Транспортный самолет морской Тип 0 Showa/Nakajima-Douclas
В 1934 году Япония приобрела пассажирский самолет DC-2, еще шесть единиц построили по лицензии. После появления модели DC-3 компания Mitsui, действовавшая как агент Имперского Флота, смогла приобрести лицензию на этот самолет. Первые два японских DC-2, получивших обозначение L3D1, были собраны фирмой Showa в 1940 году. Основным производителем L2D была Showa, часть самолетов построила Nakajima, прекратившая сборку в 1942 году. Как и прототип, самолеты были не вооружены, лишь на L2D4 появилась надфюзеляжная турель с пулеметом. Первоначально японский DC-3 был чисто пассажирским самолетом, но на модификации L2D3-I появилась грузовая дверь.

Японский  транспортный самолет Showa/Nakajima-Douclas L2D

японский транспортный самолет"Сова Хикоки Кабусики Кaйса" Проходил испытания в 1940 году. Разработанный специалистами американской авиастроительной компании "Дуглас" транспортно-пассажирский самолет DC-3 в 30-40-х годах XX века по праву считался лучшим в мире в своем классе. Он имел очень удачную конструкцию и производился на протяжении долгих лет не только в США, но и в других странах, в том числе и Японии.

А началось все с покупки двадцати пассажирских авиалайнеров DC-3 для нужд японской авиакомпании "Авиалинии Великой Японии". Сделка была совершена в начале 1937 года при посредничестве торговой фирмы "Мицуи Буссан Кайса КК". Самолеты пришлись ко двору и 24 февраля 1938 года "Мицуи" приобрела за 90000 долларов права на выпуск и продажу- самолетов DC-3 в Японии, но вскоре без согласия компании "Дуглас" эта японская фирма, не занимавшаяся прежде авиастроением, уступила лицензию императорскому военно-морскому флоту, заинтересованному в изготовлении DC-3 для нужд Японского Императорского флота.

полет морского самолета

Полет транспортного самолета Японского Императорского флота Showa/Nakajima-Douclas L2D нажмите, чтобы увеличить

Поскольку основные авиастроительные японские компании были в то время заняты разработкой и производством собственных самолетов, задача по адаптации конструкции американской машины к японским условиям и серийному выпуску была поручена небольшой фирме "Сова Хикоки КК". Ей и были переданы два разобранных экземпляра DC-3. которые американцы предоставили "Мицуи" в рамках лицензионного соглашения.

модель самолета

Фотография Японского военно-транспортного самолета Nakajima-Douclas L2D

Работы на фирме "Сова" шло чрезвычайно медленно - первый самолет из готовых частей был собран только в октябре 1939 года. Второй был готов лишь к апрелю 1940 года. Такие темпы не удовлетворяли военных, принявших эти две машины на вооружение под обозначением "Транспортный самолет флота Тип D" (L2D1), и они привлекли к производству столь нужных флоту самолетов фирму "Накадзима", одновременно обязав последнюю оказать помощь специалистам фирмы "Сова".

боковая проекция самолета

Транспортный самолет морской Тип 0 Showa/Nakajimа L2D

В результате первые серийные самолеты были построены на заводе "Накадзимы" в 1940 году, а в марте 1941 года первую машину изготовила фирма "Сова". Серийные самолеты вместе с двигателями Мицубиси Кинсей 43 мощностью 1000 л.с. (вместо "Пратт-Уиттни" R-1830 "Твин Уоси") получили новое обозначение - "Транспортный самолет флота Тип 0 Модель 11" (L2D2 Модель 11). Производство L2D2 на "Накадзиме" было прекращено в 1942 году после выпуска 71 машины. С этого времени изготовлением транспортников занималась исключительно фирма "Сова".

верхняя проекция самолета

Транспортный самолет флота Тип 0 Модель 11 (L2D2 Модель 11)

Часть самолетов L2D3 (вариант L2D3-1). как и L2D2 (вариант L2D2-1), была приспособлена для перевозки грузов массой до 4500 кг. На этих машинах был усилен пол грузового отсека и оборудован загрузочный люк большего размера.

Вариант L2D4 Модель 32 (на самолетах этой модификации планировалось установить оборонительное вооружение из одного 13-мм пулемета Тип 2 и двух 7,7-мм пулеметов Тип 92) в серию не пошел, в отличие от варианта L2D5 Модель 33. Построенные в конце войны в небольшом количестве машины имели смешанную деревянно-стальную конструкцию и двигатели Мицубиси Кинсей 62 мощностью 1500 л.с. Низкорасположенное цельнометаллическое крыло многолонжеронной конструкции (три лонжерона главных и один вспомогательный) состояло из прямоугольного центроплана и трапециевидных консолей с закругленными законцовками L2D3 Всего же на заводе фирмы "Сова" было выпущено 414 самолетов L2D всех вариантов.

полет морского транспортного самолета

Полет морского транспортного самолета Nakajima-Douclas L2D

Транспортники L2D оказались довольно удачными, что неудивительно, ведь по сути это были те же знаменитые самолеты DC-3. Правда, именно это обстоятельство стало причиной большого числа трагических ошибок, когда японские летчики и зенитчики путали отечественные машины с американскими.

Основные модификации транспортного самолета

  • L2D1 первая серия пассажирских самолетов с двигателями "Pratt & Whitney" SB3G.
  • L2D3 - модификация с двигателями Mitsubishi Kinsei 53.
  • L2D3-I грузовая модификация с двигателями Mitsubishi Kinsei 43.
  • L2D3-I Ко грузовая модификация с двигателями Mitsubishi Kinsei 53.
  • L2D4 модификация с надфюзеляжной турелью с 13,2-мм пулеметом Тип 2.
  • L2D4-I грузовой L2D4. L2D5 - L2D4 со смешанной (металлические и деревянные детали) конструкцией и двигателями Mitsubishi Kinsei 62.

Достоинства: большая дальность полета;
Недостатки: отсутствие оборонительного вооружения (исключая L2D4 и выше); низкие скоростные данные.

В ходе серийного производства конструкция самолета неоднократно модернизировалась, что привело к появлению усовершенствованной модификации L2D3 Модель 22, которая отличалась большей площадью остекления кабины, увеличенным на 1500 литра (до 4616 литров) запасом топлива. На новые машины устанавливались 1300-сильные двигатели Кинсей 51 или 53.

Союзники присвоили Японскому транспортному самолету L2D кодовое наименование "Тэбби" (Tabby).

Модель
L2D2
Экипаж, человек
3-5
Пассажировместимость, чел
21
Размах крыла, м
28,96
Длина, м
19,72
Высота, м
7,46
Площадь крыла, м2
91,6
Силовая установка
2хMitsubishi Kinsei 43
Мощность, л.с, кВт
2х1080 (2х805)
Масса пустого, кг
7125
Нормальная взлетная, кг
10900
Грузоподъемность, кг
4530
Макс. скорость, км/час
354
Крейсерская скорость , км/час
269
Практический потолок, м
10900
Практическая дальность, км
3220
Нагрузка на крыло, кг/м2
119
Тяговооружённость, Вт/кг
147,7

Источники:

  • О.В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
  • Р.В. Шаталов. Средний транспортный самолет Showa L2D.
  • Владимир Котельников. Военно-транспортные самолеты 1939-1945.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме