Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
Создание и использование авиационных резервов Ставки ВГК
Данный материал посвящен анализу создания и использования авиационных резервов в годы Великой Отечественной войны. Автор рассказывает о совершенствовании и необходимости грамотных действий авиации, как армейской, так и флота для победы над врагом. Все сведения подтверждаются фактами и цифрами, а также рассказывается о героических действиях наших летчиков.

Самолеты СССР в атакеОдной из важнейших проблем, возникших перед советским командованием в начале Великой Отечественной войны, была проблема создания и использования авиационных резервов Главного Командования. Авиация Сухопутных войск, куда входила фронтовая (ВВС фронтов), армейская (ВВС общевойсковых армий) и войсковая (корпусные авиаэскадрильи), через соответствующих командующих ВВС в вопросах боевого применения подчинялась командующим войсками фронтов, армий и командирам стрелковых, механизированных и кавалерийских корпусов. Дальняя бомбардировочная авиация (ДВА), как авиация Главного Командования, состояла из пяти авиационных корпусов и отдельных авиационных дивизий и предназначалась для действий по объектам глубокого тыла противника. Авиация Военно-Морского Флота, являясь родом сил флота, подчинялась начальнику Управления ВВС ВМФ и соответствующим командующим флотами. По удельному весу авиация Сухопутных войск в общем составе советских ВВС занимала 75 %, ДВА - 12 % и авиация ВМФ - 13 %.

Подавляющая часть авиации Сухопутных войск (три ее четверти) находилась в общевойсковых армиях и стрелковых корпусах и только одна четверть - в составе фронта. При этом в западных приграничных Военных округах самолетов новых типов имелось всего 1540. Опыт первых месяцев войны показал, что для наращивания сил авиации на главных направлениях действий сухопутных войск, для парирования ударов немецко-фашистских люфтваффе, а также для решения других важнейших задач Верховное Главнокомандование должно располагать крупными, мощными и высокоманевренными авиационными резервами. В начале войны известным авиационным резервом являлись части и соединения авиации внутренних и частично дальневосточных военных округов. Например, в июне 1941 года из ВВС МВО на Западный и Юго-Западный фронты были перебазированы две смешанные авиационные дивизии, а из Забайкалья и с Дальнего Востока - одна истребительная и одна смешанная авиационные дивизии. Они использовались главным образом для усиления ВВС фронтов. Восполнение потерь в самолетах и летном составе осуществлялось за счет запасных авиаполков, выпускников летных училищ, поступления от авиапромышленности авиационной техники.

На приморских направлениях для усиления авиации фронтов привлекалась авиация Северного, Краснознаменного Балтийского и Черноморского флотов. Но это не давало желаемого результата, так как авиация флота должна была выполнять свои специфические задачи и не могла использоваться для маневра между фронтами. Поэтому Ставка вынуждена была уже на четвертый день войны сосредоточить усилия большей части дальнебомбардировочной авиации для оказания помощи сухопутным войскам и фронтовой авиации, отражавшим наступление рвавшихся на восток, гитлеровских моторизованных колонн. 26 июня 1941 года Ставка поставила задачу 1-му и 3-му авиационным корпусам (командиры генерал-майор авиации В. И. Изотов и полковник Н. С. Скрипко) не допустить переправы через Днепр мехчастей противника, выдвигавшихся от Минска на Оршу и Могилев. На других участках фронта для борьбы с войсками врага привлекались основные силы 2-го и 4-го авиационных корпусов (командиры полковники К. Н. Смирнов и В. А. Судец), базировавшихся на Западном и Юго-Западном направлениях. В последующем дальнебомбардировочная авиация также применялась в интересах сухопутных войск во многих операциях Великой Отечественной войны.

Авиационные резервы Ставки первоначально создавались за счет формирования резервных авиационных групп. Приказом НКО СССР от 21 июля 1941 года было положено начало созданию шести штатных резервных авиационных групп (РАГ) смешанного состава. В августе формируются 1-я и 2-я резервные авиационные группы, в сентябре - 3, 4 и 5-я и в октябре - 6-я. Количество полков в этих группах было непостоянным: в 1941 году от трех (6-я РАГ) до восьми (1-я и 3-я РАГ); в 1942 году - четыре-пять (2, 3, 4 и 5-я РАГ).

Авиационные группы предназначались для усиления ВВС фронтов, действовавших на главных направлениях, и участия в воздушных операциях. Так, 1-я резервная авиационная группа привлекалась для участия в воздушной операции, проводимой по решению Ставки ВГК 29 августа - 3 сентября 1941 года с целью срыва наступления 2-й танковой группы Гудериана в районе Стародуб, Новгород-Северский, а с середины сентября - для поддержки и прикрытия войск Юго-Западного фронта. Резервные авиационные группы № 2 и 3 в 1941 году активно действовали в боях под Ленинградом, а в 1942 году - на Волховском фронте. Резервная авиационная группа № 4 непрерывно находилась на Юго-Западном фронте. 5-я резервная авиационная группа в конце сентября 1941 года взаимодействовала с 51-й армией, нанося удары по немецко-фашистским войскам в районе Перекопа, до мая 1942 года входила в состав ВВС Южного фронта. 6-я резервная авиационная группа в октябре 1941 года активно поддерживала войска 1-го гвардейского стрелкового корпуса Брянского фронта. Кроме штатных резервных авиационных групп, осенью 1941 года создавались временные (внештатные) авиационные группы (командиры генерал-майоры авиации И. Ф. Петров, Г. П. Кравченко, Е. М. Николаенко, полковник М. В. Щербаков), которые сыграли большую роль в битве под Москвой осенью 1941 года. Например, авиационная группа, возглавляемая заместителем командующего ВВС Советской Армии генерал-майором авиации И. Ф. Петровым, в составе трех авиационных дивизий непрерывно поддерживала сухопутные войска, оборонявшиеся севернее Москвы, а когда враг 28 ноября 1941 года прорвался к каналу Москва-Волга и форсировал его в районе Яхромы, она нанесла несколько сосредоточенных ударов и помогла 1-й ударной армии отбросить прорвавшуюся группировку на западный берег канала. Авиационные группы генерал-майора авиации Г. П. Кравченко и полковника М. В. Щербакова, сформированные в ноябре 1941 года, на левом крыле Западного фронта прикрывали и поддерживали с воздуха войска, отражавшие натиск врага в районах Гулы и Ряжска.

В декабре 1941 года наступавшие войска правого крыла Западного фронта на волоколамском направлении поддерживала авиационная группа генерал-майора авиации Е. М. Николаенко. Затем в начале января 1942 года она была переброшена на левый фланг фронта для усиления поддержки с воздуха наступления 1-го гвардейского кавалерийского корпуса. Резервные авиационные группы, будучи временными организационными единицами, неоднородными по своему составу, в условиях распыленности большей части сил авиации фронта по общевойсковым армиям существенно изменить соотношение сил в воздухе на главных направлениях действий сухопутных войск не могли.

Командующий ВВС Советской Армии генерал-лейтенант авиации П. Ф. Жигарев 15 марта 1942 года докладывал Председателю ГКО И. В. Сталину о том, что для более успешной борьбы с противником нашей авиации не хватает организационного единства, единого командования. Распыление ее приводит к тому, что удары наносятся повсюду, но все они слабые. От имени военного совета ВВС он предлагал создать крупные авиационные соединения. Ставкой было принято решение сформировать десять ударных авиационных групп (УАГ) смешанного состава по 6-8 авиационных полков каждая для усиления ВВС фронтов. Приказами командующего ВВС Советской Армии от 16 и 17 марта предусматривалось первоначально создать 4 ударные группы, оснащенные новейшими самолетами того времени.

Предполагалось, что в каждой группе будет 75-80 % ударных сил (авиационные полки, на вооружении которых находились самолеты ДБ-Зф, ПЕ-2, ИЛ-2) и 20 - 25 % истребителей (ЛАГГ-3 и ЯК-7Б, а в последующем ЯК-9). Формировались они из фронтовых авиационных полков и частей ДВА. К маю 1942 года были созданы все десять авиационных групп. Их боевой состав зависел от важности направления, на котором они действовали, а также от наличия резервных самолетов. Например, 1-я, 6-я (Волховский фронт) и 2-я (Северо-Западный фронт) ударные авиационные группы имели от 8 до 10 авиационных полков, а 5-я (Западный фронт), 15-я (Крымский фронт) и 16-я (Северо-Кавказский фронт) - всего по 2-3 авиационных полка (в начале мая 1942 года 15-я и 16-я ударные авиационные группы из Резерва ВГК были переданы в состав Крымского фронта для прикрытия и поддержки наступавших войск на Керченском полуострове). Идея создания ударных авиационных групп в своей основе была правильной. Ее можно рассматривать как новый этап в создании авиационных резервов Ставки ВГК. Но назревшая проблема коренной реорганизации всей фронтовой авиации (образование воздушных армий) заставила изменить взгляд и на организацию авиационных резервов. К весне 1942 года для этого были созданы материальные условия. Если в декабре 1941 года фронтовая авиация насчитывала 2495 самолетов, то в мае 1942 года их было уже 3164 15, причем удельный вес новых машин (ПЕ-2, ИЛ-2, ЯК-1, ЯК-7Б) в строевых частях составлял более 50 %).

Формирование воздушных армий во фронтах шло неодновременно; в первую очередь они были созданы на важнейших стратегических направлениях - Западном и Юго-Западном. Например, в мае 1942 года формируются 1, 2, 3, 4 и 8 ВА, в июне - 5-я и 6-я, в июле - 14-я и 15-я, в августе - 16-я, в октябре - 17-я, в ноябре - 7-я и 13-я воздушные армии. В 1942-1944 гг. было создано 17 воздушных армий фронтовой авиации. ДВА преобразовывается в авиацию дальнего действия, а затем в 18 ВА (командующий главный маршал авиации А. Е. Голованов). Образование воздушных армий - крупных оперативных авиационных объединений - было новым направлением в строительстве Военно-Воздушных Сил. Оно дало возможность командованию фронтов массировать усилия авиации на главных направлениях действий сухопутных войск, а Ставке ВГК и командованию ВВС Советской Армии - использовать воздушные армии смежных фронтов в интересах решения важнейших задач на том или ином стратегическом направлении и централизованно управлять ими. Реорганизуя структуру фронтовой авиации, Ставка ВГК, командование и военный совет ВВС продолжали поиски наиболее рациональных форм организации авиационных резервов.

Одним из решающих условий успешной воздушной войны, - писала газета "Правда", - является умелое маневрирование авиационными силами. Уметь быстро сосредоточить крепкий кулак для мощного внезапного удара, направить его в наиболее уязвимое место или наоборот - молниеносно перегруппировать свои силы для отведения удара врага, а иной раз в мгновение ока рассредоточить их - вот чего требует боевая практика сегодняшнего дня".

В соответствии с приказом НКО СССР от 1 июля 1942 года развернулось формирование 1-й и 2-й истребительных (командующие генерал-майоры авиации Е. М. Белецкий и В. Г. Рязанов) и 1-й бомбардировочной авиационных армий (командующий генерал-майор авиации В. А. Судец). Предполагалось, что организационно каждая армия будет включать 3-5 авиационных дивизий с общим количеством 200-300 самолетов. Тяжелая обстановка, сложившаяся на Юго-Западном направлении к лету 1942 года, потребовала вводить в сражение не полностью сформированные воздушные армии по частям. Так, 1-я истребительная авиационная армия участвовала в сражении под Воронежем, где, взаимодействуя с 5-й танковой армией, вела ожесточенные бои в воздухе, прикрывала войска от ударов вражеских самолетов и отдельными группами поражала наземные объекты.

В 1-й бомбардировочной авиационной армии только часть сил была задействована для борьбы с железнодорожными перевозками и резервами противника на западном направлении. В начале августа 1942 года из ее состава были изъяты бомбардировочные авиадивизии и оперативно подчинены командующему 1-й воздушной армией, а одна авиадивизия передана в состав АДД. 2-я истребительная авиационная армия в ходе формирования была разделена на две группы (по две авиационные дивизии в каждой), которыми усилили соответственно 1-ю и 3-ю воздушные армии. Кроме того, в ходе боевых действий стало очевидным, что иметь в составе одного фронта два крупных авиационных объединения нецелесообразно: возникло много серьезных трудностей в вопросах организации взаимодействия и управления. Командование ВВС Советской Армии пришло к выводу, что авиационным резервам ВГК надлежит быть не менее мощным, чем авиационным армиям, но более мобильным и маневренным. По прибытии на фронт они должны свободно вписываться в сложившуюся новую структуру воздушных армий фронтовой авиации и после выполнения задач выводиться из нее. Такой формой организации авиационных резервов ВГК оказался авиационный корпус.

Поэтому было принято решение на базе формируемых авиационных армий РВГК, резервных и ударных авиационных групп создать авиационные корпуса. Приказом НКО СССР от 26 августа 1942 года было положено начало их формированию. Они состояли из двух-трех авиационных дивизий, оснащенных новыми типами самолетов. Комплектование авиационных корпусов РВГК находилось под непосредственным контролем ЦК ВКП(б), ГКО, Ставки ВГК, Генерального штаба. О ходе их формирования и подготовки командование ВВС Советской Армии докладывало руководителям партии и правительства, Верховному Главнокомандованию не реже одного раза в неделю. К 1 октября 1942 года было создано три авиационных корпуса РВГК - 1-й истребительный, 1-й бомбардировочный и 1-й штурмовой. К концу года сформировано и находилось на фронтах пять корпусов: два истребительных (1 и 2 иак) и три смешанных (1, 2 и 3 сак). Кроме того, формировалось и находилось в Резерве Ставки ВГК четыре авиакорпуса (3 и 4 иак, 3 шак и 3 бак). Первоначально авиационные корпуса РВГК были как однородные, так и смешанные. В ходе войны смешанные авиакорпуса переформировывались в однородные. Особенно интенсивно формирование авиационных резервов ВГК проходило в 1943 году.

На 1 июля этого года на Западном, Брянском, Центральном, Воронежском, Юго-Западном, Южном и Северо-Кавказском фронтах имелось 18 авиационных корпусов РВГК и 4 авиакорпуса находилось в резерве Ставки. Формирование авиационных корпусов РВГК продолжалось и в 1944-1945 гг. Всего за годы войны было создано 30 однородных авиационных корпусов (7 бомбардировочных, 11 штурмовых и 12 истребительных) и около 30 отдельных авиационных дивизий РВГК. Удельный вес авиаций Резерва ВГК на фронтах на 12 декабря 1942 года составлял 25 %, на 1 июля 1943 года - 42 %, на 1 июня 1944 года- 50 % Проблема авиационных резервов была успешно решена. Авиационные корпуса и дивизии РВГК явились в руках Ставки мощным средством усиления воздушных армий фронтов. Маневрируя ими, наше командование создавало перевес в силах и в короткие сроки изменяло воздушную обстановку в свою пользу на главном стратегическом направлении.

Например, в период контрнаступления под Сталинградом в состав 8, 16 и 17-й воздушных армий входило четыре авиационных корпуса РВГК. На Кубани весной 1943 года в одной только 4-й воздушной армии было три авиакорпуса. В контрнаступлении под Курском участвовало 19 авиакорпусов. В Львовско-Сандомирской операции в составе 2-й воздушной армии было 9 авиакорпусов, а в Берлинской операции во 2, 4 и 16-й воздушных армиях -17 авиационных корпусов РВГК. В связи с этим резко менялось и количество боевых самолетов. Если в начале контрнаступления под Москвой участвовало 1000 самолетов, то под Сталинградом - уже 1350, в контрнаступлении под Курском - свыше 4300, в Белорусской операции - около 5000, а в Берлинской - 7500. От общего количества самолетов воздушных армий, участвовавших в операциях, самолеты авиационных корпусов и отдельных авиационных дивизий РВГК составляли: в контрнаступлении под Курском - 61 %, в Белорусской операции - 41 %, в Берлинской - 51 % В 1942 году наша авиация ежемесячно производила 48 тыс. самолето-вылетов, в 1943 году - уже 56 тыс., в 1944 году - 68 тыс., а в 1945 году - 147 тыс. В 1943-1944 гг. на авиационные корпуса и отдельные авиационные дивизии РВГК приходилось 50-62 % самолето-вылетов.

Советское командование придавало большое значение правильному использованию созданных авиационных корпусов. 29 марта 1943 года в директиве командующего ВВС Советской Армии маршала авиации А. А. Новикова указывалось: "Авиационные корпуса РВГК, придаваемые в оперативное подчинение воздушных армий, использовать только на направлениях главных ударов и ни в коем случае не допускать распыления их для одновременного поражения большого числа объектов и выполнения многих задач...".

Помимо директивных указаний командующий ВВС Советской Армии и его заместитель неоднократно выезжали на фронты в качестве представителей Ставки по авиации и участвовали в разработке планов применения ВВС и использования авиационных корпусов РВГК в крупнейших стратегических операциях. Истребительные авиационные корпуса использовались главным образом для ведения борьбы за господство в воздухе и прикрытия войск и объектов тыла фронта. Так, в Курской битве непосредственное влияние на изменение воздушной обстановки оказал ввод в сражение истребительных корпусов РВГК. В первые дни наступления противник овладел инициативой в воздухе. По указанию нашего командования командиры 4, 5 и 6-го истребительных авиакорпусов генерал-майоры авиации И. Д. Подгорный, Д. П. Галунов, А. Б. Юмашев выехали на передовые командные пункты. Умело нацеливая истребителей на бомбардировщиков противника и своевременно наращивая силы, они сумели добиться резкого перелома обстановки в воздухе. Противник стал нести большие потери и снизил свою активность. Инициатива перешла к советской авиации.

В Висло-Одерской операции главную группировку 1-го Белорусского фронта успешно прикрывали 3 иак (командир генерал-лейтенант авиации Е. Я. Савицкий) и 6 иак (командир генерал-майор авиации И. М. Дзусов). В Берлинской операции борьба за удержание господства в воздухе и прикрытие главной группировки войск 1-го Белорусского фронта возлагалась на 3, 6, 13, 1 иак (командир 13 иак генерал-майор авиации Б. А. Сиднев, 1 иак - генерал-лейтенант авиации Е. М. Белецкий) и 240 иад (командир генерал-майор авиации Г. В. Зимин), которые успешно справились с поставленной задачей. Большинство командиров истребительных авиационных корпусов, и особенно Е. М. Белецкий, А. С. Благовещенский, С. П. Данилов, Г. А. Иванов, И. Д. Подгорный, Е. Я. Савицкий, Б. А. Сиднев, А. В. Утин, часто сами возглавляли боевой полет соединения (группы самолетов), показывали пример мужества, бесстрашия и умения руководить боем в воздухе.

Например, дважды Герой Советского Союза Е. Я. Савицкий (ныне маршал авиации) совершил 216 боевых вылетов и лично сбил 22 вражеских самолета и два в группе, а летчики 3-го истребительного корпуса под его руководством произвели за войну 28860 боевых вылетов и уничтожили 1653 самолета противника.

Бомбардировочные и штурмовые авиационные корпуса РВГК составляли главную ударную силу воздушной армии. Они также использовались на главных направлениях действий войск фронта. В апреле 1945 года в штурме Кенигсберга, помимо трех воздушных армий (1, 3, и 18 ВА) и ВВС Краснознаменного Балтийского флота, участвовали 5-й гвардейский и 5-й бомбардировочный авиационные корпуса (командиры генерал-лейтенант авиации В. А. Ушаков и генерал-майор авиации М. X. Борисенко) из состава соседних 15-й и 4-й воздушных армий. Массированное использование авиации помогло войскам 3-го Белорусского фронта в течение нескольких суток разгромить и пленить 130-тысячную кенигсбергскую группировку противника. В Берлинской операции только 1-ю гвардейскую танковую армию 1-го Белорусского фронта поддерживали с воздуха 9-й штурмовой и 6-й гвардейский бомбардировочный авиакорпуса (командиры генерал-майор авиации И. В. Крупский и полковник Д. Т. Никишин). Главный маршал авиации А. А. Новиков, координировавший действия всех сил авиации в Берлинской операции, в своих воспоминаниях пишет: "В первую очередь мне хочется отметить боевую работу частей и подразделений 1-го и 2-го гвардейских штурмовых авиакорпусов" (командиры генерал-лейтенант авиации В. Г. Рязанов и генерал-майор авиации С. В. Слюсарев). Это они, когда фашисты прижимали огнем артиллерии нашу пехоту к земле, своими мощными ударами заставляли замолчать орудия противника. Советская пехота снова поднималась в атаку и быстро овладевала этими сильными узлами обороны на первой полосе.

