Легкий транспортный и патрульный самолет Кюсю K11W2
|
Японский самолет Kyushu K11W2 Модель 21 - транспортный вариант К11W1
В целом японский учебно-тренировочный самолет Второй мировой войны Kyushu K11W Shiragiku был удачной машиной. Отличаясь простотой конструкции и надежностью, самолет позволял достичь высокой слаженности действий при подготовке всех членов экипажа. Обострившийся сырьевой кризис в 1944 году вызвал создание небольшого количества самолетов варианта K11W2 Модель 21, которые имели цельно-деревянную конструкцию и применялись, в том числе, и как легкие транспортные и патрульные машины. Патрульные самолеты вооружались боевыми глубинными бомбами.
Стоит отметить, что конструкторы Kyushu разработали также и специализированный патрульный самолет Q3W1 "Нанкай" (Южное море) с учетом использования опыта борьбы с подводными лодками. Но работа не была доведена до конца, а опытный самолет сделал лишь один испытательный полет, закончившийся аварийной посадкой.
Из истории создания самолета Kyushu K11W Shiragiku
Технические требования 15-Си к новому учебно-тренировочному самолету, которым планировалось заменить устаревший Мицубиси К3М, были сформированы в конце 1940 года. На производстве учебных самолетов специализировалась фирма "Ватанабе", которая получила задание на разработку машины. Самолет был предназначен для подготовки всех членов экипажей бомбардировщиков, но специалисты "Ватанабе" выбрали для своего проекта одномоторную компоновку, вместо двухмоторной, которая была традиционной для самолетов подобного назначения.
В итоге был создан среднеплан цельнометаллической конструкции, кроме полотняной обшивки рулевых поверхностей, с неубираемыми стойками шасси и фюзеляжем своеобразной формы, внешне несколько напоминал американский разведчик-корректировщик North American O-47.
На фото: самолеты США North American O-47
Пилот и стрелок-радист размещались в кабине над крылом, закрытой общим фонарем, а инструктор, штурман и бомбардир находились в кабине под крылом, оборудованной небольшими боковыми окнами. В качестве силовой установки выбрали Hitachi GK2B Amakaze 21 - 9-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения мощностью 515 л. с. Для выполнения учебных задач самолет был способен нести две бомбы массой по 30 кг, а в задней части верхней кабины размещался подвижный 7,7-мм пулемет Тип 92.
В ноябре 1942 года впервые совершил полет прототип нового самолета с флотским индексом К11W1. Самолет прошел летные испытания без особых трудностей и был принят на вооружение как "Самолет боевой подготовки флота "Сирагику" (Белая хризантема) Модель 11", или Kyushu K11W Shiragiku. Начавшееся в конце года серийное производство, продолжалось до капитуляции Японии. Общее количество построенных на заводе "Кюсю Хикоки КК" самолетов составило 798 единиц.
На завершающем этапе второй мировой войны учебные самолеты К11W1 были переоборудованы для подвески одной 250-кг бомбы и использовались камикадзе, эффективность атак которых была минимальной из-за господства в воздухе самолетов противника.
Основные характеристики самолета K11W2
Длина, м |
10,24 |
Высота, м |
3,93 |
Размах крыла, м |
14,98 |
Площадь крыла, м2 |
30,50 |
Вес пустого, кг |
1677 |
Вес взлетный, кг |
2800 |
Тип двигателя |
Hitachi GK2B Amakaze 21 |
Крейсерская скорость, км/ч |
204 |
Максимальная скорость на высоте 1700, км/ч |
230 |
Время набора высоты 3000 м, мин |
19,5 |
Дальность, км |
1760 |
Потолок, м |
5620 |
Экипаж, чел |
5 |
Вооружение |
один 7,7-мм пулемет, тип 92 на подвижной установке назад; бомбы 60 кг, (в варианте с камикадзе - 250). |
Источники:
- О.В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.
- Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.