Разведывательный самолет Yokosuka R2Y Keiun
|
Морской дальний разведчик Yokosuka R2Y Keiun
На начальном этапе войны на Тихом океане Японский Императорский флот использовал для ведения разведки небольшие поплавковые самолеты, базировавшиеся на тяжелых военных кораблях, модифицированные палубные бомбардировщики и - для осуществления дальней разведки - многомоторные летающие лодки. Однако уже в 1942 году Кайгун Коку Хомбу изъявил желание получить самолет, который бы по своим характеристикам не уступал скоростному армейскому разведчику Мitsubishi Ki-46. В том же году Японский Императорский флот сформулировал технические требования 17-Си на новый дальний разведывательный самолет берегового базирования.
Разработкой такой машины занялся 1-й авиационный арсенал флота в Йокосуке. Проект получил внутрифирменное обозначение Y-30 и войсковое R1Y1 "Сеюн" (Голубое облако). В качестве силовой установки на новом самолете предполагалось использовать 24-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Мitsubishi На-80-01 мощностью 2500 л.с, но затем, из-за его нeдоведенности, было решено остановиться на двух двигателях Мицубиси МК10В. Этот вариант R1Y1 внешне напоминал бомбардировщик Yokosuka P1Y "Ginga", но поскольку его расчетные характеристики были ниже требуемых от дальнейшего развития "Сеюна" отказались.
Разведывательный самолет Японского Императорского флота Yokosuka R2Y Keiun
Тем не менее работы над созданием скоростного разведчика свернуты не были. В начале 1943 года заказчик представил измененную спецификацию 18-Си. и в соответствии с ней специалистами арсенала под руководством Сиро Оцука был разработан проект Y-40 (R2Y1 "Кeюн" (английское Keiun "Перистое облако"). Конструкция Y-40 была выполнена по образцу опытного немецкого самолета Heinkel Не-119 V-4, закупленного японцами еще в 1940 году. Подобно прототипу Y-40 был оснащен силовой установкой (Аichi На-70-01), которая представляла собой спарку R2Y1. Расположенная в центральной части фюзеляжа силовая установка Аichi На-70-01 представляла собой спарку двух 12-цилиндровых V-образных двигателей жидкостного охлаждения (спаренные Atsuta 30) и развивала мощность 3400 л.с. Она монтировалась в фюзеляже за кабиной пилота и приводила во вращение шестилопастный воздушный винт большого диаметра.
Самолет-разведчик R2Y1 "Кeюн" английское Keiun "Перистое облако"
Проектирование "Кеюна" шло быстрыми темпами до сентября 1944 года, когда в результате успехов американских войск и приближения зоны боевых действий к берегам Японских островов потребность в разведывательном самолете дальнего действия отпала, тем более что с большинством стоявших перед R2Y задач успешно справлялся серийно выпускаемый разведчик Nakajima C6N "Саюн".
Yokosuka R2Y Keiun шпионский самолет Японского Императорского флота
Однако работы над R2Y прекращены не были - его конструкция была использована для создания скоростного одноместного штурмовика. С самолета предполагалось убрать поршневой двигатель, а вместо него установить топливный бак большой емкости. В качестве силовых установок новой машины, получившей обозначение R2Y2 "Кеюн" КАI планировалось использовать два смонтированных в подкрыльевых гондолах турбореактивных двигателя Мitsubishi Не-330 тягой по 1320 кг. Вооружение штурмовика должно было состоять из четырех 30-мм пушек и одной бомбы массой 800 кг (на внешней подвеске). По расчетам R2Y2 должен был на высоте 10000 метров развивать скорость 740 км/ч. Позднее появилось еще два варианта реактивного штурмовика с двигателями внутри фюзеляжа.
Реактивный вариант Японского самолета Yokosuka R2Y2 Keiun КАI
Проект был встречен заказчиком с энтузиазмом, и 1-му арсеналу было поручено срочно изготовить поршневой R2Y1. который должен был послужить аэродинамическим прототипом реактивного "Кеюна" KAI. 8 мая 1945 года R2Y1 совершил свой первый полет. Он оказался недолгим из-за резкого увеличения температуры масла. Через несколько дней во время наземных испытаний двигатель вновь перегрелся. Начался пожар, после которого мотор было решено заменить. Самолет вернули на завод, где он и был уничтожен во время одного из налетов американской авиации.
Модель
|
R2Y1
|
Экипаж, человек
|
2
|
Размах крыла, м
|
14,0
|
Длина, м
|
13,05
|
Высота, м
|
4,24
|
Площадь крыла, м2
|
34,0
|
Силовая установка
|
Aichi На-70 (2хAtsuta30)
|
Мощность, л.с, кВт
|
3400 (2535)
|
Масса пустого, кг
|
6015
|
Нормальная взлетная, кг
|
8100
|
Максимальная взлетная, кг
|
9400
|
Макс. скорость, км/час, метров
|
719 на 10000
|
Крейсерская скорость , км/час
|
463 на 4000
|
Время набора высоты, м/мин
|
10000 за 10
|
Практический потолок, м
|
11700
|
Практическая дальность, км
|
3611
|
Нагрузка на крыло, кг/м2
|
238,2
|
Тяговооружённость, Вт/кг
|
306,5
|
Воздушный винт
|
6-лопастной металл
|
Вооружение, пушки, мм
|
нет
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
нет
|
Источники:
- О.В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.
- Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
- Крылья Родины. Yokosuka R2Y1 Keiun.