17 апреля 1945 года для прикрытия, поддержки и сопровождения вводимых в сражение 3-й и 4-й гвардейских танковых армий 1-го Украинского фронта было выделено шесть из восьми авиакорпусов: два бомбардировочных, два штурмовых и два истребительных. Эти примеры показывают большую роль авиационных корпусов РВГК, придаваемых воздушным армиям на период осуществления операций сухопутных войск.

В годы войны выросли талантливые генералы и офицеры, умело руководившие авиационными корпусами штурмовой авиации. Среди них генералы: Г. Ф. Байдуков, М. И. Горлаченко, И. В. Крупский, Н. П. Каманин, В. В. Нанейшвили, Б. К. Токарев, О. В, Толстиков, В. Г. Рязанов, С. В. Слюсарев, В. В. Степичев, В. М. Филин. Так, летчики 1-го гвардейского штурмового авиационного корпуса дважды Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации В. Г. Рязанова, которым он командовал с начала его формирования, за годы войны совершили 28270 боевых вылетов, сбросили на врага 11 тыс. т бомб, уничтожили сотни танков, автомашин, самолетов, орудий и другой военной техники. Особенно отличился 1-й гвардейский штурмовой авиакорпус в Берлинской операции, где авиаторы оказали исключительно большую помощь 4-й гвардейской танковой армии, прорывавшей оборону противника на южной окраине столицы Германии. Корпусу было присвоено наименование "Берлинский" и Указом Президиума Верховного Совета СССР он был награжден орденом Кутузова II степени.

Бомбардировочные авиационные корпуса РВГК в ходе войны сыграли большую роль в уничтожении вражеских самолетов на аэродромах, в борьбе с оперативными перевозками и резервами противника, при разрушении его долговременных укреплений, мощных узлов сопротивления и т. д. Длительное время командовали бомбардировочными корпусами генералы П. П. Архангельский, М. X. Борисенко, А. 3. Каравацкий, И. С. Полбин, И. П. Скок, Г. Н. Тупиков, И. Л. Туркель, В. А. Ушаков и др. Особо отличился в ходе войны 6-й гвардейский бомбардировочный корпус генерал-майора авиации И. С. Полбина. Он освоил метод снайперских бомбовых ударов с пикирования по малоразмерным целям еще в 1942 году и обучил этому летчиков подчиненных ему полков и дивизий.

Таким образом, можно утверждать, что авиационные корпуса как мощный, высокомобильный авиационный резерв ВГК в ходе Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. полностью себя оправдали. Они позволяли советскому командованию осуществлять широкий маневр между фронтами и стратегическими направлениями, быстро создавать крупные авиационные группировки на важнейших направлениях, резко менять соотношение сил в воздухе и тем самым диктовать свою волю противнику. Авиационные резервы Ставки, входившие в состав воздушных армий, использовались для завоевания господства в воздухе, прорыва обороны противника, разгрома его резервов, поддержки и прикрытия подвижных групп фронтов, действовавших в оперативной глубине, нередко в отрыве от главных сил фронта, а также выполняли другие важные задачи.

Умелое использование авиационных корпусов и дивизий РВГК оказывало непосредственное влияние на ход и исход всех крупнейших наступательных операций групп фронтов во втором и третьем периодах Великой Отечественной войны. Усиление воздушных армий соединениями РВГК способствовало разнообразию форм и способов применения авиации как при действиях совместно с сухопутными войсками, так и во время проведения воздушных операций. Богатейший опыт создания и использования авиационных резервов не потерял своего значения и в современных условиях.

Кандидат военных наук генерал-майор авиации в отставке М. КОЖЕВНИКОВ.
" Военно-Исторический журнал" №10, 1976 год.

 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Самолеты шестого и даже седьмого поколения
Российские смертоносные истребители седьмого поколения? Еще до завершения доводки малозаметного истребителя пятого поколения, Россия приступила к разработке самолетов шестого и даже...
Тяжелый истребитель Пе-3
Тяжелый истребитель Пе-3 Про программу тяжелого барражирующего истребителя с мощным вооружением и большим радиусом действия руководство советских ВВС вспомнило лишь после...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме