|
|
|
Патрульный бомбардировщик наземного базирования Kyushu Q1W Tokai
|
В 1942 году конструктор Ватанабе спроектировал противолодочный самолет Кюсю Q1W. Это был свободнонесущий моноплан с низким расположением крыла, убирающимся трехопорным шасси с хвостовым колесом и двумя звездообразными двигателями Hitachi GK2С Amakaze 31. Экипаж состоял из трех человек. Q1W выпускался со старым и малоэффективным радаром, дополненным системой магнитного обнаружения (MAD). Q1W1 - другие обозначения: Морской Патрульный Самолет Токаи (Navy Patrol Plane Tokai) и Лорна (Lorna) впервые совершил полет в сентябре 1943 года. Самолет показал себя неудачным в боевой работе, был слишком медленным и уязвимым для истребителей союзников. До окончания войны было построено 153 машины.
Патрульный противолодочный самолет Кyushu Q1W Токаi
На начальном этапе войны на Тихом океане командование авиации военно-морского флота Японии не придавало особого значения патрулированию водных просторов. Оно выполнялось частями второй линии, оснащенными устаревшей техникой, в основном выведенными из боевых подразделений бомбардировщиками Мицубиси G3M и различного типа разведывательными гидросамолетами. На первых порах такой подход был оправдан, но со временем, потери японского транспортного флота стали рости и вскоре приобрели просто катастрофические масштабы. Над Японией нависла угроза быть отрезанной от источников стратегического сырья. Осознавая серьезность положения, в 1942 году Кайгун Коку Хомбу разработал требования 17-Си на специализированный патрульный самолет, реализация которых была поручена фирме "Ватанабе". В соответствии со спецификацией, новая машина должна была иметь большую продолжительность полета при сравнительно малой крейсерской скорости и допускать сброс глубинных бомб в пикировании.
Оборонительное вооружение ограничивалось одним пулеметом - предполагалось, что самолет будет действовать в глубине подконтрольных районов, где вероятность встретить истребитель противника будет невелика. Для повышения эффективности его планировалось оснастить средствами активного обнаружения вражеских кораблей, например, детекторами магнитных аномалий или поисковыми радарами.
![Патрульный бомбардировщик Кyushu Q1W "Токаi" вид сбоку на патрульный бомбардировщик](/images/stories/ww2/japan/q1w/q1w_01.jpg)
Патрульный бомбардировщик Кyushu Q1W Токаi
По заданию 17-Си конструкторами фирмы "Ватанабе", вскоре изменившей название на "Кюсю Хикоки КК", во главе с инженером Нодзири был спроектирован двухмоторный низкоплан. Он характеризовался хорошим обзором за счет применения смещенной вперед просторной кабины с большой площадью остекления, в которой располагались рабочие места всех троих членов экипажа,а в задней части кабины обычно устанавливался один подвижный пулемет - по образцу немецкого бомбардировщика периода Второй мировой войны Юнкерс Ju-88 А-4, закупленного японским флотом в одном экземпляре.
![Патрульный бомбардировщик наземного базирования Кyushu Q1W "Токаi" вид сверху на патрульный бомбардировщик](/images/stories/ww2/japan/q1w/q1w_02.jpg)
Патрульный бомбардировщик наземного базирования Кyushu Q1W Токаi
Цельнометаллическая конструкция самолета отличалась простотой, технологичностью и как следствие - дешевизной. В качестве силовой установки были выбраны экономичные 9-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения Хитачи Амаказе 31 мощностью 610 л.с.
Самолет должен был оснащаться новым компактным высокочастотным радиолокатором, но его неготовность вынудила установить довольно примитивный и громоздкий локатор Тип 3. дополненный размещенным в задней части фюзеляжа магнитным детектором. Штатное вооружение включало одни 7,7-мм пулемет, в будущем предполагалось в носовой части монтировать одну или две 20-мм пушки Тип 99 Модель 2, но на практике это никогда не осуществлялось. Бомбовая нагрузка состояла из двух глубинных бомб массой по 250 кг каждая.
Модификации Кyushu Q1W Токаi
- Q1W - прототип.
- Q1W1, Модель 11 - основная серийная модификация.
- Q1W2, Модель 21 - модификация с деревянной обшивкой хвостовой части.
- Q1W1-K, "Токай-Рен" - вариант учебно-тренировочного самолёта с полностью деревянной обшивкой, рассчитанного на четырёх членов экипажа. Построен лишь один прототип.
До конца войны было выпущено 153 экземпляра Q1W. небольшое число из которых было выполнено в вариантах Q1W1a (с дополнительной 20-мм пушкой) и Q1W2 (с деревянной хвостовой частью). Кроме того, был построен один цельнодеревянный Q1W1-K "Токай Рен", его планировали использовать для подготовки радиооператоров. Боевая эффективность "Токаев" оказалась очень ограниченной. Несовершенное бортовое оборудование не позволяло добиться серьезных успехов, а слабое вооружение и малая скорость делали Q1W легкой добычей для истребителей противника. особенно во второй половине 1944 года, когда активность американской морской авиации над западными районами Тихого океана значительно возросла и патрульные Q1W оказались в зоне боевых действий. У союзников они получили кодовое обозначение "Лорна".
Модель
|
Q1W1
|
Экипаж, человек
|
3
|
Размах крыла, м
|
16,00
|
Длина, м
|
12,09
|
Высота, м
|
4,12
|
Площадь крыла, м2
|
38,21
|
Силовая установка
|
ХитачиGK2CАмакадзе31
|
Мощность, л.с, кВт
|
610 (455)
|
Масса пустого, кг
|
3102
|
Нормальная взлетная, кг
|
4800
|
Максимальная взлетная, кг
|
5318
|
Макс. скорость, км/час
|
322
|
Крейсерская скорость, км/час
|
242
|
Скороподъёмность, м/сек
|
3,82
|
Практический потолок, м
|
4490
|
Практическая дальность, км
|
1340
|
Нагрузка на крыло, кг/м2
|
126
|
Тяговооружённость, Вт/кг
|
190
|
Время набора высоты, м
|
2000 за 8 минут 44 сек.
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
1х7,7Тип 92 2х20Тип 99
|
Вооружение, бомбы, кг
|
2х250
|
Источники:
- О.В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.
- Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
![Советские самолеты Второй Мировой войны Советские самолеты Второй Мировой войны](/images/stories/navigator/air-force/ww2-sssr.png) |
![Британские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны](/images/stories/navigator/air-force/ww2-britany.png) |
![Американские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны](/images/stories/navigator/air-force/ww2-usa.png) |
![Французские самолеты Второй мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны](/images/stories/navigator/air-force/ww2-france.png) |
![Немецкие самолеты Второй Мировой Немецкие самолеты](/images/stories/navigator/air-force/ww2-germany.png) |
![Японские cамолеты Второй Мировой Японские cамолеты Второй Мировой войны](/images/stories/navigator/air-force/ww2-japan.png) |
![Итальянские самолеты Второй мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны](/images/stories/navigator/air-force/ww2-italy.png) |
|
![Посетите блог про самолеты ВВС](/images/stories/navigator/air-force/blog-pro-samolet.ru2.jpg) ![Блог про самолеты Блог ВВС](/images/stories/navigator/air-force/blog-pro-samolet.ru.jpg) |
|