|
Учебно-тренировочный самолет Yokosuka K5Y Willow
|
Разpаботка этого самолета началась в 1932 году и в последствии K5Y тип 93 стал самым массовым японским тpениpовочным самолетом флота; его пpодолжали выпускать вплоть до окончания Второй мировой войны. После коpоткой пpогpаммы испытаний, машину пpиняли на вооpужение флота и уже в янваpе 1934 года был запущен в сеpию. Основное применение машины - тренировочный самолет флота. Но он применялся как разведчик, связной самолет, легкий бомбардировщик, а в конце войны как самолет-камикадзе. Всего было выпущено 5770 самолетов К5Y, в том числе 872 поплавковых К5Y2.
Японский тренировочный биплан Yokosuka K5Y Willow
Основной учебно-тренировочной машиной Императорского военно-морского флота Японии был самолет Йокосука K5Y. Он выпускался с 1933 года по 1945 год и стал самым массовым японским самолетом в своем классе. Всего было изготовлено 5591 машин. А начались работы над K5Y в 1932 году, когда Кайгун Коку Хомбу поручил специалистам 1-го авиационного арсенала флота в Йокосуке с помощью конструкторов из фирмы "Каваниси" довести до ума учебно-тренировочный самолет Тип 91. впервые облетанный в 1931 году. Он имел неплохие характеристики, но обладал недостаточной для машины, предназначенной для подготовки пилотов, устойчивостью в полете. Поэтому его конструкция была существенно переработана. в результате чего была создана машина-биплан - K5Y1.
Новый самолет отличался от своего предшественника новым верхним крылом с увеличенным углом поперечного V и большей стреловидностью, а также хвостовым оперением большей площади. Кроме того, на стойках неубирасмого шасси не устанавливались характерные для самолета Тип 91 обтекатели. В качестве силовой установки на K5YI использовался звездообразный двигатель воздушного охлаждения Хитачи Амаказе 11 мощностью 340 л.с., прикрытый капотом в виде кольца Тауненда.
Учебно-тренировочный самолет Yokosuka K5Y 2 модификация на поплавках
Вооружение было представлено размещенным над двигателем 7,7-мм пулеметом Тип 89. Второй пулемет, подвижный, Тип 2 калибра 7,92 мм мог монтироваться в задней кабине. Под крылом K5Y1 имел возможность нести две учебные бомбы массой по 30 кг или десять бомб по 10 кг.
Yokosuka K5Y Willow
Первый опытный самолет поднялся в воздух в декабре 1933 года. После завершения сокращенной программы испытаний его приняли на вооружение флота как "Переходный учебно-тренировочный самолет флота Тип 93 Модель 1" (K5Y1 Модель 1) и уже в январе 1934 года направили в серийное производство.
Переходный учебно-тренировочный самолет флота Тип 93 Модель 1 (K5Y1 Модель 1)
Первоначально оно осуществлялось на заводе "Каваниси", но позднее его перенесли на заводы ряда других авиастроительных фирм, в меньшей степени загруженных выпуском боевых самолетов: "Ниппон Хикоки КК" (здесь изготовили 2719 самолетов K5Y), "Хитачи Кокуки КК" (1393 машины). "Фулaи Хикоки КК" (869 машин) и "Ватанабе Теккосо КК" (556 машин).
Японский самолет подготовки летного состава Yokosuka K5Y
Небольшое число самолетов было построено фирмами "Накадзима" и "Мицубиси". Параллельно с колесным вариантом выпускался поплавковый вариант K5Y, получивший обозначение K5Y2 Модель 2. Всего было произведено 872 таких самолета.
Yokosuka K5Y2 Модель 2
Дальнейшее развитие конструкции удачного учебно-тренировочного самолета было поручено фирме "Ниппон". Конструкторами компании были разработаны варианты K5Y3 Модель 12, K5Y4 Модель 13 и K5Y5 Модель 14 с более мощными двигателями серии Амаказе, но облетан из них был только поплавковый K5Y3.
Поплавковый вариант учебно-самолета Yokosuka K5Y2
Проекты K5Y4 и K5Y5 (оба на колесном шасси) остались на бумаге. Самолеты K5Y использовались до последних дней войны и сыграли огромную роль в подготовке летного состава авиации японских ВМС.
Учебно-тренировочный самолет Японского Императорского флота Yokosuka K5Y2
Союзники присвоили им кодовое имя "Уиллоу" английское Willow.
Модификация
|
K5Y
|
Экипаж, человек
|
2
|
Длина, метров
|
8,05
|
Размах крыла, метров
|
11
|
Высота, метров
|
3,2
|
Площадь крыла, метров2
|
27,7
|
Масса пустого, кг
|
1000
|
Максимальная взлетная масса, кг
|
1500
|
Силовая установка
|
Хитачи Амаказе-11
|
Мощность, л.с, кВт
|
340 (225 )
|
Максимальная скорость, км/ч
|
212
|
Крейсерская скорость, км/ч
|
140 на высоте 1000 м
|
Практическая дальность, км
|
1020
|
Практический потолок, метров
|
5700
|
Скороподъёмность, м/с
|
3,7
|
Время набора высоты, 3000 м, мин
|
13,55
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
1х7,7 тип 89 1х7,7 тип 92
|
Вооружение, бомбы, кг
|
2х30 или 10х10
|
Модификация
|
K5Y2
|
Экипаж, человек
|
2
|
Длина, метров
|
8,78
|
Размах крыла, метров
|
11
|
Высота, метров
|
3,68
|
Площадь крыла, метров2
|
27,7
|
Масса пустого, кг
|
1150
|
Максимальная взлетная масса, кг
|
1650
|
Силовая установка
|
Хитачи Амаказе-11
|
Мощность, л.с, кВт
|
340 (225 )
|
Максимальная скорость, км/ч
|
200
|
Крейсерская скорость, км/ч
|
140 на высоте 1000 м
|
Практическая дальность, км
|
700
|
Практический потолок, метров
|
4330
|
Скороподъёмность, м/с
|
3,7
|
Время набора высоты, 3000 м, мин
|
19,6
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
1х7,7 тип 89 1х7,7 тип 92
|
Вооружение, бомбы, кг
|
2х30 или 10х10
|
Источники:
- О.В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.
- Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
- Евгений Аранов. Учебно-тренировочные самолеты Японии.
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|