императорского военно-морского флота Японии под обозначением "Летающая лодка Тип 97 H6K Модель 11"

Модификации H6K

  • H6K2 Модель 2 (с апреля 1940 года - H6K2 Модель 11) - предсерийная партия, произведенная в 1939 году в количестве 10 машин. Самолеты этого варианта были практически идентичны прототипам, единственное отличие - состав и размещение бортового оборудования. Два экземпляра (седьмой и восьмой) были переделаны в транспортные машины H6K2-L.
  • H6K2-L - транспортный вариант на базе H6K2. С 1940 по 1942 год было изготовлено 16 самолетов. Они были рассчитаны на перевозку 10-18 пассажиров, экипаж уменьшился до восьми человек. Вооружение отcутствовало.
  • H6KЗ Модель 12 - транспортный вариант. Построено два экземпляра, которые использовались в качестве транспортных машин для перевозки высшего командного состава императорского военно-морского флота Японии.
  • H6K4 - первая по-настоящему массовая модификация, выпускавшаяся в период с 1939 года по 1942 год. 127 построенных летающих лодок этого варианта отличались от предшественников увеличенным с 7765 литра до 13409 литров запасом топлива и усиленным вооружением. Надфюзеляжная стрелковая башня была заменена двумя боковыми блистерами с 7,7-мм пулеметами Тип 92 в каждом, еще по одному такому же пулемету было установлено в двух открытых (носовой и верхней) турелях, а в хвостовой части вместо пулемета была размещена 20-мм пушка Тип 99 Модель 1. Первоначально самолеты этой модификации (вариант H6K4 Модель 22) оснащались двигателями Мицубиси Кинсей 43 мощностью 1000 л.с., в августе 1941 года им на смену пришли усовершенствованные моторы Кинсей 46 той же мощности. Летающие лодки с новыми двигателями получили обозначение H6K4 Модель 23.
  • H6K4-L - транспортный вариант на базе H6K4. В 1942-1943 годах было изготовлено 20 самолетов, еще два были получены в результате переделки стандартных лодок H6K4. От транспортных летающих лодок более ранних вариантов они отличались лишь рядом мелких деталей.
  • H6K5 Модель 23 - модификация с двигателями (Мицубиси Кинсей 51 или 53 мощностью 1300 л.с). До февраля 1942 года, когда на заводе "Каваниси" в Наруо приступили к производству летающих лодок Н8К, было построено 36 самолетов этого варианта. Вместо открытой носовой огневой точки на них устанавливалась закрытая вращающаяся башенка с 7,7-мм пулеметом.

Летающие лодки H6K активно использовались в боевых действиях с первого дня войны на Тихом океане. В основном они занимались дальней разведкой, но иногда их привлекали и к нанесению бомбовых ударов но Рабаулу и целям, расположенным на территории Голландской Ост-Индии и острове Уэйк. В апреле гидросамолеты H6K появились и над Индийским океаном.

фото летающей лодки

Kawanishi H6K боевой полет над морем

На первых порах эффективность действий летающих лодок этого типа (у союзников они получили кодовое обозначение "Мэвис") в качестве бомбардировщиков была весьма высока, но затем в условиях усилившегося противодействия со стороны противника она начала снижаться. Из-за отсутствия бронирования рабочих мест экипажа и протектирования топливных баков самолеты H6K становились легкой добычей для истребителей союзников, поэтому вскоре они перестали выполнять такие задачи. Зато в качестве дальнего разведчика, когда вероятность встречи с истребителями противника была небольшой, летающие лодки действовали очень успешно. На огромных просторах Тихого океана большая продолжительность полета H6K пришлась как нельзя кстати. Начиная со второй половины 1942 года "Мэвисы" начали вытесняться из частей первой линии более совершенными лодками Н8К. Высвобождающиеся машины переводились на выполнение задач по патрулированию океанских просторов. По крайней мере три лодки H6K на рубеже 1942-1943 годов были оборудованы поисковыми радарами. Они стали первыми самолетами Второй мировой войны Японского Императорского флота, оснащенными такими устройствами.

Модель
H6K4
Экипаж, человек
9
Размах крыла, м
40,0
Длина, м
25,63
Высота, м
6,27
Площадь крыла, м2
170,0
Силовая установка
4хMitsubishi Kinsei 43
Мощность, л.с, кВт
4х1000 (4х746)
Масса пустого, кг
11707
Нормальная взлетная, кг
17000
Максимальная взлетная, кг
21500
Макс. скорость, км/час
331
Крейсерская скорость , км/час
255
Скороподъёмность, м/сек
6,2
Практический потолок, м
9610
Практическая дальность, км
6580
Нагрузка на крыло, кг/м2
100
Тяговооружённость, Вт/кг
170
Вооружение, пулеметы, мм
4х7,7 Тип-97
Вооружение, пушки, мм
1х20 Тип-99
Вооружение, торпеда, кг (или)
2х800
Вооружение, бомбы, кг
1000

Источники:

  • О.В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
  • Сергей Колов. Морской разведчик по имени "Мэйвис".
  • Николай Околелов, Александр Чечин. Летающие крейсера японского флота.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме