Летающая лодка, морской Тип 2 Kawanishi H8K
После гидросамолета Н6К потребовалась летающая лодка еще больших размеров, и компания разработала опытный образец Каваниси H8K1, совершивший первый полет 31 декабря 1940 года. Самолет вмещал экипаж из 10 человек, был хорошо вооружен, имел броню и вместительные топливные баки внутри фюзеляжа. В серийное производство самолет был запущен в конце 1941 года под обозначением Флотская Летающая Лодка Тип 2 Модель 11; позже союзниками ей было присвоено кодовое имя Эмили (Emily). Было построено 167 летающих лодок H8K для выполнения бомбардировочных, разведывательных и транспортных заданий.

Японская летающая лодка Kawanishi H8K

гидросамолет морской В июле 1938 года Кайгун Коку Хомбу направил фирме "Каваниси" заказ на разработку большой четырехмоторной летающей лодки, призванной заменить лодку Н6К, поступавшую на вооружение подразделений императорского военно-морского флота Японии. Приложенная к заказу спецификация 13-Си содержала требования, которые значительно превосходили характеристики проходивших в то время испытания прототипов летающих лодок Шорт S.25 "Сандерленд" и Сикорский XPBS-1. Новый японский самолет Второй мировой войны должен был развивать максимальную скорость 445 км/ч, крейсерскую - 333 км/ч, а дальность полета составляла 7410 км при выполнении разведывательных задач и 6485 км - с грузом бомб или торпед (до 2000 кг). Для защиты от атак самолетов противника на него предписывалось установить пять 20-мм пушек и четыре 7,7-мм пулемета.

В августе 1938 года конструкторский коллектив под руководством Сизуо Кикахары приступил к работе над проектом, который получил войсковое обозначение H8K1. Первоначально было запланировано применить на новой машине проверенную на гидросамолете Н6К схему с крылом типа "парасоль", однако исследования в аэродинамической трубе продемонстрировали, что более перспективной является схема свободнонесущего верхнеплана. Она позволяла благодаря меньшему сопротивлению существенно увеличить вес самолета, а тем самым повысить запас топлива. Большое значение придавалось и аэродинамическим характеристикам машины. Рассматривалась даже возможность применения складывающихся в полете поплавков (как на американской летающей лодке XPB2Y-1), но от этой идеи отказались из-за нерационального усложнения конструкции.

документальное фото самолета

Фотография сохранившегося до наших дней Японского гидросамолета Каwanishi H8K

К постройке первого прототипа на заводе "Каваниси" в Наруо приступили в июне 1939 года, а закончили его 29 декабря 1940 года. На летающей лодке H8K1 были установлены четыре звездообразных двигателя Мицубиси Касей 11 мощностью по 1500 л.с., каждый с четырехлопастными металлическими винтами фирмы "Сумитомо". Для достижения требуемой дальности полета конструкторы "Каваниси" установили на самолете восемь сравнительно небольших крыльевых непротектированных баков и шесть больших баков в фюзеляже. Последние были частично протектированы и оборудованы системой автоматического пожаротушения. Причем в случае повреждения бака топливо, вытекшее в фюзеляж, могло быть закачано в другой, неповрежденный бак.

маленькая картинка самолета

Летающая лодка Японского Императорского флота Каwanishi H8K в полете над морем, нажмите чтобы увеличить

Общий объем топлива, забираемого на борт, достиг 17040 литров, что составляло 29 % взлетного веса. Оборонительное вооружение было представлено пятью 20-мм пушками Тип 99 Модель 1, которые были установлены в трех стрелковых башнях (носовой, зерхней и хвостовой) и двух боковых блистерах, а также тремя 7,7-мм пулеметами Т ип 92. Бомбы общей массой до 2000 кг, или две 800-кг торпеды в соответствии с требованиями 16-Си крепились на узлах внешней подвески между гондолами дигателей. Рабочие места членов состоявшего из десяти человек экипажа имели бронезащиту.

боковая проекция летающей лодки

Каwanishi H8K

Прототип летающей лодки H8K1 поднялся в воздух в январе 1941 года. Первый серьезный недостаток новой машины выявился уже при взлете, когда поднявшиеся брызги стали заливать винты. Попадание воды в двигатели привело к снижению их мощности и увеличению взлетной дистанции. Прототип пришлось вернуть на завод. Там изменили обводы нижней части фюзеляжа и место расположения воздухозаборников двигателей.

верхняя проекция летающей лодки

Летающая лодка Тип 2 Модель 11 (H8K1 Модель 11)

Доработанный таким образом гидросамолет 18 марта был возвращен заказчику. В ходе проведенных испытаний он продемонстрировал заметно улучшившиеся, хотя и уступавшие летающей лодки Н6К, гидродинамические качества, а также очень высокие характеристики, которые превосходили показатели всех зарубежных машин такого же типа.

нижняя проекция летающей лодки

Kawanishi H8K летающая лодка, морской Тип 2

В конце 1941 года Кайгун Коку Хомбу направил новый самолет в серийное производство под обозначением "Летающая лодка Тип 2 Модель 11" (H8K1 Модель 11). К этому времени были построены и облетаны еще две предсерийные лодки с дополнительно модифицированными фюзеляжами и более слабым вооружением (две 20-мм пушки и пять 7,7-мм пулеметов). Второй прототип из них имел киль увеличенной площади, ставший образцом для серийных машин.

Модификации H8K

  • H8K1 Модель 11 - первая серийная модификация, выпускавшаяся в 1941-1942 годах. 14 самолетов этого варианта в целом были идентичны предсерийным машинам, однако на части из них вместо двигателей Мицубиси Касей 11 были установлены усовершенствованные моторы Касей 12 мощностью 1530 л. с.
  • H8K2 Модель 12 - самая многочисленная модификация, производившаяся в 1943-1945 годах (изготовлено 112 машин). Самолеты этого варианта получили полностью протестированные топливные баки и усиленную бронезащиту кресел членов экипажа. В качестве силовой установки были использованы двигатели Мицубиси Касей 22 с системой впрыска в цилиндры водно-метаноловой смеси, за счет чего их мощность возросла до 1850 л.с. Более мощные моторы потребовали довести запас топлива до 18880 литров, что в свою очередь привело к увеличению и без того большой дальности полета. Оборонительное вооружение было усилено и вновь состояло из пяти 20-мм пушек и четырех 7,7-мм пулеметов. Кроме того, незначительные изменения претерпела форма носовой части фюзеляжа и киля. На самолетах последних серий (начиная с 1944 года) выпуклые боковые блистеры были заменены прямоугольными люками.
  • H8K2-L Модель 32 - транспортный вариант, предназначенный для перевозки 29 VIP-персон или 64 десантников со снаряжением. Вооружение сокращено до одного 13-мм пулемета Тип 2 в носовой башне и одной 20-мм пушки Тип 99 Модель 1 в хвостовой башне. Всего было построено 36 машин этой модификации: 24 - в 1944 году и 12 - в 1945 году.
  • H8KЗ Модель 22 - два опытных самолета этой модификации были оснащены убираемыми стабилизирующими поплавками и вооружены по образцу Н9К2. Надфюзеляжная стрелковая башня приобрела цилиндрическую форму и стала убираемой. В серию этот вариант не пошел.
  • H8K4 Модель 33 - опытный вариант, разработанный в 1945 году. Два самолета этой модификации представляли собой машины варианта Н9К3, на которые установили двигатели Мицубиси Касей 25Ь мощностью 1825 л.с. Серийно эти лодки не выпускались, как и транспортный вариант H8K4-L.

Боевое крещение летающих лодок H8K, получивших у союзников кодовое обозначение "Эмили", состоялось 4 марта 1942 года, когда два самолета взлетели в районе атолла Вотье (Маршалловы острова), дозаправились с подводных лодок и взяли курс на американскую военную базу в Перл-Харборе. Машины без особых препятствий преодолели расстояние в 3700 км и сбросили по четыре 250-кг бомбы, которые взорвались, не причинив никакого вреда, на склоне горы Маунт Танталус недалеко от входа в порт. Причиной неудачи операции стала плохая видимость: над островом Оаху стоял густой туман. Дальнейшие налеты пришлось прекратить из-за того, что американский флот занял острова, у берегов которых проводилась дозаправка с подводных лодок. Позднее гидросамолеты "Эмили, появившись в Индийском океане, бомбили Коломбо, Тринкомалле и Калькутту. Тем не менее основным занятием летающих лодок H8K стала дальняя разведка, где сполна проявились превосходные характеристики самолетов этого типа, соединивших в себе высокую скорость, феноменальную дальность полета, мощное вооружение и высокую степень защиты. Все это позволяет считать H8K бесспорно лучшей тяжелой Японской летающей лодкой второй мировой войны.

Модель
H8K2
Экипаж, человек
10
Размах крыла, м
38,0
Длина, м
28,13
Высота, м
9,15
Площадь крыла, м2
160,0
Силовая установка
4хMitsubishiMk40Kasei22
Мощность, л.с, кВт
4х1850 (4х1380)
Масса пустого, кг
18380
Нормальная взлетная, кг
24500
Максимальная взлетная, кг
32500
Макс. скорость, км/час
465
Крейсерская скорость , км/час
290
Скороподъёмность, м/сек
8,1
Практический потолок, м
8760
Практическая дальность, км
7150
Нагрузка на крыло, кг/м2
153
Тяговооружённость, Вт/кг
220
Вооружение, пулеметы, мм
5х7,7 Тип-97
Вооружение, пушки, мм
5х20 Тип-99
Вооружение, торпеда, кг (или)
2х800
Вооружение, бомбы, кг
2000

Источники:

  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • В.Котельников. Гидросамолеты 1939-1945 (Авиаколлекция).
  • Александр Горьковский. H8K - лучшая тяжелая летающая лодка на Тихом океане.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • Д.Хирокоши, М.Окумия, М.Кайдин. Японская авиация во Второй Мировой войне.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Летчики России демонстрируют лучший результат в общем зачете на "Авиадартс"
Первые результаты конкурса "Авиадартс - 2015" Вчера, 5 августа, министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу на полигоне Дубровичи в Рязанской...
Многоцелевой самолет Бристоль Бофайтер
Многоцелевой истребитель-бомбардировщик Bristol Beaufighter Bristol Beaufighter - тяжелый истребитель, ночной истребитель, также используемый как легкий бомбардировщик, торпедоносец, он был одним из...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме