|
Патрульный бомбардировщик наземного базирования Kyushu Q1W Tokai
|
В 1942 году конструктор Ватанабе спроектировал противолодочный самолет Кюсю Q1W. Это был свободнонесущий моноплан с низким расположением крыла, убирающимся трехопорным шасси с хвостовым колесом и двумя звездообразными двигателями Hitachi GK2С Amakaze 31. Экипаж состоял из трех человек. Q1W выпускался со старым и малоэффективным радаром, дополненным системой магнитного обнаружения (MAD). Q1W1 - другие обозначения: Морской Патрульный Самолет Токаи (Navy Patrol Plane Tokai) и Лорна (Lorna) впервые совершил полет в сентябре 1943 года. Самолет показал себя неудачным в боевой работе, был слишком медленным и уязвимым для истребителей союзников. До окончания войны было построено 153 машины.
Патрульный противолодочный самолет Кyushu Q1W Токаi
На начальном этапе войны на Тихом океане командование авиации военно-морского флота Японии не придавало особого значения патрулированию водных просторов. Оно выполнялось частями второй линии, оснащенными устаревшей техникой, в основном выведенными из боевых подразделений бомбардировщиками Мицубиси G3M и различного типа разведывательными гидросамолетами. На первых порах такой подход был оправдан, но со временем, потери японского транспортного флота стали рости и вскоре приобрели просто катастрофические масштабы. Над Японией нависла угроза быть отрезанной от источников стратегического сырья. Осознавая серьезность положения, в 1942 году Кайгун Коку Хомбу разработал требования 17-Си на специализированный патрульный самолет, реализация которых была поручена фирме "Ватанабе". В соответствии со спецификацией, новая машина должна была иметь большую продолжительность полета при сравнительно малой крейсерской скорости и допускать сброс глубинных бомб в пикировании.
Оборонительное вооружение ограничивалось одним пулеметом - предполагалось, что самолет будет действовать в глубине подконтрольных районов, где вероятность встретить истребитель противника будет невелика. Для повышения эффективности его планировалось оснастить средствами активного обнаружения вражеских кораблей, например, детекторами магнитных аномалий или поисковыми радарами.
Патрульный бомбардировщик Кyushu Q1W Токаi
По заданию 17-Си конструкторами фирмы "Ватанабе", вскоре изменившей название на "Кюсю Хикоки КК", во главе с инженером Нодзири был спроектирован двухмоторный низкоплан. Он характеризовался хорошим обзором за счет применения смещенной вперед просторной кабины с большой площадью остекления, в которой располагались рабочие места всех троих членов экипажа,а в задней части кабины обычно устанавливался один подвижный пулемет - по образцу немецкого бомбардировщика периода Второй мировой войны Юнкерс Ju-88 А-4, закупленного японским флотом в одном экземпляре.
Патрульный бомбардировщик наземного базирования Кyushu Q1W Токаi
Цельнометаллическая конструкция самолета отличалась простотой, технологичностью и как следствие - дешевизной. В качестве силовой установки были выбраны экономичные 9-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения Хитачи Амаказе 31 мощностью 610 л.с.
Самолет должен был оснащаться новым компактным высокочастотным радиолокатором, но его неготовность вынудила установить довольно примитивный и громоздкий локатор Тип 3. дополненный размещенным в задней части фюзеляжа магнитным детектором. Штатное вооружение включало одни 7,7-мм пулемет, в будущем предполагалось в носовой части монтировать одну или две 20-мм пушки Тип 99 Модель 2, но на практике это никогда не осуществлялось. Бомбовая нагрузка состояла из двух глубинных бомб массой по 250 кг каждая.
Модификации Кyushu Q1W Токаi
- Q1W - прототип.
- Q1W1, Модель 11 - основная серийная модификация.
- Q1W2, Модель 21 - модификация с деревянной обшивкой хвостовой части.
- Q1W1-K, "Токай-Рен" - вариант учебно-тренировочного самолёта с полностью деревянной обшивкой, рассчитанного на четырёх членов экипажа. Построен лишь один прототип.
До конца войны было выпущено 153 экземпляра Q1W. небольшое число из которых было выполнено в вариантах Q1W1a (с дополнительной 20-мм пушкой) и Q1W2 (с деревянной хвостовой частью). Кроме того, был построен один цельнодеревянный Q1W1-K "Токай Рен", его планировали использовать для подготовки радиооператоров. Боевая эффективность "Токаев" оказалась очень ограниченной. Несовершенное бортовое оборудование не позволяло добиться серьезных успехов, а слабое вооружение и малая скорость делали Q1W легкой добычей для истребителей противника. особенно во второй половине 1944 года, когда активность американской морской авиации над западными районами Тихого океана значительно возросла и патрульные Q1W оказались в зоне боевых действий. У союзников они получили кодовое обозначение "Лорна".
Модель
|
Q1W1
|
Экипаж, человек
|
3
|
Размах крыла, м
|
16,00
|
Длина, м
|
12,09
|
Высота, м
|
4,12
|
Площадь крыла, м2
|
38,21
|
Силовая установка
|
ХитачиGK2CАмакадзе31
|
Мощность, л.с, кВт
|
610 (455)
|
Масса пустого, кг
|
3102
|
Нормальная взлетная, кг
|
4800
|
Максимальная взлетная, кг
|
5318
|
Макс. скорость, км/час
|
322
|
Крейсерская скорость, км/час
|
242
|
Скороподъёмность, м/сек
|
3,82
|
Практический потолок, м
|
4490
|
Практическая дальность, км
|
1340
|
Нагрузка на крыло, кг/м2
|
126
|
Тяговооружённость, Вт/кг
|
190
|
Время набора высоты, м
|
2000 за 8 минут 44 сек.
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
1х7,7Тип 92 2х20Тип 99
|
Вооружение, бомбы, кг
|
2х250
|
Источники:
- О.В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.
- Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|