Флотский разведчик вспомогательный самолет Mitsubishi Ki-15/C5M
К началу войны на Тихом океане разведчик Mitsubishi Кi-15 был, вероятно, самым известным японским самолетом, благодаря рекордному перелету в апреле 1937 году по маршруту Япония - Англия. Проектирование японского cамолета Кi-15 началось 11 июля 1935 года, когда воздушный штаб армейских ВВС заказал спроектировать скоростной разведывательный самолет. Сборка опытного самолета началась в декабре 1935 года. Самолет был готов всего за пять месяцев. Его первый полет состоялся в мае 1936 года.

Японский самолет-разведчик Mitsubishi Ki-15/C5M

японский флотский разведчик В июле 1935 года эксперты Коку Хомбу Японии сформулировали требования на двухместный разведывательный самолет, спроектировать который было поручено фирме "Мицубиси". Вскоре конструкторский коллектив в составе инженеров Фумихико Коно, Томио Кубо и Сокичи Мизумо представил заказчику проект свободнонесущего низкоплана с неубираемым шасси и 9-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения Накадзима На-8, развивавшим на высоте 4000 м мощность 750 л.с. После его одобрения в декабре того же 1935 года на "Мицубиси" приступили к сборке прототипа. Через пять месяцев он был готов и в мае 1936 года совершил свой первый полет. В ходе летных испытаний самолет, получившей обозначение Ki-15, продемонстрировал характеристики, полностью удовлетворявшие требованиям спецификации, а по многим пунктам и превосходившие их. В частности достигнутая на высоте 4050 м скорость в 481 км/ч более чем на 30 км/ч превысила скорость, указанную в задании. Впечатление от машины было настолько благоприятным, что военные закрыли глаза на некоторые недостатки самолета, например, плохой обзор вперед, особенно при взлете и посадке, и резкая потеря скорости на виражах, и запустили его в серийное производство как "Армейский разведчик Тип 97 Модель 1" (Ki-15-I).

В мае 1937 года первая серийная машина поступила в войска, а незадолго до этого (6-9 апреля) один купленный газетой "Асахи симбун" самолет этого типа совершил рекордный перелет из Японии в Великобританию, преодолев за 94 часа 17 минут и 56 секунд (чистое летное время 51 час 17 минут и 23 секунды) 15315 км со средней скоростью 162,5 км/ч. Этот перелет продемонстрировал всему миру возросший уровень японской авиации в целом и высокие характеристики нового самолета в частности. Вскоре в небе Китая эти характеристики были подтверждены в боевых условиях. Высокая скорость позволяла японскому истребителю второй мировой войны Ki-15-I успешно действовать в глубине территории Китая и обеспечивать армию всеми необходимыми данными о передвижениях противника, уходя при этом почти от всех китайских истребителей, за исключением разве что советских военных самолетов И-16.

японский вспомогательный самолет

Флотский разведчик Японского императорского флота Mitsubishi Ki-15 вид спереди

Тем не менее, всего через год после поступления самолетов-разведчиков Ki-15 на вооружение начались работы над его улучшенной версией. Так появился вариант Ki-15-II с 850-сильным двигателем Мицубиси На 26-1, который имел меньший диаметр, чем На-8, за счет чего значительно улучшился обзор из кабины. Первый самолет Ki-15-И был закончен в июне 1938 года. Во время испытаний он развил максимальную скорость 510 км/ч, но, даже несмотря на столь высокие летные данные, усовершенствованный вариант был запущен в серию только в сентябре 1939 года.

самолет императорского флота Японии

Вспомогательный самолет Японского императорского флота Mitsubishi Ki-15 вид сбоку

Высокая эффективность вспомогательных самолетов Ki-15 при выполнении разведывательных задач привлекла к самолету внимание командования авиации флота. В результате в 1938 году Кайгун Коку Хомбу заказал 20 самолетов по образцу Ki-15-II. Они получили вместе с обозначением "Разведчик флота Тип 98 Модель 1" (С5М1) свой комплект фото и радиооборудования. Еще 30 подобных машин были заказаны в 1940 году под обозначением С5М2. Эта была уже специальная модификация под двигатель Накадзима Сакае 12 мощностью 950 л.с., с трехлопастным винтом. Несмотря на более мощный двигатель, С5М2 оказался менее скоростным, чем Ki-15-11 - из-за большего взлетного веса.

В 1939 году было построено два опытных самолета варианта Ki-15-III. Они были оснащены двигателями Мицубиси На-102 мощностью 1050 л.с. и стали самыми скоростными из всех Ki-15 (максимальная скорость 530 км/ч). Но поскольку к тому времени уже шли испытания разведчика Мицубиси Ki-46. который должен был придти на смену самолету Ki-15, то в серию флотский разведчик Ki-15-II не пошел. Все ограничилось выпуском 439 самолетов Ki-15-I и Ki-15-II.

военный самолет второй мировой войны

Флотский разведчик Японского императорского флота Mitsubishi Ki-15 вид сверху

Начало боевых действий на Тихом океане Японские вспомогательные самолеты Второй мировой войны Ki-15 и С5М встретили в составе подразделений первой линии. Они активно и успешно использовались во всех районах огромного театра военных действий, с честью справляясь с возложенными на них обязанностями. Именно разведчик С5М обнаружил 10 декабря 1941 года вышедшие из Сингапура британские линейные корабли "Принс оф Уэлс" и "Рипалс". Через несколько часов благодаря умелому наведению на цель соединения бомбардировщиков ВВС флота оба корабля были потоплены. Но постепенно эффективность действий Ki-15 и С5М стала уменьшаться. Их скорости было недостаточно, чтобы уйти от преследования более современных истребителей союзников, а шансов уцелеть при встрече с ними у вооруженного единственным 7,7-мм пулеметом самолета без бронезащиты пилота и протестированных баков было ничтожно мало. В 1943 году разведчики этого типа были выведены из боевых частей в учебные и вспомогательные подразделения. В конце войны некоторые машины были использованы пилотами-камикадзе. Союзники присвоили самолетам Ki-15 и С5М кодовое наименование "Бэбс".

Модель
Mitsubishi Ki-15
Экипаж, человек
2
Размах крыла, м
12,0
Длина, м
8,7
Высота, м
3,35
Площадь крыла, м2
20,36
Силовая установка
Nakajima Ha-8
Мощность, л.с
640 (477кВт)
Масса пустого, кг
1400
Нормальная взлетная, кг
2033
Максимальная взлетная, кг
2300
Макс. скорость, км/час
480
Крейсерская скорость , км/час
320
Скороподъёмность, м/с
12,4
Практический потолок, м
11400
Практическая дальность, км
2400
Нагрузка на крыло, кг/м2
99,85
Тяговооружённость, Вт/кг
235
Вооружение, пулеметы мм
1х7,7 Тип-89
Вооружение, пушки, мм
нет
Вооружение, бомбы, кг
250

Источники:

  • О.В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
  • Владимир Котельников. Неуловимая "Бэбс".
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме