|
Летающая лодка, морской Тип 2 Kawanishi H8K
|
После гидросамолета Н6К потребовалась летающая лодка еще больших размеров, и компания разработала опытный образец Каваниси H8K1, совершивший первый полет 31 декабря 1940 года. Самолет вмещал экипаж из 10 человек, был хорошо вооружен, имел броню и вместительные топливные баки внутри фюзеляжа. В серийное производство самолет был запущен в конце 1941 года под обозначением Флотская Летающая Лодка Тип 2 Модель 11; позже союзниками ей было присвоено кодовое имя Эмили (Emily). Было построено 167 летающих лодок H8K для выполнения бомбардировочных, разведывательных и транспортных заданий.
Японская летающая лодка Kawanishi H8K
В июле 1938 года Кайгун Коку Хомбу направил фирме "Каваниси" заказ на разработку большой четырехмоторной летающей лодки, призванной заменить лодку Н6К, поступавшую на вооружение подразделений императорского военно-морского флота Японии. Приложенная к заказу спецификация 13-Си содержала требования, которые значительно превосходили характеристики проходивших в то время испытания прототипов летающих лодок Шорт S.25 "Сандерленд" и Сикорский XPBS-1. Новый японский самолет Второй мировой войны должен был развивать максимальную скорость 445 км/ч, крейсерскую - 333 км/ч, а дальность полета составляла 7410 км при выполнении разведывательных задач и 6485 км - с грузом бомб или торпед (до 2000 кг). Для защиты от атак самолетов противника на него предписывалось установить пять 20-мм пушек и четыре 7,7-мм пулемета.
В августе 1938 года конструкторский коллектив под руководством Сизуо Кикахары приступил к работе над проектом, который получил войсковое обозначение H8K1. Первоначально было запланировано применить на новой машине проверенную на гидросамолете Н6К схему с крылом типа "парасоль", однако исследования в аэродинамической трубе продемонстрировали, что более перспективной является схема свободнонесущего верхнеплана. Она позволяла благодаря меньшему сопротивлению существенно увеличить вес самолета, а тем самым повысить запас топлива. Большое значение придавалось и аэродинамическим характеристикам машины. Рассматривалась даже возможность применения складывающихся в полете поплавков (как на американской летающей лодке XPB2Y-1), но от этой идеи отказались из-за нерационального усложнения конструкции.
Фотография сохранившегося до наших дней Японского гидросамолета Каwanishi H8K
К постройке первого прототипа на заводе "Каваниси" в Наруо приступили в июне 1939 года, а закончили его 29 декабря 1940 года. На летающей лодке H8K1 были установлены четыре звездообразных двигателя Мицубиси Касей 11 мощностью по 1500 л.с., каждый с четырехлопастными металлическими винтами фирмы "Сумитомо". Для достижения требуемой дальности полета конструкторы "Каваниси" установили на самолете восемь сравнительно небольших крыльевых непротектированных баков и шесть больших баков в фюзеляже. Последние были частично протектированы и оборудованы системой автоматического пожаротушения. Причем в случае повреждения бака топливо, вытекшее в фюзеляж, могло быть закачано в другой, неповрежденный бак.
Летающая лодка Японского Императорского флота Каwanishi H8K в полете над морем
Общий объем топлива, забираемого на борт, достиг 17040 литров, что составляло 29 % взлетного веса. Оборонительное вооружение было представлено пятью 20-мм пушками Тип 99 Модель 1, которые были установлены в трех стрелковых башнях (носовой, зерхней и хвостовой) и двух боковых блистерах, а также тремя 7,7-мм пулеметами Т ип 92. Бомбы общей массой до 2000 кг, или две 800-кг торпеды в соответствии с требованиями 16-Си крепились на узлах внешней подвески между гондолами дигателей. Рабочие места членов состоявшего из десяти человек экипажа имели бронезащиту.
Каwanishi H8K
Прототип летающей лодки H8K1 поднялся в воздух в январе 1941 года. Первый серьезный недостаток новой машины выявился уже при взлете, когда поднявшиеся брызги стали заливать винты. Попадание воды в двигатели привело к снижению их мощности и увеличению взлетной дистанции. Прототип пришлось вернуть на завод. Там изменили обводы нижней части фюзеляжа и место расположения воздухозаборников двигателей.
Летающая лодка Тип 2 Модель 11 (H8K1 Модель 11)
Доработанный таким образом гидросамолет 18 марта был возвращен заказчику. В ходе проведенных испытаний он продемонстрировал заметно улучшившиеся, хотя и уступавшие летающей лодки Н6К, гидродинамические качества, а также очень высокие характеристики, которые превосходили показатели всех зарубежных машин такого же типа.
Kawanishi H8K летающая лодка, морской Тип 2
В конце 1941 года Кайгун Коку Хомбу направил новый самолет в серийное производство под обозначением "Летающая лодка Тип 2 Модель 11" (H8K1 Модель 11). К этому времени были построены и облетаны еще две предсерийные лодки с дополнительно модифицированными фюзеляжами и более слабым вооружением (две 20-мм пушки и пять 7,7-мм пулеметов). Второй прототип из них имел киль увеличенной площади, ставший образцом для серийных машин.
Модификации H8K
- H8K1 Модель 11 - первая серийная модификация, выпускавшаяся в 1941-1942 годах. 14 самолетов этого варианта в целом были идентичны предсерийным машинам, однако на части из них вместо двигателей Мицубиси Касей 11 были установлены усовершенствованные моторы Касей 12 мощностью 1530 л. с.
- H8K2 Модель 12 - самая многочисленная модификация, производившаяся в 1943-1945 годах (изготовлено 112 машин). Самолеты этого варианта получили полностью протестированные топливные баки и усиленную бронезащиту кресел членов экипажа. В качестве силовой установки были использованы двигатели Мицубиси Касей 22 с системой впрыска в цилиндры водно-метаноловой смеси, за счет чего их мощность возросла до 1850 л.с. Более мощные моторы потребовали довести запас топлива до 18880 литров, что в свою очередь привело к увеличению и без того большой дальности полета. Оборонительное вооружение было усилено и вновь состояло из пяти 20-мм пушек и четырех 7,7-мм пулеметов. Кроме того, незначительные изменения претерпела форма носовой части фюзеляжа и киля. На самолетах последних серий (начиная с 1944 года) выпуклые боковые блистеры были заменены прямоугольными люками.
- H8K2-L Модель 32 - транспортный вариант, предназначенный для перевозки 29 VIP-персон или 64 десантников со снаряжением. Вооружение сокращено до одного 13-мм пулемета Тип 2 в носовой башне и одной 20-мм пушки Тип 99 Модель 1 в хвостовой башне. Всего было построено 36 машин этой модификации: 24 - в 1944 году и 12 - в 1945 году.
- H8KЗ Модель 22 - два опытных самолета этой модификации были оснащены убираемыми стабилизирующими поплавками и вооружены по образцу Н9К2. Надфюзеляжная стрелковая башня приобрела цилиндрическую форму и стала убираемой. В серию этот вариант не пошел.
- H8K4 Модель 33 - опытный вариант, разработанный в 1945 году. Два самолета этой модификации представляли собой машины варианта Н9К3, на которые установили двигатели Мицубиси Касей 25Ь мощностью 1825 л.с. Серийно эти лодки не выпускались, как и транспортный вариант H8K4-L.
Боевое крещение летающих лодок H8K, получивших у союзников кодовое обозначение "Эмили", состоялось 4 марта 1942 года, когда два самолета взлетели в районе атолла Вотье (Маршалловы острова), дозаправились с подводных лодок и взяли курс на американскую военную базу в Перл-Харборе. Машины без особых препятствий преодолели расстояние в 3700 км и сбросили по четыре 250-кг бомбы, которые взорвались, не причинив никакого вреда, на склоне горы Маунт Танталус недалеко от входа в порт. Причиной неудачи операции стала плохая видимость: над островом Оаху стоял густой туман. Дальнейшие налеты пришлось прекратить из-за того, что американский флот занял острова, у берегов которых проводилась дозаправка с подводных лодок. Позднее гидросамолеты "Эмили, появившись в Индийском океане, бомбили Коломбо, Тринкомалле и Калькутту. Тем не менее основным занятием летающих лодок H8K стала дальняя разведка, где сполна проявились превосходные характеристики самолетов этого типа, соединивших в себе высокую скорость, феноменальную дальность полета, мощное вооружение и высокую степень защиты. Все это позволяет считать H8K бесспорно лучшей тяжелой Японской летающей лодкой второй мировой войны.
Модель
|
H8K2
|
Экипаж, человек
|
10
|
Размах крыла, м
|
38,0
|
Длина, м
|
28,13
|
Высота, м
|
9,15
|
Площадь крыла, м2
|
160,0
|
Силовая установка
|
4хMitsubishiMk40Kasei22
|
Мощность, л.с, кВт
|
4х1850 (4х1380)
|
Масса пустого, кг
|
18380
|
Нормальная взлетная, кг
|
24500
|
Максимальная взлетная, кг
|
32500
|
Макс. скорость, км/час
|
465
|
Крейсерская скорость , км/час
|
290
|
Скороподъёмность, м/сек
|
8,1
|
Практический потолок, м
|
8760
|
Практическая дальность, км
|
7150
|
Нагрузка на крыло, кг/м2
|
153
|
Тяговооружённость, Вт/кг
|
220
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
5х7,7 Тип-97
|
Вооружение, пушки, мм
|
5х20 Тип-99
|
Вооружение, торпеда, кг (или)
|
2х800
|
Вооружение, бомбы, кг
|
2000
|
Источники:
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.
- В.Котельников. Гидросамолеты 1939-1945 (Авиаколлекция).
- Александр Горьковский. H8K - лучшая тяжелая летающая лодка на Тихом океане.
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.
- Д.Хирокоши, М.Окумия, М.Кайдин. Японская авиация во Второй Мировой войне.
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|