|
Морской палубный истребитель Mitsubishi A5M
|
Первый в мире палубный истребитель-моноплан. Одноместный палубный истребитель, одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с открытой кабиной и неубирающимся шасси (основные колеса в обтекателях) был спроектирован в КБ фирмы Мицубиси дзюкоге. Впервые опытный образец истребителя, обозначенный Ка-14, поднялся в воздух 4 февраля 1935 года. Серийное производство началось осенью 1936 года. Выпускался заводами Мицубиси в Нагое, Ватанабэ теккосе и 21-м авиаарсеналом флота в Омуре. В общей сложности изготовлено около 1000 самолетов.
Японский палубный истребитель Мitsubishi А5М
В апреле 1932 года Кайгун Коку Хомбу подготовил очень амбициозную программу развития авиации, которая предусматривала оснащение войск современными самолетами, причем только отечественного производства. Данная программа включала в себя и создание палубного истребителя. В соответствии с требованиями фирмы "Мицубиси" и "Накадзима" разработали интересные проекты истребителей-монопланов, но они не удовлетворили военных. Флот был вынужден заказать биплан Накадзима A4N1, который являлся дальнейшим развитием A2N1. Уже с самого начала A4N1 рассматривался в качестве временного варианта, и в феврале 1934 года было выдано новое задание на палубный истребитель. Предполагалось, что это будет моноплан с высокими аэродинамическими характеристиками.
Конструкторы "Мицубиси" под руководством Дзнро Хорикоси разработали проект цельнометаллического истребителя-моноплана с работающей обшивкой и крылом типа "обратная чайка". Наиболее подходящей силовой установкой был признан 9-цилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения Накадзима Котобуки 5 мощностью 550 л.с.
Палубный истребитель Японского Императорского флота Мitsubishi А5М в полете
Первый прототип самолета, которому было присвоено фирменное обозначение Ка-14, был закончен в январе 1935 года. Уже во время первого полета, который состоялся 4 февраля 1935 года, стало ясно, что новая машина оправдала надежды. Например, максимальная скорость достигла 444 км/ч на высоте 3200 м, что существенно превзошло требуемую (350 км/ч). Вместе с тем выявились недостаточная устойчивость в полете и склонность к перевороту при посадке. С целью устранения недостатков второй опытный самолет был существенно модернизирован. В первую очередь разработчики отказались от крыла типа "обратная чайка", применили в новой машине щелевые закрылки и установили безредукторный двигатель Накадзима Котобуки 3 мощностью 640 л.с. В дальнейшем было изготовлено еще четыре опытных самолета с различными типами двигателей, но в окончательном варианте было решено остановиться на моторе Накадзима Котобуки 2 КА1-Ко мощностью 580 л.с. В таком виде после успешного завершения войсковых испытаний осенью 1936 года самолет был принят на вооружение под обозначением "Палубный истребитель флота Тип 96 Модель 1 "(А5М1). Низкорасположенное цельнометаллическое двухлонжеронное крыло А5М состояло из прямоугольного центроплана и эллиптических в плане отъемных консолей, это вызвало недовольство пилотов, также закрытая кабина самолетов варианта А5М2b не понравилась пилотам, и в дальнейшем от нее отказались и на более поздних модификациях от него отказались. На двух самолетах варианта А5М3а установили закупленные во Франции 12-цилиндровые двигатели водяного охлаждения Испано-Сюиза мощностью 610 л.с., и 20-мм пушки, стрелявшие через втулку винта. Достигнутого небольшого прироста скорости оказалось недостаточно для принятия модели на вооружение, тем более что командование решило отказаться от поставок из-за рубежа. В результате серийной моделью стал А5М4 Модель 24. Самолеты этого варианта внешне не отличались от А5М2b с открытой кабиной, но они оснащались двигателями Накадзима Котобуки 41 или 41 KAI мощностью 710 л.с., и имели возможность подвески сбрасываемого топливного бака емкостью 160 литров, что существенно повысило дальность полета.
A5M4 Модель 34 - вариант A5M4 Модель 24, оснащенный более мощным двигателем Котобуки 41 КAI 200 A4M2 и A5M4
К началу войны в Китае, в июле 1937 года, со сборочной линии начали сходить самолеты варианта А5М2а Модель 2-1 с двигателем Накадзима Котобуки 2 КАI мощностью 610 л. с. Вскоре им на смену пришли машины модификации А5М2b Модель 2-2 с двигателем Котобуки 3 (640 л.c.), трехлопастным воздушным винтом, новым капотом и закрытым фонарем кабины. В конструкцию был также внесен ряд мелких изменений с учетом боевого опыта.
Морской истребитель Мitsubishi А5М Тип 96
Появление истребителей А5М в небе Китая произвело настоящий фурор. С их помощью японцам удалось быстро завоевать превосходство в воздухе и одержать много блестящих побед. К 1941 году самолеты А5М практически полностью были вытеснены из подразделений первой линии более современными истребителями А6М. В боевых действиях второй мировой войны они практически не участвовали, зато оказались востребованными в учебных подразделениях. Туда же поступали машины двухместного учебного варианта А5М4-К. Всего за период с 1936 по 1942 год был выпущен 1091 самолет А5М различных вариантов, в том числе 103 экемпляров A5M4-K - двухместная учебно-тренировочная версия A5M.
Мitsubishi А5М4 первый в мире одноместный палубный истребитель-моноплан
А5М стал первым в мире одноместным палубным истребителем-монопланом. Он обладал очень высокими для своего времени характеристиками, в том числе великолепной маневренностью. Благодаря этой машине японская авиация вышла на новый качественный уровень, соответствующий самым высоким мировым стандартам. После начала боевых действий на Тихом океане американцы присвоили А5М кодовое обозначение "Клод".
Модификации Мitsubishi А5М
- A5M1 Модель 1 - базовый вариант, оснащенный двигателем Котобуки 2 Кай 1 мощностью 580 л.с. - 75 экземпляров.
- A5M1 Модель 1a - экспериментальная машина, оснащенная вместо пулеметов двумя 20-мм пушками "Эрликон" FF.
- A5M2a Модель 21 - улучшенный вариант, оснащенный двигателем Котобуки 2 Кай 3a мощностью 610 л.с. и увеличенным трехлопастным винтом.
- A5M2b Модель 22 - вариант, оснащенный двигателем Котобуки 3 мощностью 640 л.с, закрытой кабиной и оборудованием для подвески под крыльями двух 30-кг авиабомб. произведено 108 на заводах "Накадзима" и 16 арсеналом "Дай-Нидзюити Кайгун Кокусе".
- A5M3a -две экспериментальные машины, оснащенные 12-цилиндровыми V-Образными двигателями жидкостного охлаждения "Испано-Сюиза" мощностью 610 л.с. и вооружением, состоявшим из 20-мм пушки "Испано-Сюиза", размещенной в развале цилиндров и стрелявшей через вал винта.
- A5M4 Модель 24- усовершенствованный вариант с двигателем Котобуки 41 мощностью 710 л.с. и новым ПТБ.
- A5M4 Модель 34 - вариант A5M4 Модель 24, оснащенный более мощным двигателем Котобуки 41 КAI 200 A4M2 и A5M4.
- A5M4-K - двухместная учебно-тренировочная версия A5M4, оснащенная двойным комплектом органов управления. 103 еденицы произведено в 1942-1944 годах.
- Ki-18, Ki-33 - прототипы A5M, предназначенного для армии, так и не принятые на вооружение.
Модель
|
A5M1
|
Экипаж, человек
|
1
|
Размах крыла, м
|
11,000
|
Длина, м
|
7,710
|
Высота, м
|
3,200
|
Площадь крыла, м2
|
17,8
|
Сухая масса, кг
|
1075
|
Масса снаряженного, кг
|
1500
|
Силовая установка
|
Котобуки 2 Кай 1, 580 л.с.
|
Максимальная скорость, км/ч
|
406
|
Нагрузка на крыло, кг/м2
|
84,27
|
Боевой радиус, км
|
705
|
Дальность полета с ПТБ, км
|
нет данных
|
Практический потолок, м
|
9450
|
Модель
|
A5M2a
|
Экипаж, человек
|
1
|
Размах крыла, м
|
11,000
|
Длина, м
|
7,545
|
Высота, м
|
3,200
|
Площадь крыла, м2
|
17,8
|
Сухая масса, кг
|
1184
|
Масса снаряженного, кг
|
1609
|
Силовая установка
|
Котобуки 2 Кай 3а,610 л.с.
|
Максимальная скорость, км/ч
|
426
|
Нагрузка на крыло, кг/м2
|
90,39
|
Боевой радиус, км
|
705
|
Дальность полета с ПТБ, км
|
нет данных
|
Практический потолок, м
|
нет данных
|
Модель
|
A5M2b
|
Экипаж, человек
|
1
|
Размах крыла, м
|
11,000
|
Длина, м
|
7,565
|
Высота, м
|
3,270
|
Площадь крыла, м2
|
17,8
|
Сухая масса, кг
|
1234
|
Масса снаряженного, кг
|
1697
|
Силовая установка
|
Котобуки 3, 640 л.с.
|
Максимальная скорость, км/ч
|
нет данных
|
Нагрузка на крыло, кг/м2
|
95,34
|
Боевой радиус, км
|
нет данных
|
Дальность полета с ПТБ, км
|
нет данных
|
Практический потолок, м
|
нет данных
|
Модель
|
A5M3a
|
Экипаж, человек
|
1-2
|
Размах крыла, м
|
11,000
|
Длина, м
|
8,377
|
Высота, м
|
3,095
|
Площадь крыла, м2
|
17,8
|
Сухая масса, кг
|
нет данных
|
Масса снаряженного, кг
|
нет данных
|
Силовая установка
|
"Испано-Сюиза",610 л.с.
|
Максимальная скорость, км/ч
|
нет данных
|
Нагрузка на крыло, кг/м2
|
нет данных
|
Боевой радиус, км
|
нет данных
|
Дальность полета с ПТБ, км
|
нет данных
|
Практический потолок, м
|
нет данных
|
Модель
|
A5M4
|
Экипаж, человек
|
1-2
|
Размах крыла, м
|
11,000
|
Длина, м
|
7,565
|
Высота, м
|
3,237
|
Площадь крыла, м2
|
17,8
|
Сухая масса, кг
|
1216
|
Масса снаряженного, кг
|
1707
|
Силовая установка
|
Котобуки 41,710 л.с
|
Максимальная скорость, км/ч
|
435
|
Нагрузка на крыло, кг/м2
|
93,88
|
Боевой радиус, км
|
648
|
Дальность полета с ПТБ, км
|
1200
|
Практический потолок, м
|
9800
|
Модель
|
A5M4-K
|
Экипаж, человек
|
1-2
|
Размах крыла, м
|
11,000
|
Длина, м
|
7,655
|
Высота, м
|
3,237
|
Площадь крыла, м2
|
17,8
|
Сухая масса, кг
|
1263
|
Масса снаряженного, кг
|
1671
|
Силовая установка
|
Котобуки 41,710 л.с
|
Максимальная скорость, км/ч
|
442
|
Нагрузка на крыло, кг/м2
|
95,90
|
Боевой радиус, км
|
нет данных
|
Дальность полета с ПТБ, км
|
нет данных
|
Практический потолок, м
|
9830
|
Модель
|
Ki-18
|
Экипаж, человек
|
1
|
Размах крыла, м
|
11,000
|
Длина, м
|
7,655
|
Высота, м
|
3,150
|
Площадь крыла, м2
|
16,0
|
Сухая масса, кг
|
1110
|
Масса снаряженного, кг
|
1422
|
Силовая установка
|
Котобуки 5,550 л.с.
|
Максимальная скорость, км/ч
|
445
|
Нагрузка на крыло, кг/м2
|
88,87
|
Боевой радиус, км
|
нет данных
|
Дальность полета с ПТБ, км
|
нет данных
|
Практический потолок, м
|
нет данных
|
Источники:
- О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.
- Владимир Котельников. A5M - первый палубный истребитель моноплан.
- Francillon R. J .Japanese Aircraft of the Pacific War.
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|