Ночной истребитель Aichi S1A Denko
|
Ночной истребитель Аichi S1A Denko
В первые годы войны на Тихом океане командование ВВС императорского военно-морского флота не испытывало необходимости в специализированном ночном истребителе, поэтому оно не проявляло интереса к разработке такого самолета. Только в 1943 году ночные налеты американских бомбардировщиков В-17 и В-24 на расположенные в различных районах тихоокеанского театра боевых действий японские морские базы, а особенно удары тяжелых стратегических бомбардировщиков Второй мировой войны В-29 по объектам на территории японских островов вынудили Кайгун Коку Хомбу предпринять соответствующие шаги На первых порах для использования в качестве ночных истребителей попытались приспособить уже существующие типы самолетов. Так появились специальные модификации самолетов D4Y2-S, C6N1-S, P1Y1-S и J1N1-S.
Последние достигли в роли ночных истребителей наибольших успехов, и именно эти успехи подвигли военных к разработке в конце 1943 года конструктивных требований 18-Си Хей к ночному истребителю, который был бы способен эффективно бороться с летающими на больших высотах бомбардировщиками В-29. Для этого оснащенный радаром новый самолет должен был на высоте 9000 м развивать скорость 685 км/ч и подниматься на 6000 м за 8 мин. Кроме того, он должен был иметь мощное вооружение, по меньшей мере из двух 30-мм пушек. Максимальная продолжительность полета - 5 часов.
Заводское обозначение АМ-25 и войсковое S1A1 "Денко" (Луч света)
Для реализации вышеназванных требований была выбрана фирма "Аичи", которая в то время была не так сильно загружена срочными заказами, как другие авиапроизводители. Проект, получивший заводское обозначение АМ-25 и войсковое S1A1 "Денко" (Луч света), представлял собой двухмоторный свободнонесущий низкоплан цельнометаллической конструкции. Экипаж самолета состоял из двух человек, причем пилот сидел в передней кабине, закрытой каплевидным фонарем, а рабочее место оператора радара и стрелка в одном лице располагалось внутри фюзеляжа между кабиной пилота и дистанционно управляемой стрелковой башней. Стрелковое вооружение ночного истребителя было очень мощным и состояло из четырех пушек, установленных в передней части фюзеляжа, и двух, смонтированных в дистанционно управляемой надфюзеляжной стрелковой башне кругового вращения. Что интересно, последние предполагалось использовать не для защиты, а в первую очередь для уничтожения вражеских бомбардировщиков, летящих выше истребителя.
Аichi S1A1 Denko
Такое решение имело большое преимущество по сравнению с традиционным для ночных истребителей способом установки пушек (неподвижно в центральной части фюзеляжа под углом вверх), так как не требовало от пилота наведения на цель всего самолета и тем самым обеспечивало большую свободу действий при перехвате. Этой же цели служил способ установки двух 20-мм пушек Тип 99 Модель 2 в носовой части фюзеляжа. Они монтировались на подвижном станке и могли наводиться вверх под углом до 30 градусов к горизонтали, что позволяло обстреливать вышелетящие самолеты. Еще две пушки (Тип 5 калибра 30 мм) устанавливались в носовой части самолета неподвижно. Дополнительно S1A1 мог нести под фюзеляжем одну бомбу весом 250 кг или четыре фосфорные бомбы по 60 кг. Вместо бомб можно было подвесить два дополнительных сбрасываемых топливных бака емкостью по 700 литров.
В качестве силовой установки первоначально предполагалось использовать два звездообразных двигателя Накадзима NK9K-S Хомаре 22, но оказалось, что на больших высотах они расчетной мощности не развивают. Это позволяло достичь максимальной скорости равной всего 589 км/ч - намного меньше, чем требовалось по спецификации 18-Си Хей. Лишь использование оснащенных турбокомпрессорами усовершенствованных моторов Хомаре 24 позволяло надеяться на достижение скорости 679 км/ч. Но проверить правильность расчетов на практике не удалось. Два строившихся по заказу Кайгун Коку Хомбу прототипа были уничтожены в результате двух налетов американских бомбардировщиков на Нагою, во время которых пострадал также завод "Аичи" в Эитоку. Первый из опытных образцов к этому моменту был готов на 70%, второй - на 90%. Поэтому оценить возможную боевую эффективности S1A1 - первого и единственного ночного истребителя морской авиации Японии, сконструированного изначально для использования в этой роли, - очень трудно.
Ночной истребитель Японского Императорского флота Aichi S1A Denko
Его конструкция, безусловно, очень интересна и характеризуется рядом новаторских решений, но вот удалось бы довести их "до ума" - большой вопрос. Свободнонесущее хвостовое оперение классической конструкции. Каплевидная форма фонаря пилотской кабины призвана была обеспечить пилоту хороший обзор по всем направлениям. В носовой части фюзеляжа устанавливались четыре пушки: две 30-мм, неподвижно и две 20-мм Тип 99 Модель 2 - на подвижном станке, который позволял наводить их вверх под достаточно высоким углом. Дистанционно управляемая надфюзеляжная башня кругового вращения. На боевых самачетах в ней планировалось устанавливать две 20-мм пушки Тип 99 Модель 2. Они должны были использоваться не столько для защиты задней полусферы, сколько для стрельбы по вражеским бомбардировщикам.
Модель
|
S1А1
|
Экипаж, человек
|
2
|
Размах крыла, м
|
17,5
|
Длина, м
|
15,1
|
Высота, м
|
4,61
|
Площадь крыла, м2
|
47,0
|
Силовая установка
|
2хNakajima NK9K-S
|
Мощность, л.с (кВт)
|
2012 (1500 )
|
Масса пустого, кг
|
7320
|
Нормальная взлетная, кг
|
10180
|
Максимальная взлетная, кг
|
11510
|
Макс. скорость, км/час
|
580
|
Крейсерская скорость , км/час
|
440
|
Практический потолок, м
|
12000
|
Дальность с макс. нагрузкой
|
1670
|
Перегоночная дальность, км
|
2500
|
Вооружение, пушки, мм
|
4х20
|
Вооружение, бомбы, кг
|
250
|
Источники:
- О.В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.
- Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.