Торпедоносец Фэйри "Барракуда"
|
Британский палубный торпедоносец и пикирующий бомбардировщик Fairey Barracuda
Палубный разведчик, торпедоносец и пикирующий бомбардировщик Фэйри "Барракуда" был одномоторным цельнометаллическим свободнонесущим монопланом с убирающимся шасси. Под руководством М. Лобеля спроектирован в конструкторском бюро фирмы "Фэйри авиэйшн". 7 декабря 1940 года совершил первый полет опытный образец Fairey Barracuda. С мая 1942 года производился серийно на заводе "Фэйри" в Стокпорте. Позже к серийному выпуск присоединились заводы "Блэкберн" в Бро, "Боултон-Пол" в Уолверхэмптоне и "Уэстленд" в Йеовиле, где за период второй мировой войны построили 2572 самолета. Если учитывать послевоенное производство, то было создано в общей сложности 2602 Fairey Barracuda.
На фото Фэйри "Барракуда"
|
|
|
|
Нажмите на фотографию самолета для увеличения |
Во время Второй мировой войны выпускались следующие модификации этого самолета:
- "Барракуда" I с мотором "Мерлин" 30 и трехлопастным винтом;
- "Барракуда" II с мотором "Мерлин" 32 и четырехлопастным винтом, на части машин установлены РЛС с антеннами на крыльях;
- "Барракуда" III, самолет ПЛО с новой РЛС (антенна под обтекателем в хвостовой части).
Экипаж самолета состоял из 3 человек. Вооружение включало 2 пулемета, бомбы до 816 кг или одна торпеда наружно под фюзеляжем. Крыло при хранении на корабле складывалось вверх.
Технические характеристики самолета в различных источниках несколько отличаются, ниже в таблице это видно. Палубный торпедоносец - пикирующий бомбардировщик Fairey Barracuda Mk II с экипажем из трех человек. Силовая установка: один V-образный ПД Rolls-Royce Merlin 32 мощностью 1640 л. с. Максимальная скорость на высоте 535 м составляла - 367 км/ч; крейсерская скорость на 1525 м - 311 км/ч; набор высоты 1525 м осуществлялся за 6 мин; практический потолок 5060 м; дальность с торпедным вооружением 1101 км. Масса самолета: пустого 4241 кг; максимальная взлетная - 6396 кг. Размах крыла 14,99 м; длина 12,12 м; высота 4,60 м; площадь крыла 34,09 м2. Вооружение: два 7,7-мм пулемета для обороны задней полусферы (в задней части кабины), а также до 907 кг вооружений на одном подфюзеляжном и шести подкрыльевых узлах подвески - как правило одна 457-мм торпеда Mk XIIA (713 кг), или 726-кг бомба, или 680-кг мина под фюзеляжем, либо три 227-кг бомбы под фюзеляжем и на внутренних подкрыльевых узлах подвески, либо четыре 204-кг глубинные бомбы Mk VIII или 120-кг Mk XI на внутренних подкрыльевых узлах подвески, либо шесть 113-кг бомб на всех подкрыльевых узлах подвески.
Барракуда Mk.III появилась по причине того, что производство локаторов ASV Mk.II и Mk.IIN было завершено и начат выпуск Mk.X сантиметрового диапазона. Однако ее обтекатель, размещенный под хвостом фюзеляжа, сказывался на поведении самолета. На режиме поиска и слежения, когда от самолета требовалось идти "по ниточке", чтобы точно засечь на локаторе слабый сигнал от подводной лодки, хвост начинало водить из стороны в сторону. Этому способствовал и недостаток мощности мотора. Серийное производство самолетов "Барракуда" III было начато в 1944 году практически без предварительных испытаний. В модификациях I - III, как уже говорилось в начале статьи, были созданы 2572 Барракуды, которые воевали в Европе и на Тихом океане как базовый и палубный самолет флота.
Фэйри "Барракуда" Mk.II, основные характеристики
Экипаж, чел |
3 |
Длина, м |
12,18 |
Высота, м |
4,58 |
Размах крыла, м |
|
полетный |
14,50 |
на стоянке авианосца |
5,56 |
Площадь крыла, м2 |
37,62 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
4445 |
нормальная взлетная |
5715 |
максимальная взлетная |
6386 |
Тип двигателя |
1 ПД Rolls-Royce Merlin 32 |
Мощность, л.с. |
1 х 1640 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
у земли |
257 |
на высоте |
338 |
Крейсерская скорость, км/ч |
311 |
Практическая дальность, км |
1165 |
Дальность с максимальной нагрузкой, км |
732 |
Практический потолок, м |
6585 |
Вооружение |
два 7,7-мм пулемета до 3х 227-кг бомб или 1х 680-кг торпеда |
Барракуда с сентября 1942 года официально находились на вооружении британской морской авиации, с января 1943 года выполнял задачи в строевых частях. "Барракуда" I эксплуатировались лишь в учебных и экспериментальных целях.
В июне 1943 года торпедоносцы "Барракуда" II впервые были погружены на авианосец. В Средиземном море "барракуды" начали использоваться с палуб авианосцев с ноября 1943 года, совершив первые боевые вылеты во время десанта в Салерно в качестве бомбардировщиков. С авианосцев "Викториэс" и "Фьюриэс" в апреле-августе 1944 года Fairey Barracuda принимали участие в серии атак на линкор "Тирпиц" в Альтен-фьорде в Норвегии. Они смогли нанести кораблю ряд серьезных повреждений. Эти самолеты действовали с авианосцев и береговых баз против судов противника у побережья Германии и Норвегии.
Немецкий линкор "Тирпиц" (Tirpitz) под атакой английской авиации.
Фотография "кликабельна".
На Тихоокеанском театре боевых действий "барракуды" стали эксплуатироваться с весны 1944 года, совершая налеты с авианосцев на объекты на о. Суматра. В конце второй мировой войны самолеты Fairey Barracuda применялись также для целей ПЛО. В октябре 1947 года самолеты Фэйри "Барракуда" были сняты с производства, но на авианосцах несли службу до начала 1946 года. В качестве учебных и вспомогательных служили до мая 1953 года в английской морской авиации.
После второй мировой войны
Прототипом самолета Барракуда Mk.IV стал переделанный под Грифон серийный Барракуда Mk.II номер Р9976, взлетевший впервые 11 ноября 1944 года с Гриффоном VII, потом с Грифоном VIII такой же мощности - 1850 л.с. Однако фирме показалось выгоднее сразу развернуть работы над совершенно новой машиной Spearfish - среднепланом с мотором Бристоль Центавр 58 (Bristol Centaurus) мощностью 2320 л.с. Но по ряду обстоятельств пришлось в ускоренном темпе готовить новую модификацию Барракуды на основе опыта с Mk.IV. Вслед за прототипом Mk.IV фирма переделала еще шесть самолетов из более ранних серийных образцов, среди которых был РМ940. Они были названы Mk.V, однако первым самолетом с Грифоном 37 стала машина RK530, испытания которой провели после окончания второй мировой войны - 22 ноября 1945 г.
Барракуда Mk.V с двигателем Грифон 37 в 2020 л.с. была уже по сути новым самолетом: усилили фюзеляж, увеличили крыло, киль, емкость баков и боевую нагрузку - с 735 до 908 кг. Спаренный пулемет 7,7-мм Виккерс К сняли и оставили самолет без защиты с хвоста, так как в конце войны было эффективным истребительное прикрытие. Как и у ранних модификаций, вооружение размещалось на пяти бомбодержателях. Четыре крыльевых могли нести бомбы до 227 кг каждый, а фюзеляжный - до 908 кг. Наиболее часто это были две бомбы по 227 кг. Под передней кромкой левой консоли располагался небольшой съемный обтекатель с противолодочной РЛС ASH.
Источники:
- Владимир Котельников. Ангар. Хищные рыбы на королевской службе.
- Максим Волощук. "Барракуда".
- Владимир Котельников. Морские самолеты палубного и берегового базирования 1939-1945.
- Дениэл Дж.Марч "Английские военные самолеты Второй Мировой войны".
- Бомбардировщики 1939-1945 гг. Авиаколлекция.
- Brown, J. David. Fairey Barracuda Mks. I-V.