Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
Действия советских ВВС по аэродромам противника
В данной статье полковника Палашевского, опубликованной в 1976 году, рассказывается о нанесении ударов по аэродромам люфтваффе в различные периоды Великой Отечественной войны. Речь идет про необходимость и важность уничтожения немецких самолетов на их постоянном месте базирование, о всех трудностях, с которым пришлось столкнуться ВВС СССР в первом периоде войны. Публикация оперирует цифрами и историческими фактами.

Полковник И. Палашевский

Ил-2В предвоенные годы советская военная теория рассматривала борьбу за господство в воздухе как одно из важнейших условий достижения победы над врагом и считала, что в его завоевании должны участвовать все виды Вооруженных Сил и рода войск. Однако главная роль в решении этой задачи отводилась Военно-Воздушным Силам. Для нанесения ударов по аэродромам, авиационным складам, базам, ремонтно-восстановительным мастерским рекомендовалось привлекать ближнебомбардировочную и штурмовую авиацию. Уничтожение крупных авиационных баз, учебных центров, разрушение объектов авиационной промышленности, нефтепромыслов и заводов, производящих горючие материалы, возлагалось на дальнебомбардировочную авиацию. Перед истребительной авиацией ставилась задача вести борьбу с вражескими самолетами в воздухе.

Разгром ударных авиационных группировок врага Военно-Воздушные Силы должны были осуществлять двумя способами:

  • ударами по аэродромам и
  • уничтожением самолетов в воздухе.

Эту задачу предусматривалось решать путем проведения воздушных операций и в ходе повседневных боевых действий. К сожалению, нашим Военно-Воздушным Силам, находившимся к началу Великой Отечественной войны в стадии реорганизации и перевооружения, пришлось вступить в борьбу с весьма сильным и опытным противником в крайне неблагоприятных условиях. 22 июня 1941 года немецко-фашистская авиация одновременно атаковала 66 советских аэродромов, на которых уничтожила 800 самолетов. Продолжая наращивать силу ударов, противник к 10 июля 1941 года вывел из строя более 50 проц. самолетов ВВС приграничных округов. Нанеся тяжелый урон нашей авиации в самолетах, враг захватил господство в воздухе на важнейших стратегических направлениях, что отрицательно сказалось на ходе вооруженной борьбы Советской Армии.

В первый же день Великой Отечественной войны Народный комиссар обороны в приказе № 2 потребовал от ВВС фронтов: "...Мощными ударами бомбардировочной и штурмовой авиации уничтожить авиацию на аэродромах противника и разбомбить основные группировки его наземных войск...".

Эта директива, по сути дела, содержала идею нанесения ответного удара по местам базирования вражеских самолетов. Но в силу создавшихся обстоятельств выполнить эту задачу наши ВВС не могли. Борьба с авиацией противника развернулась главным образом в воздухе. Наносились отдельные удары и по аэродромам. Опыт первых дней войны показал, что, несмотря на большие потери врага, без активного подавления его ВВС на земле господство в воздухе в короткие сроки завоевать трудно. В связи с этим советское командование приняло серьезные меры по организации борьбы с вражеской авиацией на аэродромах. Директивой начальника Генерального штаба от 3 июля 1941 года командующим войсками Северного, Северо-Западного, Западного, Юго-Западного фронтов, а также командующим ВВС Советской Армии и ДБА ГК была поставлена задача: "С целью истребления авиации противника ВВС фронтов и Главного Командования 3.7 наносят внезапный массированный удар по авиации противника на аэродромах...". В директиве указывались полосы и районы действий ВВС каждого фронта и соединений ДБА, состав привлекаемых сил, аэродромы, по которым следовало нанести удары. Таким образом, имелось в виду провести воздушную операцию с целью уничтожения и подавления вражеской авиации на земле. Но неблагоприятные метеорологические условия не позволили реализовать директиву. Воздействию подверглось всего несколько аэродромов, главным образом в полосе Западного фронта.

Однако Ставка Главного Командования, стремясь ослабить авиационную группировку противника, в приказе от 7 июля вновь потребовала: "Боевые действия ВВС Красной Армии начать в 3.00 8.7 по аэродромам противника. Действиями истребителей, штурмовиков и легких бомбардировщиков уничтожить авиацию немцев на аэродромах; в последующем перенести действия на поле боя и обеспечить разгром механизированных войск немцев".

