Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
Оперативное искусство ВВС в Великой Отечественной войне
Данная статья - это рецензия на книгу И. В. Тимоховича Оперативное искусство ВВС в Великой Отечественной войне, в которой в краткой форме автор отражает свое мнение о труде. Работа, посвященная анализу действий советской авиации в трудные военные годы и предстоящих решений сложнейшей задачи.

Рецензия.

Искусство ВВСИсследованию вопросов применения Военно-Воздушных Сил в Великой Отечественной войне посвящено значительное количество трудов. Достойное место среди них займет монография профессора, доктора исторических наук полковника И. В. Тимоховича "Оперативное искусство советских ВВС в Великой Отечественной войне". Рецензируемый труд характерен своей целенаправленностью и масштабностью исследования.

В нем на базе обширных архивных документов и других материалов глубоко проанализированы вопросы оперативного искусства ВВС, показано, как благодаря заботе Коммунистической партии и Советского правительства, под влиянием количественного и качественного роста авиации и других факторов развивались формы и способы ее применения при выполнении разнообразных оперативно-стратегических задач. Книга состоит из шести глав и заключения. Она насыщена большим фактическим и цифровым материалом, хорошо иллюстрирована схемами. Центральное место в ней занимают вопросы борьбы за господство в воздухе. На конкретных фактах и примерах автор убедительно показывает, что завоевание господства в воздухе являлось одним из непременных условий победы над противником. В годы минувшей войны не было ни одной крупной наступательной операции, которая бы закончилась успешно без господства наступающей стороны в воздухе (стр.97).

Борьба за господство в воздухе приняла огромный размах с первого дня войны и отличалась небывалым напряжением и ожесточенностью. Она осуществлялась под руководством Ставки ВГК и велась всеми видами Вооруженных Сил при решающей роли ВВС путем одновременного и последовательного разгрома авиационных группировок противника (стр. 98).

Читая книгу, видишь, каким сложным был путь борьбы за стратегическое господство в воздухе на советско-германском фронте. Автор убедительно показывает трудности данной проблемы, для решения которой нашей авиации потребовалось два года. В ожесточенных сражениях под Москвой и Ленинградом, под Сталинградом и на Кавказе, в последующих операциях немецко-фашистской авиации был нанесен такой урон, который она уже не могла восполнить, особенно в летном составе. Это привело к снижению активности вражеской авиации, подрыву морального духа личного состава. Если в 1942 году она ежемесячно производила 41 тыс. самолето-вылетов, то в 1943 - 39 тыс., а в 1945 - 15,6 тыс. (стр. 53). С завоеванием стратегического господства в воздухе советским Сухопутным войскам и Военно-Морскому Флоту были созданы благоприятные условия для организации и ведения операций, а ВВС - для решительных активных действий (стр. 52).

И. Тимохович аргументированно разоблачает буржуазных фальсификаторов истории, которые упорно твердят, что боевая мощь немецкой авиации была якобы подорвана не на советско-германском фронте, а ударами англо-американских ВВС по авиационным заводам Германии. Эта ложь начисто опровергается цифрами и фактами. Вес бомб, сброшенных на авиапромышленные объекты Германии, составлял лишь 2 проц. от их общего тоннажа. Бомбовые удары авиации США и Англии не повлияли существенно на производство самолетов, которое из года в год увеличивалось, составив в 1942 году 14700, 1943 году - 25200, 1944 году - 37 950 самолетов (стр. 54).

Большое внимание в труде уделяется вопросу борьбы и за оперативное господство в воздухе. Автор последовательно и детально анализирует важнейшие факторы, которые предопределяли успех борьбы за господство в воздухе в стратегических и фронтовых операциях: количественное и качественное превосходство советских ВВС над авиацией противника; наличие и правильное использование авиационных резервов; четкая организация борьбы с вражеской авиацией; надежное подавление наземных средств ПВО и др. Обстоятельно рассматривает он формы и способы борьбы за господство в воздухе, делает конкретные выводы, которые представляют интерес не только для специалистов-авиаторов, но и для широкого круга читателей. И. Тимохович пишет, что с количественным и качественным развитием ВВС и ростом их боевых возможностей увеличивалась роль и значение господства в воздухе в войне и операциях. Главными объектами поражения в борьбе за господство в воздухе являлись авиационные группировки противника, сосредоточенные на отдельных стратегических направлениях. Разгром и подавление их обеспечивали быстрое завоевание оперативного господства в воздухе. Ударами по объектам авиационной промышленности и учебным центрам подготовки летных кадров нельзя было в короткие сроки изменять соотношение авиационных сил и быстро оказывать влияние на характер воздушной обстановки как на всем стратегическом фронте, так и на отдельных его участках. Для вывода из строя авиационных предприятий требовались огромные усилия авиации.

Большой успех в воздушных операциях достигался тогда, когда подготовка проводилась в строгой тайне, силы авиации применялись массированно, внезапно и по единому замыслу и плану. Автор подчеркивает, что в борьбе за господство в воздухе надо умело сочетать различные ее формы и Способы, исходя из их слабых и сильных сторон (стр. 96-100).

Значительное место в монографии отведено вопросам применения авиации в наступательных операциях фронта. Обобщая опыт боевых действий, И. Тимохович отмечаем "Своими массированными действиями по войскам и объектам противника на поле боя и в оперативно-тактической глубине авиация расчищала путь сухопутным войскам, помогала пехоте и танкам прорывать оборону, окружать и уничтожать группировки врага, захватывать и удерживать важные районы и рубежи, форсировать водные преграды... Активные действия авиации способствовали увеличению размаха, динамичности и решительности операций" (стр. 106).

На опыте многих крупных операций автор прослеживает зарождение и развитие новой формы оперативного применения ВВС - авиационное наступление, анализирует организацию и ведение боевых действий авиации в период подготовки наступательной операции, при прорыве войсками обороны противника и вводе в сражение танковых армий и корпусов, вскрывает особенности применения авиационных сил в операциях на окружение и при действиях на приморских направлениях. Через всю книгу проходит мысль о том, что без активного участия авиации невозможно было рассчитывать на успех в наступательных операциях фронта.

Обстоятельно исследуется в книге опыт применения авиации во фронтовых оборонительных операциях. Автор всесторонне анализирует вопросы планирования и подготовки авиационных объединений к боевым действиям, вскрывает особенности боевых действий ВВС в период борьбы за удержание тактической зоны обороны и при нанесении армейских и фронтовых контрударов, освещает характер боевых действий авиации в начальный период войны. Он делает важные выводы, касающиеся применения авиации в оборонительных операциях. Это решительное массирование сил авиации на главных направлениях, выделение мощного резерва для решения непредвиденных задач, планирование боевых действий воздушных армий по вариантам обороны, непрерывность воздействия на войска противника и др. (стр. 236-240).

Подробно рассмотрены в труде вопросы ведения воздушных операций по объектам глубокого тыла противника. И. Тимохович отмечает, что основные усилия фронтовой и дальней авиации в ходе войны направлялись на решение совместных задач с сухопутными войсками в наступательных и оборонительных операциях. Это отвечало требованиям обстановки и характеру вооруженной борьбы. Вместе с тем советские ВВС (прежде всего авиация дальнего действия) выполняли и самостоятельные оперативно-стратегические задачи в глубоком тылу врага. Однако этот вид боевых действий не нашел широкого применения.

С интересом прочтет читатель о том, как под руководством Ставки ВГК готовились и проводились воздушные операции с целью нанесения ударов по военно-промышленным объектам Финляндии и Венгрии, разгрома резервов противника в период подготовки и проведения Курской битвы и в ходе Белорусской операции. Все они характеризовались большим размахом и решительностью целей, организацией тесного взаимодействия участвовавших авиационных соединений и объединений, разнообразием способов боевых действий, умелым выбором объектов удара, скрытностью планирования и подготовки, что имеет важное значение и для современных условий.

Заслуживает внимания произведенный автором анализ способов управления авиационными объединениями и соединениями и их взаимодействия с сухопутными войсками. Он дает подробную характеристику структуры системы и органов управления ВВС в стратегическом и оперативном звеньях, рассматривает способы взаимодействия между воздушными и общевойсковыми (танковыми) армиями в наступательных и оборонительных операциях, между фронтовой и дальней авиацией, между объединениями советской авиации и ВВС дружественных стран (Польши, Чехословакии, Югославии, Болгарии, Румынии) при выполнении совместных задач. И. Тимохович справедливо подчеркивает, что "хорошо организованное взаимодействие авиации с сухопутными войсками и другими силами и средствами, участвующими в операции, являлось залогом победы над противником" (стр. 340).

Детально разбираются в труде основные факторы, обусловившие развитие оперативного искусства ВВС в годы Великой Отечественной войны. Автор правильно отмечает, что большой скачок в развитии оперативного искусства ВВС, происшедший в период Великой Отечественной войны, - явление закономерное. Он был обусловлен количественным и качественным ростом советской авиации, высокими морально-боевыми качествами летного состава и командных кадров ВВС, своевременным обобщением и умелым использованием боевого опыта, совершенствованием организационной структуры Военно-Воздушных Сил, быстрым прогрессом советской военно-авиационной мысли, бурным развитием в целом нашего военного искусства - стратегии, оперативного искусства и тактики, мудрым руководством Коммунистической партии, которая по заветам В. И. Ленина укрепляла боевую мощь ВВС, неиссякаемой жизненной силой советского государственного и общественного строя, мощью социалистической экономики. Благодаря неослабному вниманию партии и правительства и самоотверженному труду конструкторов, инженеров, техников, рабочих, всего советского народа неуклонно увеличивалось количество и улучшалось качество самолетов и другой авиационной техники, а вместе с тем повышались оперативные возможности ВВС. Партия вырастила и воспитала большую плеяду выдающихся авиационных военачальников, многочисленные кадры летно-технического состава, которые показывали высокое боевое мастерство, массовый героизм (стр. 340-341).

В целом рецензируемый труд оставляет хорошее впечатление и является достойным вкладом в советскую историческую науку, Однако не все вопросы исследованы в нем с одинаковой глубиной. На наш взгляд, следовало бы больше внимания уделить раскрытию факторов, обусловивших развитие оперативного искусства ВВС и тактики родов авиации. Располагая значительным количеством фактического материала, автор мог бы более убедительно показать характер влияния способов ведения войны и операций на развитие оперативного искусства ВВС, взаимосвязь его с оперативным искусством других видов Вооруженных Сил. Необходимо было раскрыть, как влияли качество и количество авиационной техники на оперативное искусство ВВС, изменение организационной структуры соединений и объединений и как это отражалось в итоге на эффективность действий авиации в ходе выполнения ею оперативно-стратегических задач. Желательно также было бы показать опыт применения ВВС по обеспечению высадки и действий воздушных десантов, которые использовались в ряде операций Великой Отечественной войны.

"Оперативное искусство советских ВВС в Великой Отечественной войне" - нужная и полезная книга.

Заслуженный деятель науки РСФСР, профессор, доктор военных наук генерал-майор авиации Г. Лаврик.
"Военно-Исторический Журнал", 1976 год.

 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Транспортная амфибия Grumman G-44 Widgeon
Амфибийная летающая лодка Grumman G-44 Widgeon Успех восьмиместного коммерческого амфибийного самолета "Гуз" и наличие рынка для меньшей и более дешевой версии...
Интервью Министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова
Сергей Викторович Лавров - российский государственный деятель, с 2004 года Министр иностранных дел Российской Федерации, постоянный член Совета безопасности России,...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме