Главнокомандующий Военно-воздушными силами России генерал-лейтенант Виктор Бондарев рассказал журналистам о планах обновления парка вооружения и военной техники ВВС, об изменениях в системе образовательных учреждений, реконструкции аэродромной сети, возможности воссоздания ЦКП. В рамках перевооружения российских ВВС значительным шагом вперед будет являться оснащение перспективными авиационными комплексами фронтовой (ПАК ФА) и дальней авиации (ПАК ДА). В области разработки ПАК ДА сделано немало, хоть она и находится в самом начале, Главком ВВС России сообщил журналистам, что ОПР по его созданию будут завершены примерно через четыре года.
- Самолет очень серьезный, ему предстоит обеспечивать стратегическую безопасность страны на многие годы, поэтому нам ошибаться нельзя, - подчеркнул генерал-лейтенант Бондарев. - Думаю, до 2017-2018 года мы завершим создание новейшего бомбардировщика и он будет подготовлен к серийному производству.
Со слов Виктора Бондарева, этому новейшему самолету предстоит решать дополнительные задачи, которые не были предусмотрены у Ту-95 и Ту-160. В связи с этим по своим характеристикам он будет превосходить все существующие зарубежные аналоги. Детали главком не сообщил, сказав лишь, что при разработке перспективного самолета большое внимание уделяется малой заметности и применению новых видов авиационных средств поражения различного класса. В наше время в Дальней авиации ведутся работы в том числе и по продлению срока службы дальних бомбардировщиков Ту-160.
- Дальники будут модернизироваться, - сказал Главком ВВС России. - Сейчас два Ту-160 стоят на заводе. Один из них уже принимаем после модернизации, второй - на выходе в первом квартале следующего года. Он также сообщил, что для осуществления дозаправки в воздухе самолетов дальней авиации сейчас проводится модернизация и воздушных танкеров Ил-78.
В отношении Т-50 ПАК ФА, то эти истребители 5-го поколения, как известно, уже существуют "в железе". Главнокомандующий Военно-воздушными силами России сказал, что эти новые авиакомплексы фронтовой авиации в данное время успешно выполняют программу летных испытаний. Три экземпляра проходят проверку в подмосковном Жуковском, четвертый опытный образец испытывается на заводе. Пятый самолет сейчас на выходе, идет его приемка. В марте эти пять истребителей прилетят в Ахтубинск, и там будут проходить государственные испытания.
- Все остальные машины будут отправляться туда напрямую с завода, - сообщил генерал Бондарев. - К концу 2013 года в Ахтубинске будут приниматься восемь перспективных Т-50. Со слов Главкома ВВС, в 2015 году - начале 2016-го строительство самолетов Т-50 будет серийным, и они станут поступать в строевые части Военно-воздушных сил России.
В отношении поставок в ВВС РФ новых истребителей Су-35С и Су-30СМ, то они будут поступать в первую очередь в российские пилотажные группы, отметил Виктор Бондарев, уточнив, что пилотажные группы "Стрижи" и "Русские Витязи" остаются в Кубинке.
- Никто никуда не уходит, - подчеркнул генерал Бондарев. Он также сказал, что обязательно будет создаваться пилотажная группа на учебно-тренировочном самолете Як-130.
Состоянием сети аэродромов во многом определяется боевой потенциал ВВС. Известный факт, что значительная часть аэродромной инфраструктуры, которая создана еще в середине прошлого века, в наше время пришла в то состояние, когда очень необходим ремонт.По сообщению Главкома ВВС, более 20 военных аэродромов в ближайшие годы будут построены заново и реконструированы. Искусственные покрытия на 10 аэродромах будут приведены к нормативным требованиям.
- Принято решение до 2020 года поднять всю аэродромную сеть, которая будет расширяться и модернизироваться, - сообщил Главнокомандующий Военно-воздушными силами России, уточнив, что при этом на одном аэродроме будет находиться один авиаполк. Виктор Бондарев напомнил, что ранее планировалось создание 8 крупных авиационных баз с перспективой строительства и модернизацией аэродромной сети на этих базах.
- Пока этого не получилось ввиду того, что на этих аэродромах идет интенсивный ремонт. Все наши аэродромы создавались в 1950-х годах, их инфраструктура устарела и не отвечает современным требованиям, - сказал генерал Бондарев.
Для войск противовоздушной обороны продолжается плановая разработка новых вооружений и военной техники, в том числе зенитной ракетной системы последнего поколения С-500.
- Анализируя существующий научно-технический задел и набранные темпы по решению стоящих перед разработчиками задач, мы оцениваем перспективы по созданию ЗРС С-500 в установленные сроки и в количественных показателях Госпрограммы вооружения на период до 2020 года как весьма высокие, - сообщил генерал Бондарев. - Хотя в подобных вопросах никто не застрахован от неожиданностей. По его мнению, ЗРС С-500 по своим боевым возможностям будет значительно превосходить стоящую в настоящее время на вооружении ЗРС С-400 "Триумф" и ее конкурента - американскую систему Patriot РАС-3.
На встрече с представителями СМИ речь шла в том числе и о некоторых кадровых вопросах. Несомненно, журналистов интересовали перспективы появления в Военно-воздушных силах штатных начальника Главного штаба ВВС и заместителя главнокомандующего по авиации.
- Должность начальника Главного штаба в ВВС сохранена, и на эту должность мы кандидата уже подобрали, - сказал генерал-лейтенант Бондарев.
В целом, по его словам, кадровых вопросов в Главкомате ВВС накопилось достаточно, но все они будут решены в начале следующего года.
В беседе также затрагивалась тема вероятных изменений организационно-штатной структуры ВВС в ближайшей перспективе. В связи с этим Виктор Бондарев сообщил о возможности восстановления Центрального командного пункта.
- Мы планируем создать повседневный пункт управления в Главкомате ВВС, а со временем может быть восстановлен и Центральный командный пункт ВВС, - сообщил генерал.
По его мнению, без ЦКП далее невозможно заниматься мероприятиями противовоздушной обороны, планированием полетов, перелетов и контролем воздушного пространства.
В системе военного образования также произойдут изменения.
- Решение принято, и после Нового года будем проводить все мероприятия по возрождению Краснодарского, Сызранского и Челябинского училищ летчиков и штурманов, - сказал Главком ВВС. - Они станут самостоятельными учебными заведениями в составе Военного учебно-научного центра ВВС, а не филиалами Академии имени Жуковского и Гагарина, как раньше. В следующем году будет производиться набор курсантов во все три авиационных вуза. Он напомнил о недавнем решении министра обороны Сергея Шойгу расширить полномочия Главкомата ВВС, под юрисдикцию которого будут возвращены образовательные учреждения, набор курсантов в которые будет проводиться по решению главкома. Планируется внести изменения и в программы подготовки военных летчиков в стенах военных училищ. По словам генерала Бондарева, "с 2014 года курсанты смогут совершать полеты не с третьего курса, как раньше, а со второго, в перспективе - и с первого. За время обучения они будут получать серьезный налет и выпускаться минимум с третьим классом".
Ситуация вокруг аэродрома Шагол в Челябинске была отдельной темой разговора. Авиационная база в Шаголе - крупнейшая в Центральном военном округе. В ее составе - две бомбардировочные и одна разведывательная эскадрилья с самолетами Су-24М и Су-24МР. Судебное решение о запрете полетов с этого аэродрома на основании того, что самолеты являются источником повышенного шума, естественно, наносит ущерб обороноспособности страны - летчики должны летать, чтобы быть способными выполнить боевую задачу. С другой стороны, местных жителей тоже понять легко - они хотят тишины. Невозможно понять только чиновников, принявших решение о строительстве жилья возле военного аэродрома. Не нашлось иного места?
- Наш аэродром как стоял, так и стоит, - сказал генерал Бондарев. - Возникает вопрос: кем и когда принимались решения о застройке вокруг него без согласования с авиационными командирами. Хотя есть документы, которые определяют, где и на каком расстоянии от аэродрома может возводиться объект. Генерал-лейтенант Бондарев сообщил, что подана кассационная жалоба на несостоятельность первого решения суда (о временном приостановлении полетов бомбардировщиков Су-24 с аэродрома под Челябинском). Аргументы представителей ВВС состоят в том, что, во-первых, никто не замерял уровень шума, который эти самолеты создают. Во-вторых, принят ряд мер, которые позволяют уменьшить этот шум - поднята глиссада пилотирования, изменен порядок захода на аэродром. Наконец, раньше здесь летали самолёты МиГ-21 и Су-17, которые создавали шум в несколько раз выше, да и летали круглосуточно.
В части касающейся безопасности полетов для наземных строений и их жильцов, то, по словам Виктора Бондарева, она обеспечена технически - все военные самолеты являются двухдвигательными, и даже при отказе одного двигателя машина способна набирать высоту, маневрировать и выполнять заход на посадку.
По материалам статьи Александра Тихонова, опубликованной на сайте