В полосе от Балтийского до Черного моря был организован массированный удар по 42 аэродромам. Только ВВС Западного фронта уничтожили и повредили в этот день 54 вражеских самолета. С 22 июня по 10 июля 1941 года летчики ВВС фронтов произвели 47 тыс. самолетовылетов, из них более 1 тыс. по аэродромам, где вывели из строя 348 самолетов. Наиболее активная борьба с авиацией противника на аэродромах летом 1941 года развернулась на главном - Западном направлении, где противник имел трехкратное превосходство в силах. Удары наносились днем и ночью. Причем фронтовая авиация действовала по ближайшим аэродромам, а соединения ДБА - по удаленным от линии фронта.

Когда немецко-фашистская армия продвинулась в глубь нашей территории и ее бомбардировочная авиация получила возможность совершать налеты на Москву, советское командование организовало удары по аэродромам, на которых она базировалась. Существенную роль в этом сыграли ВВС Западного и Резервного фронтов, а также соединения дальнебомбардировочной авиации. С 22 июля по 15 августа на Западном направлении они подвергли ударам 118 вражеских аэродромов. В результате активность авиации противника значительно снизилась.

Кроме ударов по аэродромам в ходе повседневных боевых действий, в период битвы под Москвой по указанию Ставки ВГК проводились две крупные воздушные операции по разгрому авиационной группировки противника: 11-18 октября и 5-8 ноября 1941 года. Первая осуществлялась силами ВВС пяти фронтов, действовавших на Центральном направлении, и соединениями ДБА по 30 аэродромам. Вторая - силами ВВС трех фронтов (Калининского, Западного и Брянского), авиации Московской зоны ПВО и 81 -й авиадивизии ДБА по 29 аэродромам. Действуя днем и ночью на широком фронте, наши летчики вывели из строя более 600 самолетов противника.

В результате упорной и активной борьбы за господство в воздухе, которая велась на московском направлении в воздухе и на земле около четырех месяцев, советские летчики уничтожили 1600 вражеских машин. Нашей авиации удалось одержать существенную победу: завоевать оперативное господство в воздухе под Москвой. Удары по аэродромам как в форме воздушных операций, так и в ходе повседневных боевых действий осуществлялись и на других направлениях - Северо-Западном, Юго-Западном и Южном. Так, чтобы ослабить авиационную группировку врага на северном участке советско-германского фронта и сорвать готовившиеся налеты на Ленинград, с 25 по 30 июня 1941 года по указанию Ставки Главного Командования была проведена воздушная операция по разгрому 5-го воздушного флота Германии. Ударам подверглись 39 аэродромов в Финляндии и Северной Норвегии, на которых было уничтожено до 130 самолетов. В результате гитлеровское командование вынуждено было перебазировать свою авиацию на тыловые аэродромы и отложить планировавшиеся налеты на Ленинград.

На Северо-Западном направлении борьба с авиацией противника как в воздухе, так и на земле велась более организованно, чем на других направлениях. Удары по аэродромам наносились по специальному плану, разработанному штабом ВВС Ленинградского фронта. Для управления истребителями в воздухе создавались вспомогательные пункты управления и наведения, с которых они наводились на вражеские самолеты с помощью радиосредств. Всего за летне-осеннюю кампанию 1941 года авиация противника на Северо-Западном направлении потеряла 1541 самолет, из них более одной трети (508) на аэродромах. ВВС Юго-Западного и Южного фронтов, имевшие в первые дни войны значительно меньшие потери, чем ВВС Западного направления, проявили недостаточную активность в борьбе с вражеской авиацией на земле. Так, с 1 июля по 10 августа части ВВС Юго-Западного фронта, по неполным данным, уничтожили на земле 172 самолета, а Южного фронта - 163.

В целом же удары наших ВВС по аэродромам в 1941 - первой половине 1942 года ослабили авиационную группировку врага, вынуждая его отказываться от практики базирования авиации вблизи линии фронта, что приводило к снижению ее активности и способствовало более успешному ведению оборонительных операций. Однако, несмотря на общий положительный эффект в действиях наших ВВС по уничтожению и подавлению авиации противника на аэродромах, серьезного результата добиться все же не удалось. Основными причинами этого являлось отсутствие опыта в организации налетов на аэродромы, разновременность действий, недостаток сил и средств, удары малыми группами по большому количеству объектов, сильное противодействие ПВО противника.

Во второй половине 1942 года благодаря принятым Коммунистической партией мерам по оснащению авиационных частей новыми самолетами произошло увеличение (в три раза) состава фронтовой авиации, были созданы воздушные армии и отдельные авиационные корпуса и дивизии РВГК. Военно-Воздушные Силы стали применяться массированно, что позволило вести более успешную борьбу с авиацией противника. Воздушные бои и сражения сочетались с массированными ударами по аэродромам и последующими эшелонированными действиями с целью активного и непрерывного воздействия на авиацию противника.

Удельный вес ударов наших ВВС по аэродромам значительно возрос. Так, если в период боев на дальних и ближних подступах к Сталинграду для действий по аэродромам затрачивалось 1-2 проц. всех самолето-вылетов, совершенных нашей авиацией на этом направлении, то в период боев за город (сентябрь-октябрь 1942 г.) - 4-5 проц. В оборонительном периоде битвы под Сталинградом на земле и в воздухе было уничтожено и повреждено 2639 самолетов противника. При этом потери немецко-фашистской авиации на аэродромах составили 24 проц. общего количества самолетов, уничтоженных советскими ВВС. Авиационная группировка противника была значительно ослаблена, что позволило в начале контрнаступления под Сталинградом завоевать оперативное господство в воздухе.

Первый период Великой Отечественной войны был для советских ВВС исключительно тяжелым. Временные неудачи и неблагоприятно сложившееся соотношение сил, вызванные внезапностью нападения и большими потерями, не позволили советскому командованию в полной мере применить все рекомендуемые нашими довоенными уставами формы и способы борьбы с авиацией противника. Борьба в основном велась путем уничтожения самолетов в воздухе. Подавление авиации на земле осуществлялось в ходе повседневных боевых действий и при проведении воздушных операций. Воздушные операции (их в первом периоде проведено пять) осуществлялись ограниченными силами, иногда без достаточной подготовки, разрозненно. Удары наносились по большому количеству аэродромов и мелкими группами. Операции в большинстве были растянутыми по времени. Поэтому в целом их проведение не могло создать быстрого перелома в борьбе за господство в воздухе.

Удары по аэродромам в ходе повседневных боевых действий даже в пределах одного фронта также носили разрозненный характер и не всегда тщательно готовились. Часто неумело выбирался момент удара. Во многих случаях бомбардировщики и штурмовики действовали по аэродромам самостоятельно, без прикрытия истребителями, вследствие чего несли большие потери. Из-за малочисленности штурмовой и бомбардировочной авиации не всегда имелась возможность выделять необходимые силы для подавления ПВО аэродромов, блокировать и минировать их. Почти отсутствовала до-разведка и контрольная разведка целей. Организационная распыленность авиации по общевойсковым армиям затрудняла ее массирование в интересах фронта.

Основные силы авиации противника перемалывались в воздухе постепенно. В целом в первом периоде войны (несмотря на ограниченный характер действий по аэродромам) советские ВВС достигли крупных успехов в единоборстве с немецко-фашистской авиацией: в воздушных боях и на земле уничтожено 15700 самолетов, а в битве под Москвой завоевано оперативное господство в воздухе. Во втором периоде войны масштабы действий по уничтожению вражеской авиации на аэродромах значительно расширились. Например, под Сталинградом количество самолето-вылетов с этой целью увеличилось до 33 проц. всех самолето-вылетов, произведенных в интересах борьбы за господство в воздухе, а число уничтоженных самолетов противника на земле возросло с 23,8 проц. в период обороны до 55,9 проц. в контрнаступлении. В ходе контрнаступления было завоевано оперативное господство в воздухе, уничтожено и повреждено 3000 фашистских самолетов.

Битва под Сталинградом была вторым крупным этапом в успешном решении проблемы завоевания стратегического господства в воздухе. Бывший гитлеровский генерал Ганс Дёрр в своих послевоенных мемуарах признал, что "не только сухопутные силы, но и авиация потеряла под Сталинградом целую армию".

Однако воздушная операция как одна из наиболее эффективных форм оперативного применения ВВС с целью разгрома авиационных группировок противника в ходе зимней кампании 1942/43 года не получила распространения. Это объясняется недостаточным количеством сил, особенно бомбардировочной авиации, и многообразием задач фронтовой авиации по поддержке сухопутных войск. В боевых действиях по завоеванию господства в воздухе между советскими и немецко-фашистскими ВВС решающим был 1943 год. Весной этого года (с 17 апреля по 7 июня) в небе Кубани проходили ожесточенные воздушные бои и сражения, в ходе которых было уничтожено более 800 немецких самолетов.

Однако борьба за господство в воздухе на Кубани не ограничивалась только воздушными боями. Советская авиация широко практиковала и удары по аэродромам. В разгар воздушных сражений по указанию Ставки ВГК силами четырех воздушных армий (4, 5, 8, 17-й), ВВС ЧФ и соединениями АДД проводилась воздушная операция по разгрому авиации противника в местах ее базирования, где было уничтожено 260 самолетов. Действия по аэродромам широко применялись и в мае-июне 1943 года. Они способствовали дальнейшему ослаблению авиационной группировки противника на советско-германском фронте. Всего на Кубани враг потерял 1100 самолетов, в том числе 300 на земле. Однако немецко-фашистское командование за счет перегруппировки сил с Западного ТВД продолжало удерживать стратегическое господство в воздухе на советско-германском фронте.

Решающим этапом на пути поражения немецко-фашистской авиации и изменения воздушной обстановки в пользу советских ВВС явилась битва под Курском. Готовясь к наступлению на курском направлении, противник сосредоточил в этом районе почти 70 проц. своих ВВС, действовавших на советско-германском фронте. Его авиационная группировка была представлена 4-м и 6-м воздушными флотами и имела в своем составе более 2000 самолетов. С целью ее максимального ослабления Ставка ВГК организовала две крупные воздушные операции по уничтожению авиации противника на земле. Первая из них проводилась с 6 по 8 мая 1943 года силами шести воздушных армий на фронте 1200 км, а вторая - с 8 по 10 июня тремя воздушными армиями и соединениями АДД. Эти операции отличались большим размахом, решительностью целей, скрытностью подготовки и высокой результативностью. В ходе их было уничтожено около 750 самолетов противника.

Но активная борьба с вражеской авиацией не ограничивалась воздушными операциями. Она велась повседневно, самолеты уничтожались в воздухе и на аэродромах. В отдельные дни происходили ожесточенные воздушные бои и сражения, в ходе которых наши истребители сбили около 500 самолетов. С переходом советских войск в контрнаступление борьба с вражеской авиацией вступила в новую фазу. Чтобы обеспечить успех Советской Армии, Верховное Главнокомандование привлекло пять воздушных армий, усиленных 18 авиакорпусами РВГК, значительные силы АДД и часть истребительной авиации ПВО - всего 5 тыс. самолетов.

Советская авиация, развернув активные боевые действия на 700-километровом фронте, сковала действия немецко-фашистских ВВС, разгромила основные силы противника и завоевала стратегическое господство в воздухе. Но далось оно нелегкой ценой: у нас были значительные потери. Таким образом, стратегического господства в воздухе советские ВВС добились путем последовательного разгрома авиационных группировок противника. В ходе контрнаступления основным способом борьбы за господство в воздухе, как и в оборонительный период битвы под Курском, были воздушные бои и сражения. Они развертывались, как правило, на направлениях главных ударов наших наступавших войск. Всего за время Курской битвы - с 5 июля по 23 августа - потери немецкой авиации в воздухе составили около 3400 самолетов и более 300 на аэродромах.

Огромные потери понесла авиация противника и на других участках советско-германского фронта: в Донбассе, Белоруссии, под Ленинградом. В итоге летне-осенней кампании 1943 года вражеская авиация потеряла около 10 тыс. самолетов, а всего в 1943 году - более 20 тыс. боевых машин. Восполнить такой большой урон, особенно в летном составе, гитлеровская Германия в короткие сроки была уже не в состоянии. Количественный рост советских ВВС и поступление на вооружение новых самолетов, создание воздушных армий, авиакорпусов и отдельных авиационных дивизий РВГК, совершенствование организационной структуры и системы управления, накопление боевого опыта позволили во втором периоде войны сделать резкий скачок в осуществлении ударов по аэродромам как в период проведения воздушных операций, так и при ведении повседневных боевых действий. Воздушные операции по разгрому авиационных группировок врага получили большой размах, заранее и тщательно планировались, проводились с решительными целями, отличались разнообразием нанесения ударов и высокой результативностью. Они сочетались с последующими повседневными действиями по уничтожению авиации противника.

Во втором периоде войны от бессистемных и, как правило, разновременных ударов был осуществлен переход к массированным действиям по местам базирования авиации врага на направлениях главных ударов сухопутных войск. При действиях по аэродромам группы штурмовиков и бомбардировщиков не только наносили эффективные удары по самолетам на земле (ударные группы), но и подавляли зенитные средства ПВО (группы обеспечения). Гораздо чаще стали применяться сосредоточенные удары группами в составе полка и дивизии. Основным боевым порядком для штурмовиков была колонна шестерок (в пеленге пар), для бомбардировщиков - колонна девяток (в клине звеньев). Увеличилось количество прикрывающих истребителей, особенно в ударных группах: один истребитель приходился на один бомбардировщик или штурмовик. Для подавления зенитной артиллерии и обеспечения свободы действий ударных эшелонов выделялось до 1/3 сил от общего наряда самолетов. Осуществлялись комбинированные удары различных родов авиации: штурмовиков и бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей, бомбардировщиков и истребителей. В боевые порядки стали включаться самолеты до-разведки и контрольной разведки. Широко применялись отвлекающие действия истребителей, а также блокирование И минирование аэродромов, что позволяло сравнительно небольшим количеством самолетов сковать крупные силы врага на земле.

В третьем периоде войны в условиях полного стратегического господства в воздухе наших ВВС противник все-таки пытался захватить инициативу. Поэтому борьба за удержание стратегического господства велась с не меньшим напряжением, чем за его завоевание. В этих целях советские ВВС затратили 35,5 проц. всех произведенных самолето-вылетов. Основным способом борьбы по-прежнему являлось уничтожение авиации противника в воздухе. Гитлеровская авиация по численности значительно уступала нашей, но располагала достаточным количеством аэродромов, что позволяло немецко-фашистскому командованию базировать авиационные части рассредоточено и, как правило, вне досягаемости нашей штурмовой и значительной части истребительной авиации. Поэтому трудно было рассчитывать на высокие результаты при нанесении ударов по аэродромам. Это явилось одной из причин того, что в третьем периоде была осуществлена только одна самостоятельная воздушная операция по уничтожению вражеских самолетов на земле (июль 1944 г. перед Белорусской операцией).

В то же время не проводилось ни одной фронтовой или стратегической операции, в ходе которой в повседневных боевых действиях не практиковались бы удары по вражеским аэродромам. Но эти удары наносились только в тех случаях, когда имелись достоверные данные о наличии на них большого количества самолетов. Для действий по аэродромам выделялись специальные полки бомбардировщиков и штурмовиков (1, 4 и 16 ВА в Белорусской операции, 1 и 3 ВА в период штурма Кенигсберга, 17 ВА в Ясско-Кишиневской операции). В третьем периоде войны шло дальнейшее совершенствование форм и способов уничтожения авиации противника на аэродромах, улучшалась организация борьбы за стратегическое, оперативное и тактическое господство в воздухе.

В воздушных армиях разрабатывались планы боевых действий по уничтожению авиации противника на земле, в которых указывались аэродромы и время нанесения ударов по ним, привлекаемые авиационные соединения и выделяемые ими силы, способы прикрытия бомбардировщиков и штурмовиков на маршруте полета и в районе цели. В дивизиях и полках отрабатывались различные варианты боевых порядков групп самолетов при полете к объектам, во время ударов и при возвращении на свои аэродромы, устанавливалось количество заходов на цель, согласовывались вопросы взаимодействия бомбардировщиков и штурмовиков с истребителями. С целью обеспечения скрытности удара запрещалось пользоваться радиосредствами. Маршруты полетов выбирались в обход районов, насыщенных средствами ПВО. Для определения режима летной работы, выбора удачного времени нанесения удара задолго до него осуществлялась воздушная разведка (три раза в день - утром, днем и вечером).

Итак, в годы Великой Отечественной войны борьба с вражеской авиацией на аэродромах в зависимости от обстановки осуществлялась как в форме специальных воздушных операций, так и при ведении повседневных боевых действий в рамках оборонительных и наступательных операций войск фронтов, а также в периоды оперативных пауз. При ведении повседневных боевых действий было уничтожено 11 500 самолетов противника (86 проц.). Эффективной формой являлись и воздушные операции по разгрому (ослаблению) авиационных группировок противника. В ходе их за время войны было уничтожено 1800 самолетов (14 проц.). В среднем в воздушных операциях на один уничтоженный вражеский самолет приходилось 4-5 самолето-вылетов, а при повседневных боевых действиях - в 4-5 раз больше.

Опыт Великой Отечественной войны со всей наглядностью показал, что воздушные операции целесообразно проводить по единому замыслу и плану, крупными силами, в сжатые сроки, на широком фронте, на большую глубину и по времени максимально приближать их к началу операций сухопутных войск, так как большие паузы использовались противником для восполнения потерь и усиления своих авиационных группировок. Проведение воздушных операций было неразрывно связано с воздушными боями и сражениями, поэтому их необходимо предусматривать заранее. Опыт борьбы с вражеской авиацией показал, что удары по аэродромам должны осуществляться в полосах нескольких фронтов внезапно. Поскольку во время налетов на аэродромы противник оказывал сильное противодействие, необходимо было организовать подавление сил и средств ПВО.

За время войны для ударов по аэродромам было произведено более 58 тыс. самолето-вылетов (около 2 проц.). Но при этом противник потерял 13 300 самолетов, т. е. 23 проц. общего количества уничтоженных на советско-германском фронте. В среднем на каждый выведенный из строя на аэродроме вражеский самолет затрачивалось всего 5 самолето-вылетов, в то время как на уничтожение одного самолета в воздухе требовалось до 30 самолето-вылетов, т. е. в 5-6 раз больше. При ударах по аэродромам поражались не только самолеты, но и некоторая часть летно-технического состава, подготовка и пополнение которого для командования вражеских ВВС были сопряжены с серьезными трудностями. Разрушение и минирование ВПП срывало на некоторое время (от нескольких часов до суток) действия авиации противника. Кроме того, удары по аэродромам оказывали сильное моральное воздействие на гитлеровцев. Оперативным результатом при действиях по аэродромам был не только разгром (ослабление) авиационной группировки врага, но и перебазирование авиационных частей противника на более удаленные от линии фронта аэродромы.

Однако в годы минувшей войны в силу сложившихся обстоятельств уничтожение авиации в воздушных боях было основным способом борьбы за господство в воздухе. Об этом говорит тот факт, что в воздушных боях и сражениях сбито 77 проц. всех уничтоженных нашей авиацией самолетов. Таким образом, проблема завоевания господства в воздухе советскими ВВС в основном решалась путем разгрома противостоящих авиационных группировок противника на земле и в воздухе.

Завоевание господства в воздухе для советских ВВС не являлось самоцелью. Оно осуществлялось прежде всего в интересах создания благоприятной обстановки для ведения операций на сухопутном и морском театрах военных действий, именно поэтому в нем принимали активное участие все виды Вооруженных Сил. Опыт войны со всей очевидностью показал, что необходимо сочетать все известные формы и способы борьбы за господство в воздухе с учетом складывающейся обстановки. Этот опыт, несмотря на то что произошли коренные изменения в средствах вооруженной борьбы, не потерял своего значения в современных условиях.

"Военно-исторический журнал", 1976 год, № 9.

 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме