Сергей Коротков: Осталось порядка 50 самолетов МиГ-31, которые необходимо модернизировать
Соглашение на модернизацию 50 самолетов МиГ-31, которые входят в летный состав ВВС России, планирует заключить "Российская самолетостроительная корпорация 'МиГ' " с российским военным ведомством до конца 2013 года. Об этом сообщили СМИ 11 апреля со ссылкой на слова директора компании Сергея Короткова. Ранее были сообщения, что в соответствии с госпрограммой по перевооружению армии до 2020 года ожидается модернизация более 60 самолетов МиГ-31 до модификации БМ, об этом говорил представитель Минобороны РФ по Военно-воздушным силам полковник Владимир Дрик. В 2011 году был подписан контракт на модернизацию и ремонт истребителей Министерством обороны и Объединенной авиастроительной компанией.
Генеральный директор ОАО "РСК "МиГ" Сергей Коротков сказал: "Осталось порядка 50 самолетов МиГ-31, которые необходимо модернизировать, но деньги на это еще не выделены. Мы рассчитываем на заключение соответствующего контракта в этом году. Есть нюансы юридическо-технического характера, которые препятствуют быстрому заключению контракта, но есть большая вероятность, что мы его заключим", - он также уточнил, что до 2020 года рассчитана новая программа по модернизации.
Как сообщил Сергей Коротков, основная проблема существующего парка МиГ-31 заключается в том, что до 2011 года Минобороны не только не заказывало новые самолеты, но даже не покупало запчасти к машинам, находящимся в эксплуатации. "Летный состав никак не ремонтировался… Сегодня мы наладили взаимодействие с ВВС и проводим совместную работу по дефектации двух самолетов - для того, чтобы определить необходимый объем работ для проведения капитального ремонта всех машин, которые вышли на срок эксплуатации 20-23 года. Они должны были давным-давно пройти первый капитальный ремонт на рубеже 2000-х годов, но не прошли его", - уточнил Коротков.
Он сказал, что капремонт нужен практически 80% летного состава МиГ-31. "Когда точное число таких машин будет определено, в гособоронзаказ необходимо будет заложить соответствующие средства. Мы дефектацию и оценку объемов работ практически провели, теперь готовим документы на заключение контракта", - сообщил Коротков.
Напомним, что главком ВВС генерал-лейтенант Виктор Бондарев сказал: "МиГ-31 - хороший самолет, мы будем эксплуатировать его до 2030 года по полной программе, он выполнит те задачи, которые перед ним стоят. Но весь мир развивается поступательно, и если мы опять вернемся к этому (возобновление производства) и потратим немалые деньги, на которые могли бы отработать новые технологии, практически будем топтаться на месте". Главком считает, что нельзя возобновлять производство МиГ-31, прерванное 20 лет назад, так как это затормозит развитие научно-технической мысли и промышленности. Он подчеркнул, что сегодня ВВС России располагают 122 МиГ-31, есть сверхштатные единицы, которые могут быть модернизированы и введены в строй; предполагается модернизировать 44 самолета Миг-31 и пополнить ими существующий парк.
Возвращаясь к видео, расположенному выше, уместно привести выступление летчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза С.Е. Савицкой в записи корреспондента газеты "Советская Россия" Галины Платовой.
"Оценить возможности и перспективу любого авиационного комплекса, современного самолета могут те, кто летает на этих машинах. Не случайно в авиации, начиная с послевоенных лет, было правилом - все командующие авиацией летали на тех машинах, которые были у них в строю. Это позволяло им и их подчиненным задавать технические требования разработчикам, отслеживать производство. Так создавалась школа войск противовоздушной обороны, так был создан МиГ-25 и, как его развитие, МиГ-31. Хочу заметить, что МиГ-31 создавал не РСК-МиГ (Российская самолетостроительная корпорация МиГ, постсоветская структура), а ОКБ Микояна. Думаю, что РСК-МиГ сейчас имеет неплохую возможность проявить себя и не повторять без конца: то невозможно, другое невозможно. Нужно проявить себя и создать новую машину на основе МиГ-31. Эта машина должна быть с новой начинкой…
Старая элементная база утеряна. Но уже есть база для новых машин - они вполне могут быть туда поставлены. И вообще не в традициях нашей авиационной промышленности, по крайней мере советской авиационной промышленности, без конца говорить о невозможном и отказываться от создания совершенных машин. Это не в наших традициях. Вот Главком ВВС сказал, что есть ограничения по стеклу… Ну есть ограничения. А почему вы не заказывали эти стекла? Надо было заказывать, а не говорить, что ничего нельзя.
Не надо говорить, что возродить производство МиГ-31 нельзя, что все потеряно. Представители промышленности обязаны сделать возможное и невозможное, чтобы не просто модернизировать, а использовать запасы - фюзеляж взять, который есть, двигатели уникальные, которые тоже есть… Можно делать машину с новой начинкой. Но фюзеляж уникальный. Не забудьте, что на нем был титановый корпус, решена проблема теплового барьера. Это технология для перехода на гиперзвук. Гиперзвуком сейчас занимаются все авиационно развитые страны. И не только для авиации, но и для ракет. Это общие технологии. А если мы сейчас будем говорить, что не надо восстанавливать, возьмем только старые корпуса МиГ-31, модернизируем, начиним, а возрождать производство не будем, то потеряем на заводе "Сокол" эту линию.
У нас в комитете есть информация, что то ли по линии ОАК (Погосян), то ли по линии господина Мантурова (министр промышленности и торговли) есть соответствующие бумаги для того, чтобы линия по производству фюзеляжей для МиГ-31 была ликвидирована. Хотелось бы знать определенно: так это или не так? Если по нашим рекомендациям не подключатся Минобороны и Правительство, линию в конце года демонтируют!
Далее. Необходимо приостановить утилизацию существующих самолетов МиГ-31. Утилизация сейчас идет! А там есть комплектующие, которые можно снять и использовать при модернизации и в производстве новых самолетов. Это фюзеляжи, двигатели. Это надо решать срочно! Складывается впечатление, что есть силы, которые имеют рычаги управления в авиапромышленности, особенно в боевой, и они подспудно делают все, чтобы высокотехнологичное производство лучшего в мире самолета не возобновилось. Или я не права?
Есть еще важная задача - готовить летчиков. А у вас нет школы перехода на МиГ-31. Сложная машина. Летчики должны летать на сверхзвуковых машинах, на микояновских полетать... У вас такой цепочки, я знаю, нет. У вас вообще два года не набирали летчиков. Вот эта задача - проблемная для ВВС. Не забывайте также, что МиГ-31 у нас до сих пор не участвовал в военно-техническом сотрудничестве, не экспортировался. Мы смогли бы продавать такие машины с более упрощенными системами комплектации по вооружению и по начинке… Это большой потенциал. И у нас их будут покупать, и зарубежные летчики приедут на обучение. Это тоже наши деньги. Но главное - их нужно производить. Поэтому вопрос о возобновлении производства на заводе "Сокол", вопрос о запрещении ликвидации этой технологической линии - самый главный вопрос на сегодняшний момент, и его надо ставить перед правительством".