Транспортный самолет морской Тип 0 Showa/Nakajima-Douclas
|
Японский транспортный самолет Showa/Nakajima-Douclas L2D
"Сова Хикоки Кабусики Кaйса" Проходил испытания в 1940 году. Разработанный специалистами американской авиастроительной компании "Дуглас" транспортно-пассажирский самолет DC-3 в 30-40-х годах XX века по праву считался лучшим в мире в своем классе. Он имел очень удачную конструкцию и производился на протяжении долгих лет не только в США, но и в других странах, в том числе и Японии.
А началось все с покупки двадцати пассажирских авиалайнеров DC-3 для нужд японской авиакомпании "Авиалинии Великой Японии". Сделка была совершена в начале 1937 года при посредничестве торговой фирмы "Мицуи Буссан Кайса КК". Самолеты пришлись ко двору и 24 февраля 1938 года "Мицуи" приобрела за 90000 долларов права на выпуск и продажу- самолетов DC-3 в Японии, но вскоре без согласия компании "Дуглас" эта японская фирма, не занимавшаяся прежде авиастроением, уступила лицензию императорскому военно-морскому флоту, заинтересованному в изготовлении DC-3 для нужд Японского Императорского флота.
Полет транспортного самолета Японского Императорского флота Showa/Nakajima-Douclas L2D нажмите, чтобы увеличить
Поскольку основные авиастроительные японские компании были в то время заняты разработкой и производством собственных самолетов, задача по адаптации конструкции американской машины к японским условиям и серийному выпуску была поручена небольшой фирме "Сова Хикоки КК". Ей и были переданы два разобранных экземпляра DC-3. которые американцы предоставили "Мицуи" в рамках лицензионного соглашения.
Фотография Японского военно-транспортного самолета Nakajima-Douclas L2D
Работы на фирме "Сова" шло чрезвычайно медленно - первый самолет из готовых частей был собран только в октябре 1939 года. Второй был готов лишь к апрелю 1940 года. Такие темпы не удовлетворяли военных, принявших эти две машины на вооружение под обозначением "Транспортный самолет флота Тип D" (L2D1), и они привлекли к производству столь нужных флоту самолетов фирму "Накадзима", одновременно обязав последнюю оказать помощь специалистам фирмы "Сова".
Транспортный самолет морской Тип 0 Showa/Nakajimа L2D
В результате первые серийные самолеты были построены на заводе "Накадзимы" в 1940 году, а в марте 1941 года первую машину изготовила фирма "Сова". Серийные самолеты вместе с двигателями Мицубиси Кинсей 43 мощностью 1000 л.с. (вместо "Пратт-Уиттни" R-1830 "Твин Уоси") получили новое обозначение - "Транспортный самолет флота Тип 0 Модель 11" (L2D2 Модель 11). Производство L2D2 на "Накадзиме" было прекращено в 1942 году после выпуска 71 машины. С этого времени изготовлением транспортников занималась исключительно фирма "Сова".
Транспортный самолет флота Тип 0 Модель 11 (L2D2 Модель 11)
Часть самолетов L2D3 (вариант L2D3-1). как и L2D2 (вариант L2D2-1), была приспособлена для перевозки грузов массой до 4500 кг. На этих машинах был усилен пол грузового отсека и оборудован загрузочный люк большего размера.
Вариант L2D4 Модель 32 (на самолетах этой модификации планировалось установить оборонительное вооружение из одного 13-мм пулемета Тип 2 и двух 7,7-мм пулеметов Тип 92) в серию не пошел, в отличие от варианта L2D5 Модель 33. Построенные в конце войны в небольшом количестве машины имели смешанную деревянно-стальную конструкцию и двигатели Мицубиси Кинсей 62 мощностью 1500 л.с. Низкорасположенное цельнометаллическое крыло многолонжеронной конструкции (три лонжерона главных и один вспомогательный) состояло из прямоугольного центроплана и трапециевидных консолей с закругленными законцовками L2D3 Всего же на заводе фирмы "Сова" было выпущено 414 самолетов L2D всех вариантов.
Полет морского транспортного самолета Nakajima-Douclas L2D
Транспортники L2D оказались довольно удачными, что неудивительно, ведь по сути это были те же знаменитые самолеты DC-3. Правда, именно это обстоятельство стало причиной большого числа трагических ошибок, когда японские летчики и зенитчики путали отечественные машины с американскими.
Основные модификации транспортного самолета
- L2D1 первая серия пассажирских самолетов с двигателями "Pratt & Whitney" SB3G.
- L2D3 - модификация с двигателями Mitsubishi Kinsei 53.
- L2D3-I грузовая модификация с двигателями Mitsubishi Kinsei 43.
- L2D3-I Ко грузовая модификация с двигателями Mitsubishi Kinsei 53.
- L2D4 модификация с надфюзеляжной турелью с 13,2-мм пулеметом Тип 2.
- L2D4-I грузовой L2D4. L2D5 - L2D4 со смешанной (металлические и деревянные детали) конструкцией и двигателями Mitsubishi Kinsei 62.
Достоинства: большая дальность полета;
Недостатки: отсутствие оборонительного вооружения (исключая L2D4 и выше); низкие скоростные данные.
В ходе серийного производства конструкция самолета неоднократно модернизировалась, что привело к появлению усовершенствованной модификации L2D3 Модель 22, которая отличалась большей площадью остекления кабины, увеличенным на 1500 литра (до 4616 литров) запасом топлива. На новые машины устанавливались 1300-сильные двигатели Кинсей 51 или 53.
Союзники присвоили Японскому транспортному самолету L2D кодовое наименование "Тэбби" (Tabby).
Модель
|
L2D2
|
Экипаж, человек
|
3-5
|
Пассажировместимость, чел
|
21
|
Размах крыла, м
|
28,96
|
Длина, м
|
19,72
|
Высота, м
|
7,46
|
Площадь крыла, м2
|
91,6
|
Силовая установка
|
2хMitsubishi Kinsei 43
|
Мощность, л.с, кВт
|
2х1080 (2х805)
|
Масса пустого, кг
|
7125
|
Нормальная взлетная, кг
|
10900
|
Грузоподъемность, кг
|
4530
|
Макс. скорость, км/час
|
354
|
Крейсерская скорость , км/час
|
269
|
Практический потолок, м
|
10900
|
Практическая дальность, км
|
3220
|
Нагрузка на крыло, кг/м2
|
119
|
Тяговооружённость, Вт/кг
|
147,7
|
Источники:
- О.В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.
- Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
- Р.В. Шаталов. Средний транспортный самолет Showa L2D.
- Владимир Котельников. Военно-транспортные самолеты 1939-1945.