Морской палубный истребитель Mitsubishi A7M Reppuu
Морской палубный истребитель императорского флота Японии Mitsubishi A7M Reppuu, созданный под руководством Дзиро Хорикоси и задумывавшийся в качестве преемника легендарного Японского самолета Мицубиси A6M Reisen Zero

Палубный истребитель Мitsubishi А7М Reppuu

японский палубный истребительВ 1940 году специалисты Кайгун Коку Хомбу стали задумываться о преемнике палубного истребителя второй мировой войны Мицубиси А6М. В результате в начале 1941 года были сформулированы технические требования 16-Си, реализация которых была поручена фирме "Мицубиси". Однако в связи с загруженностью конструкторов компании работами над проектом истребителя-перехватчика J2M "Райден" военные вскоре отозвали свой заказ. Через год, в апреле 1942 года, фирма "Мицубиси" вновь получила задание на создание нового палубного истребителя - на этот раз в соответствии с модифицированными требованиями 17-Си.

Данный проект был признан приоритетным, и к работам над преемником знаменитого "Рeйзена" предписывалось приступить незамедлительно. Требования, содержавшиеся в спецификации 17-Си были чрезвычайно высоки, и если бы конструкторам удалось их выполнить, то новый военный самолет по праву вошел бы в число лучших истребителей своего времени. Поскольку принятие на вооружение истребителя, которому было присвоено внутрифирменное обозначение М-50, ожидалось не ранее, чем ерез три года, возглавивший конструкторский коллектив инженер Дзиро Хорикоси предложил использовать двигатель Мицубиси МК9. который в то время находился лишь на стадии опытною образца. Но после предварительной оценки проекта заказчик распорядился установить на разрабатываемый самолет уже доведенный, зато менее мощный двигатель Накадзима NK9K Хомаре 22.

a7m2

Японский истребитель А7М2 Модель 22 "Reppuu" вид спереди

Из-за перегруженности конструкторского бюро фирмы "Мицубиси" работами по созданию новых модификаций истребителей J2M и А6М постройка первого прототипа истребителя М-50 была завершена лишь в апреле 1944 года. На новом самолете, получившем обозначение А7М1 "Reppuu" (Яростный ветер), были установлены протектированные топливные баки, пуленепробиваемое лобовое стекло фонаря кабины и 18-цилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения Мицубиси МК9А мощностью 2200 л.с. - самый,мощный японский двигатель периода второй мировой войны. Четырехлопастный воздушный винт изменяемого шага имел очень болышой для одномоторного истребителя диаметр - 3,6 м. Фонарь пилотской кабины благодаря своей каплевидной форме обеспечивал хороший по всем направлениям. Самоориентирующаяся хвостовая опора в полете убиралась в фюзеляж. Бронеспинка за креслом пилота. Это было нетипично для японских истребителей второй мировой войны, обычно сильно уязвимых от огня вражеских самолетов, но так требовал опыт воздушных боевых действий.

a7m2

Японский истребитель А7М2 Модель 22 "Reppuu" вид сбоку

6 мая 1944 года летчик-испытатель фирмы "Мицубиси" Ейсаку Сибаяма совершил первый полет на новом палубном истребителе. Он прошел нормально, если не считать некоторых проблем с шасси и через три недели самолет был передан заказчику для войсковых испытаний. Военные пилоты отметили хорошую управляемость и устойчивость машины в полете, а также маневренность на уровне истребителя АбМ. Но из-за недостаточной мощности двигателя Хомаре 22 достичь требуемых скорости и скороподъемности не удалось.

Максимальная скорость А7М1 находилась в пределах 555-574 км/ч вместо 640 км/ч, а высоту в 6000 м самолет набирал за 10-11 мин вместо 6 мин по заданию. В результате 30 июля 1944 года В-29 практически полностью разрушили моторный завод, на котором выпускались двигатели Мицубиси МК9А. Вскоре в результате аварии разбился второй прототип А7М2, а первый, третий и пятый прототипы были уничтожены во время одного из очередных налетов американской авиации на заводы "Мицубиси". К моменту завершения войны на Тихом океане уцелели только четвертый, шестой и седьмой прототипы, а также одна серийная машина А7М2 Модель 22. Позднее союзники присвоили самолету кодовое обозначение "Сэм" (сокращение от "Самуэль").

a7m2 sam

Японский истребитель А7М2 Модель 22 "Reppuu" вид сверху

Разработка проектов истребителей А7М3 Модель 23 и A7M3-J Модель 34, которые планировалось оснастить двигателями с турбокомпрессорами, до стадии изготовления прототипов так и не дошла.

В целом истребитель Мицубиси А7М2 имел высокие характеристики, близкие к показателям самых современных американских самолетов, а по маневренности он даже превосходил их. Союзникам повезло, что процесс создания самолета затянулся, а ко времени запуска в серию массированные налеты тяжелых американских бомбардировщиков практически полностью парализовали работу японской авиационной промышленности, испытания были прекращены, как и работы по постройке прототипов с третьего по шестой.

Но вскоре Дзиро Хорикоси получил разрешение установить на следующем прототипе звездообразный двигатель Мицубиси МК9А, на применении которого он настаивал два года тому назад Этим двигателем был оснащен шестой прототип. Доработка машины под новый двигатель была завершена в октябре 1944 года, и 13 числа того же месяца самолет, получивший обозначение А7М2, поднялся в воздух. Летные испытания прошли успешно, полностью подтвердив расчеты главного конструктора.
Серийный выпуск самолета, которому было присвоено официальное обозначение "Палубный истребитель флота "Reppuu Модель 22" (А7М2 Модель 22), планировалось развернуть на заводах фирмы "Мицубиси" в Нагое и Осакe. Однако в декабре 1944 года в окрестностях Нагой произошло сильное землетрясение, которое нарушило график работ по подготовке к серийному производству. Кроме того, в начале 1945 года в результате массированного налета американской авиации сильно были повреждены и Японские авиационные заводы.

Модель
Mitsubishi A7M2 Reppuu
Экипаж, человек
1
Длина, метров
10,98
Размах крыла, метров
14,00
Высота, метров
4,28
Мощность двигателя, л.с.
1 х 2200
Макс скорость км/ч,на высоте 8,7км
642
Время подьема на высоту 6000м,мин
6,1
Практическая дальность, км
1085
Практический потолок, метров
10900
Вооружение, пушки, мм
4 х 20
Вооружение, пулеметы, мм
2 х 7,7
Вооружение, бомбы, кг
500

Источники:

  • О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • R. J. Francillon. Japanese aircraft of the Pacific War.
  • Ph.D.Francillon, J.Rene "Japanese Aircraft of the Pacific War".
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме