Рецензия.
Исследованию вопросов применения Военно-Воздушных Сил в Великой Отечественной войне посвящено значительное количество трудов. Достойное место среди них займет монография профессора, доктора исторических наук полковника И. В. Тимоховича "Оперативное искусство советских ВВС в Великой Отечественной войне". Рецензируемый труд характерен своей целенаправленностью и масштабностью исследования.
В нем на базе обширных архивных документов и других материалов глубоко проанализированы вопросы оперативного искусства ВВС, показано, как благодаря заботе Коммунистической партии и Советского правительства, под влиянием количественного и качественного роста авиации и других факторов развивались формы и способы ее применения при выполнении разнообразных оперативно-стратегических задач. Книга состоит из шести глав и заключения. Она насыщена большим фактическим и цифровым материалом, хорошо иллюстрирована схемами. Центральное место в ней занимают вопросы борьбы за господство в воздухе. На конкретных фактах и примерах автор убедительно показывает, что завоевание господства в воздухе являлось одним из непременных условий победы над противником. В годы минувшей войны не было ни одной крупной наступательной операции, которая бы закончилась успешно без господства наступающей стороны в воздухе (стр.97).
Борьба за господство в воздухе приняла огромный размах с первого дня войны и отличалась небывалым напряжением и ожесточенностью. Она осуществлялась под руководством Ставки ВГК и велась всеми видами Вооруженных Сил при решающей роли ВВС путем одновременного и последовательного разгрома авиационных группировок противника (стр. 98).
Читая книгу, видишь, каким сложным был путь борьбы за стратегическое господство в воздухе на советско-германском фронте. Автор убедительно показывает трудности данной проблемы, для решения которой нашей авиации потребовалось два года. В ожесточенных сражениях под Москвой и Ленинградом, под Сталинградом и на Кавказе, в последующих операциях немецко-фашистской авиации был нанесен такой урон, который она уже не могла восполнить, особенно в летном составе. Это привело к снижению активности вражеской авиации, подрыву морального духа личного состава. Если в 1942 году она ежемесячно производила 41 тыс. самолето-вылетов, то в 1943 - 39 тыс., а в 1945 - 15,6 тыс. (стр. 53). С завоеванием стратегического господства в воздухе советским Сухопутным войскам и Военно-Морскому Флоту были созданы благоприятные условия для организации и ведения операций, а ВВС - для решительных активных действий (стр. 52).
И. Тимохович аргументированно разоблачает буржуазных фальсификаторов истории, которые упорно твердят, что боевая мощь немецкой авиации была якобы подорвана не на советско-германском фронте, а ударами англо-американских ВВС по авиационным заводам Германии. Эта ложь начисто опровергается цифрами и фактами. Вес бомб, сброшенных на авиапромышленные объекты Германии, составлял лишь 2 проц. от их общего тоннажа. Бомбовые удары авиации США и Англии не повлияли существенно на производство самолетов, которое из года в год увеличивалось, составив в 1942 году 14700, 1943 году - 25200, 1944 году - 37 950 самолетов (стр. 54).
Большое внимание в труде уделяется вопросу борьбы и за оперативное господство в воздухе. Автор последовательно и детально анализирует важнейшие факторы, которые предопределяли успех борьбы за господство в воздухе в стратегических и фронтовых операциях: количественное и качественное превосходство советских ВВС над авиацией противника; наличие и правильное использование авиационных резервов; четкая организация борьбы с вражеской авиацией; надежное подавление наземных средств ПВО и др. Обстоятельно рассматривает он формы и способы борьбы за господство в воздухе, делает конкретные выводы, которые представляют интерес не только для специалистов-авиаторов, но и для широкого круга читателей. И. Тимохович пишет, что с количественным и качественным развитием ВВС и ростом их боевых возможностей увеличивалась роль и значение господства в воздухе в войне и операциях. Главными объектами поражения в борьбе за господство в воздухе являлись авиационные группировки противника, сосредоточенные на отдельных стратегических направлениях. Разгром и подавление их обеспечивали быстрое завоевание оперативного господства в воздухе. Ударами по объектам авиационной промышленности и учебным центрам подготовки летных кадров нельзя было в короткие сроки изменять соотношение авиационных сил и быстро оказывать влияние на характер воздушной обстановки как на всем стратегическом фронте, так и на отдельных его участках. Для вывода из строя авиационных предприятий требовались огромные усилия авиации.
Большой успех в воздушных операциях достигался тогда, когда подготовка проводилась в строгой тайне, силы авиации применялись массированно, внезапно и по единому замыслу и плану. Автор подчеркивает, что в борьбе за господство в воздухе надо умело сочетать различные ее формы и Способы, исходя из их слабых и сильных сторон (стр. 96-100).
Значительное место в монографии отведено вопросам применения авиации в наступательных операциях фронта. Обобщая опыт боевых действий, И. Тимохович отмечаем "Своими массированными действиями по войскам и объектам противника на поле боя и в оперативно-тактической глубине авиация расчищала путь сухопутным войскам, помогала пехоте и танкам прорывать оборону, окружать и уничтожать группировки врага, захватывать и удерживать важные районы и рубежи, форсировать водные преграды... Активные действия авиации способствовали увеличению размаха, динамичности и решительности операций" (стр. 106).
На опыте многих крупных операций автор прослеживает зарождение и развитие новой формы оперативного применения ВВС - авиационное наступление, анализирует организацию и ведение боевых действий авиации в период подготовки наступательной операции, при прорыве войсками обороны противника и вводе в сражение танковых армий и корпусов, вскрывает особенности применения авиационных сил в операциях на окружение и при действиях на приморских направлениях. Через всю книгу проходит мысль о том, что без активного участия авиации невозможно было рассчитывать на успех в наступательных операциях фронта.
Обстоятельно исследуется в книге опыт применения авиации во фронтовых оборонительных операциях. Автор всесторонне анализирует вопросы планирования и подготовки авиационных объединений к боевым действиям, вскрывает особенности боевых действий ВВС в период борьбы за удержание тактической зоны обороны и при нанесении армейских и фронтовых контрударов, освещает характер боевых действий авиации в начальный период войны. Он делает важные выводы, касающиеся применения авиации в оборонительных операциях. Это решительное массирование сил авиации на главных направлениях, выделение мощного резерва для решения непредвиденных задач, планирование боевых действий воздушных армий по вариантам обороны, непрерывность воздействия на войска противника и др. (стр. 236-240).
Подробно рассмотрены в труде вопросы ведения воздушных операций по объектам глубокого тыла противника. И. Тимохович отмечает, что основные усилия фронтовой и дальней авиации в ходе войны направлялись на решение совместных задач с сухопутными войсками в наступательных и оборонительных операциях. Это отвечало требованиям обстановки и характеру вооруженной борьбы. Вместе с тем советские ВВС (прежде всего авиация дальнего действия) выполняли и самостоятельные оперативно-стратегические задачи в глубоком тылу врага. Однако этот вид боевых действий не нашел широкого применения.
С интересом прочтет читатель о том, как под руководством Ставки ВГК готовились и проводились воздушные операции с целью нанесения ударов по военно-промышленным объектам Финляндии и Венгрии, разгрома резервов противника в период подготовки и проведения Курской битвы и в ходе Белорусской операции. Все они характеризовались большим размахом и решительностью целей, организацией тесного взаимодействия участвовавших авиационных соединений и объединений, разнообразием способов боевых действий, умелым выбором объектов удара, скрытностью планирования и подготовки, что имеет важное значение и для современных условий.
Заслуживает внимания произведенный автором анализ способов управления авиационными объединениями и соединениями и их взаимодействия с сухопутными войсками. Он дает подробную характеристику структуры системы и органов управления ВВС в стратегическом и оперативном звеньях, рассматривает способы взаимодействия между воздушными и общевойсковыми (танковыми) армиями в наступательных и оборонительных операциях, между фронтовой и дальней авиацией, между объединениями советской авиации и ВВС дружественных стран (Польши, Чехословакии, Югославии, Болгарии, Румынии) при выполнении совместных задач. И. Тимохович справедливо подчеркивает, что "хорошо организованное взаимодействие авиации с сухопутными войсками и другими силами и средствами, участвующими в операции, являлось залогом победы над противником" (стр. 340).
Детально разбираются в труде основные факторы, обусловившие развитие оперативного искусства ВВС в годы Великой Отечественной войны. Автор правильно отмечает, что большой скачок в развитии оперативного искусства ВВС, происшедший в период Великой Отечественной войны, - явление закономерное. Он был обусловлен количественным и качественным ростом советской авиации, высокими морально-боевыми качествами летного состава и командных кадров ВВС, своевременным обобщением и умелым использованием боевого опыта, совершенствованием организационной структуры Военно-Воздушных Сил, быстрым прогрессом советской военно-авиационной мысли, бурным развитием в целом нашего военного искусства - стратегии, оперативного искусства и тактики, мудрым руководством Коммунистической партии, которая по заветам В. И. Ленина укрепляла боевую мощь ВВС, неиссякаемой жизненной силой советского государственного и общественного строя, мощью социалистической экономики. Благодаря неослабному вниманию партии и правительства и самоотверженному труду конструкторов, инженеров, техников, рабочих, всего советского народа неуклонно увеличивалось количество и улучшалось качество самолетов и другой авиационной техники, а вместе с тем повышались оперативные возможности ВВС. Партия вырастила и воспитала большую плеяду выдающихся авиационных военачальников, многочисленные кадры летно-технического состава, которые показывали высокое боевое мастерство, массовый героизм (стр. 340-341).
В целом рецензируемый труд оставляет хорошее впечатление и является достойным вкладом в советскую историческую науку, Однако не все вопросы исследованы в нем с одинаковой глубиной. На наш взгляд, следовало бы больше внимания уделить раскрытию факторов, обусловивших развитие оперативного искусства ВВС и тактики родов авиации. Располагая значительным количеством фактического материала, автор мог бы более убедительно показать характер влияния способов ведения войны и операций на развитие оперативного искусства ВВС, взаимосвязь его с оперативным искусством других видов Вооруженных Сил. Необходимо было раскрыть, как влияли качество и количество авиационной техники на оперативное искусство ВВС, изменение организационной структуры соединений и объединений и как это отражалось в итоге на эффективность действий авиации в ходе выполнения ею оперативно-стратегических задач. Желательно также было бы показать опыт применения ВВС по обеспечению высадки и действий воздушных десантов, которые использовались в ряде операций Великой Отечественной войны.
"Оперативное искусство советских ВВС в Великой Отечественной войне" - нужная и полезная книга.
Заслуженный деятель науки РСФСР, профессор, доктор военных наук генерал-майор авиации Г. Лаврик.
"Военно-Исторический Журнал", 1976 год.