Ночной истребитель Aichi S1A Denko
Ночной истребитель Японского Императорского флота S1A Denko создавался, чтобы противостоять налетам на страну восходящего солнца бомбардировщиков B-29 Superfortress. Конструкция Aichi S1A Denko, безусловно, очень интересна и характеризуется рядом новаторских решений. Но построили только два прототипа, и оба были уничтожены во время американского налета.

 Ночной истребитель Аichi S1A Denko

ночной самолет В первые годы войны на Тихом океане командование ВВС императорского военно-морского флота не испытывало необходимости в специализированном ночном истребителе, поэтому оно не проявляло интереса к разработке такого самолета. Только в 1943 году ночные налеты американских бомбардировщиков В-17 и В-24 на расположенные в различных районах тихоокеанского театра боевых действий японские морские базы, а особенно удары тяжелых стратегических бомбардировщиков Второй мировой войны В-29 по объектам на территории японских островов вынудили Кайгун Коку Хомбу предпринять соответствующие шаги На первых порах для использования в качестве ночных истребителей попытались приспособить уже существующие типы самолетов. Так появились специальные модификации самолетов D4Y2-S, C6N1-S, P1Y1-S и J1N1-S.

Последние достигли в роли ночных истребителей наибольших успехов, и именно эти успехи подвигли военных к разработке в конце 1943 года конструктивных требований 18-Си Хей к ночному истребителю, который был бы способен эффективно бороться с летающими на больших высотах бомбардировщиками В-29. Для этого оснащенный радаром новый самолет должен был на высоте 9000 м развивать скорость 685 км/ч и подниматься на 6000 м за 8 мин. Кроме того, он должен был иметь мощное вооружение, по меньшей мере из двух 30-мм пушек. Максимальная продолжительность полета - 5 часов.

верхняя проекция ночного истребителя

Заводское обозначение АМ-25 и войсковое S1A1 "Денко" (Луч света)

Для реализации вышеназванных требований была выбрана фирма "Аичи", которая в то время была не так сильно загружена срочными заказами, как другие авиапроизводители. Проект, получивший заводское обозначение АМ-25 и войсковое S1A1 "Денко" (Луч света), представлял собой двухмоторный свободнонесущий низкоплан цельнометаллической конструкции. Экипаж самолета состоял из двух человек, причем пилот сидел в передней кабине, закрытой каплевидным фонарем, а рабочее место оператора радара и стрелка в одном лице располагалось внутри фюзеляжа между кабиной пилота и дистанционно управляемой стрелковой башней. Стрелковое вооружение ночного истребителя было очень мощным и состояло из четырех пушек, установленных в передней части фюзеляжа, и двух, смонтированных в дистанционно управляемой надфюзеляжной стрелковой башне кругового вращения. Что интересно, последние предполагалось использовать не для защиты, а в первую очередь для уничтожения вражеских бомбардировщиков, летящих выше истребителя.

боковая проекция японского самолета

Аichi S1A1 Denko

Такое решение имело большое преимущество по сравнению с традиционным для ночных истребителей способом установки пушек (неподвижно в центральной части фюзеляжа под углом вверх), так как не требовало от пилота наведения на цель всего самолета и тем самым обеспечивало большую свободу действий при перехвате. Этой же цели служил способ установки двух 20-мм пушек Тип 99 Модель 2 в носовой части фюзеляжа. Они монтировались на подвижном станке и могли наводиться вверх под углом до 30 градусов к горизонтали, что позволяло обстреливать вышелетящие самолеты. Еще две пушки (Тип 5 калибра 30 мм) устанавливались в носовой части самолета неподвижно. Дополнительно S1A1 мог нести под фюзеляжем одну бомбу весом 250 кг или четыре фосфорные бомбы по 60 кг. Вместо бомб можно было подвесить два дополнительных сбрасываемых топливных бака емкостью по 700 литров.

В качестве силовой установки первоначально предполагалось использовать два звездообразных двигателя Накадзима NK9K-S Хомаре 22, но оказалось, что на больших высотах они расчетной мощности не развивают. Это позволяло достичь максимальной скорости равной всего 589 км/ч - намного меньше, чем требовалось по спецификации 18-Си Хей. Лишь использование оснащенных турбокомпрессорами усовершенствованных моторов Хомаре 24 позволяло надеяться на достижение скорости 679 км/ч. Но проверить правильность расчетов на практике не удалось. Два строившихся по заказу Кайгун Коку Хомбу прототипа были уничтожены в результате двух налетов американских бомбардировщиков на Нагою, во время которых пострадал также завод "Аичи" в Эитоку. Первый из опытных образцов к этому моменту был готов на 70%, второй - на 90%. Поэтому оценить возможную боевую эффективности S1A1 - первого и единственного ночного истребителя морской авиации Японии, сконструированного изначально для использования в этой роли, - очень трудно.

нижняя проекция военного самолета

Ночной истребитель Японского Императорского флота Aichi S1A Denko

Его конструкция, безусловно, очень интересна и характеризуется рядом новаторских решений, но вот удалось бы довести их "до ума" - большой вопрос. Свободнонесущее хвостовое оперение классической конструкции. Каплевидная форма фонаря пилотской кабины призвана была обеспечить пилоту хороший обзор по всем направлениям. В носовой части фюзеляжа устанавливались четыре пушки: две 30-мм, неподвижно и две 20-мм Тип 99 Модель 2 - на подвижном станке, который позволял наводить их вверх под достаточно высоким углом. Дистанционно управляемая надфюзеляжная башня кругового вращения. На боевых самачетах в ней планировалось устанавливать две 20-мм пушки Тип 99 Модель 2. Они должны были использоваться не столько для защиты задней полусферы, сколько для стрельбы по вражеским бомбардировщикам.

Модель
S1А1
Экипаж, человек
2
Размах крыла, м
17,5
Длина, м
15,1
Высота, м
4,61
Площадь крыла, м2
47,0
Силовая установка
2хNakajima NK9K-S
Мощность, л.с (кВт)
2012  (1500 )
Масса пустого, кг
7320
Нормальная взлетная, кг
10180
Максимальная взлетная, кг
11510
Макс. скорость, км/час
580
Крейсерская скорость , км/час
440
Практический потолок, м
12000
Дальность с макс. нагрузкой
1670
Перегоночная дальность, км
2500
Вооружение, пушки, мм
4х20
Вооружение, бомбы, кг
250

Источники:

  • О.В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Самолету F-35 требуется около 10 тысяч изменений
В данное время в Форт-Уорте, на заводе американской фирмы Lockheed Martin, на различных стадиях сборочного процесса находятся 56 перспективных,...
Истребитель ЛА-5
Самолет Лa-5 был значительным достижением отечественной авиации, но появился он с некоторым опозданием. У противника уже имелся истребитель Мессершмитт Bf...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме