|
Американский штурмовик A-10 "Thunderbolt" II. Боевое применение
|
pro-samolet.ru
|
2012-12-27T18:03
|
Ударный штурмовой самолет А-10 Тандерболт вошел в состав американских ВВС в 1976 году и предназначен для оказания непосредственной поддержки наземным войскам с применением широкого спектра авиационных средств поражения с обычными боевыми частями.
A-10 "Thunderbolt" II - это американский бронированный штурмовик, основной задачей которого является уничтожение вражеской бронетехники, а также ликвидация долговременных наземных укрытий неприятеля. Свое имя этот реактивный самолет унаследовал от истребителя-бомбардировщика периода Второй мировой войны P-47 Thunderbolt, который был настоящей головной болью фашистских танковых экипажей на Западном Театре Военных Действий. Однако, следует отметить, что после ввода в состав американских ВВС к этому самолету долгое время относились без должного пиетета, называя его "гадким утенком". Это было обусловлено не только ограниченностью его использования, но и самим его внешним видом. Самолет A-10 даже приобрел за свой внешний вид кличку Уортхог (Warthog - бородавочник). Некоторое время военные даже подумывали о его замене, но ставшее неожиданно удачным применение этого штурмовика во время боевых действий в Персидском заливе, поставило точку во всех спорах - самолет на деле сумел доказать свою значимость и необходимость.
Разработка самолета началась в 1967 году. Штурмовик специально проектировался для ведения боя на малых высотах и скоростях с высокой точностью применения вооружения. Первый "Thunderbolt" дебютировал 15 февраля 1972 году, после чего был подписан контракт на производство шести данных самолетов для проведения всесторонних летных испытаний. Первый серийный штурмовик А-10 поднялся в небо уже в октябре 1975 года.
Главным предназначением, как уже указывалось выше, нового на тот момент штурмовика была охота за танками неприятеля на поле боя. Высокая маневренность на низких высотах давала самолету неплохие шансы для уклонения от зенитных ракет и атак вражеских истребителей. Хорошая маневренность и обзор из кабины, относительно низкая скорость полета, позволяли штурмовику уничтожать даже относительно малоразмерные цели с первого захода. Стрельба из пушки по целям типа танк осуществлялась с высоты в 100-150 метров и могла вестись с расстояния в 1800 метров, по не бронированным целям стрельба могла производиться и с 3000-3600 метров.
Боевая живучесть штурмовика была повышена за счет применения специальной бронезащиты систем управления самолетом, самозатягивающихся трубопроводов к двигателю и топливных баков. В дополнение ко всем этим мерам система управления A-10 "Thunderbolt" II имеет двойное резервирование гидравлических систем, а также дополнительное ручное управление.
На время своего рождения A-10 Thunderbolt II качественно превосходил все другие штурмовики по уровню своей защищенности. 1309 килограммов брони надежно защищали жизненно важные элементы конструкции самолета и пилота от огня стрелкового оружия, и также обеспечивали этому самолету высокую выживаемость от попадания снарядов мелкокалиберной зенитной артиллерии (20-23-мм).
Самолет выполнен с двухкилевым оперением, в непосредственной близости от которого в гондолах по обеим сторонам хвостовой части фюзеляжа смонтированы две турбовентиляторных силовых установки ТБ 34-вЕ-100 с тягой по 4100 кгс фирмы "Дженерал Электрик". Такое неординарное размещение двигателей объясняется стремлением конструкторов предотвратить попадание в них инородных предметов при эксплуатации самолетов на полевых аэродромах, а также дать к ним удобный доступ для проведения ремонтных работ и технического обслуживания. Еще одна не маловажная деталь, при таком расположении двигателей в случае огня с земли они оказываются прикрытыми силовыми элементами крыльев и хвостовым оперением.
Следует также отметить, что без применения штурмовиков А-10A "Thunderbolt" II англо-американские войска понесли бы гораздо больше ущерба в ходе наземной операции "Буря в пустыне" в феврале 1991 года. Об этом свидетельствуют факты, произошедшие утром 25 февраля 1991-го - на второй день наземной операции.
В этот день большая колонна иракских танков передвигалась к югу от районов, контролируемых Республиканской гвардией, и два "Бородавочника" ("Warthogs" - самая распространенная кличка самолета А-10), принадлежащие 76-й тактической истребительной эскадрилье 23-го тактического истребительного крыла были вызваны на их уничтожение. Два А-10 под пилотированием капитана Эрика Соломонсона (Eric Solomonson) и лейтенанта Джона Маркса (John Marks) были передислоцированы в район атаки передовым воздушным наводчиком OA-10 FAC (Forward Air Controller). Соломонсон и Маркс увидели, что некоторые иракские танки рассредоточились и предприняли попытку затеряться в рельефах местности, тогда как другие танки выползали с дороги по обе стороны.
Правда, было достаточно и этих целей для инфракрасных ракет AGM-65 Maverick и мощных 7-ствольных пушек GAU-8 / A Avenger двух "Бородавочников". В течение нескольких минут шесть танков были поражены "Мэйвериками", два танка были подбиты мощными пушками "Эвенжер". Вместо того, чтобы возвратиться на свою базу, "Тандерболты" приземлились на передовое место базирования (Forward Operating Location - FOL), где они пополнили запасы топлива и дозарядили свое оружие и взлетели снова, чтобы поддержать морских пехотинцев вблизи Эль-Кувейта.
Самолеты Соломонсона и Маркса были передислоцированы по данным от истребителя-бомбардировщика F/A-18 Hornet в район катапультирования двух летчиков AV-8B Harrier. Один из двух летчиков "Харриера" уже был эвакуирован, поэтому "Бородавочники" должны были прикрывать спасательную операцию по эвакуации второго летчика. Затем, снова прилетев в район боевых действий, два А-10 за короткий срок уничтожили еще восемь танков: шесть с помощью "Мэйвериков" и два с помощью пушек. Однако для Соломонсона и Маркса еще не пришло время отдыха, когда они вернулись на свою главную базу: их "Тандерболты" вновь были вооружены и еще раз взлетели для поддержки своей морской пехоты. Во время третьего боевого вылета два "Бородавочника" уничтожили еще семь танков! Однако следует признать, что иракские танковые колонны практически не сопровождались эффективными передвижными средствами ПВО, что практически превращалось в "избиение младенцев" со стороны американцев.
В книге “Gulf Air War Debrief” Стэна Морса (Stan Morse) во время интервью Соломонсон говорит: "Есть много самолетов, которые летают намного быстрее, намного выше, но они не смогут находиться над полем боя настолько долго и эффективно, как мы можем". Штурмовик А-10 "Thunderbolt" II на данный момент времени является одним из наиболее эффективных боевых самолетов США. Однако в будущем ему планируется замена на самолет F-35.
Спойлер: Технические характеристики самолета
Модель
|
А-10 "Thunderbolt" II
|
Экипаж, человек
|
1
|
Длина, метров
|
16,26
|
Размах крыла, метров
|
17,53
|
Высота, метров
|
4,47
|
Площадь крыла, м2
|
47,01
|
Профиль крыла
|
NACA 6716 - корень крыла
|
Профиль крыла
|
NACA 6713 - законцовка
|
Удлинение крыла
|
6,54
|
База шасси, м
|
5,40
|
Колея шасси, м
|
5,25
|
Длина разбега, м
|
1152
|
Длина пробега, м
|
623
|
Масса пустого, кг
|
9176
|
Масса снаряжённого, кг
|
10515
|
Нормальная взлётная масса, кг
|
13628 (с 6-ю 227 кг бомбами)
|
Максимальная взлетная масса, кг
|
21148
|
Подвесные топливные баки, л
|
3х2271
|
Масса топлива во внутр. баках, л
|
4830
|
Объём топливных баков, л
|
6200
|
Силовая установка
|
ТРДДGeneral ElectricTF34-GE-100
|
Тяга, кН (кгс)
|
40,32 (4112 )
|
Крейсерская скорость, км/ч (у земли)
|
555
|
Максимальная скорость км/ч, м
|
834
|
Максимал. скорость км/ч, м (у земли)
|
722
|
Скороподьемность, м/с
|
30,5
|
Нагрузка на крыло, кг/м2
|
449,88
|
Тяговооруженность, Вт/кг
|
0,6
|
Непосредственная поддержка, км
|
463
|
Сопровождение, км
|
484
|
Воздушная разведка, км
|
803
|
Перегоночная дальность, км
|
4647
|
Дальность с макс.бомбовой нагр, км
|
нет данных
|
Практическая дальность, км
|
740
|
Практический потолок, м
|
13380
|
Вооружение, пушки, мм
|
1х30 GAU-8/A (7 стволов)
|
Подвесные арт. установки, мм
|
2х SUU-23 GAU-4/A (20)
|
Вооружение ракеты "воздух-воздух"
|
2хAIM-9
|
Ракеты "воздух-поверхность"
|
6хAGM-65
|
Неуправляемые ракеты
|
4 х блока LAU-61/LAU-68
|
Неуправляемые ракеты
|
6 х блоков LAU-10
|
Бомбовая нагрузка, кг
|
7257
|
Бомбы управляемые, кг
|
4хGBU-8(GBU-10) или 6хGBU-12
|
Бомбы кассетные, кг
|
16хCBU-70
|
Бомбы кассетные, кг
|
10хCBU-38
|
Бомбы кассетные, кг
|
20х370 кг CBU-71
|
Бомбы кассетные, кг
|
20х350 кг CBU-52,
|
Бомбы кассетные, кг
|
20хMk-20 Rockeye II
|
Бомбы зажигательные, кг
|
8х340BLU-1 или BLU-27/B (340)
|
Бомбы фугасные, кг
|
24 х227 Mk 82 или 6х908 Mk 84
|
Спойлер: Технические характеристики самолета
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|