Поисковики выяснили имя летчика, погибшего в Новгородской области
|
Через 70 лет герой вернулся с боевого задания
18 января 2013 года в новостях на Первом канале был показан сюжет, в котором сообщалось о том, что поисковики недавно обнаружили самолет ЛаГГ-3, сбитый в самом начале Великой Отечественной войны. И что самое главное - они смогли восстановить детали воздушного боя, узнать имя летчика и найти его сына. Для поисковиков маленькая табличка, которая ничего бы не сказала обычному человеку - это настоящее чудо. Крошечный кусочек алюминия не отвалился от прогнившей обшивки, не утонул в болоте, он словно 70 лет ждал своего часа.
Командир поискового отряда "Находка" Александр Морзунов сказал: "Обычно, если разбивается самолет, требуется очень большие земляные работы. А здесь, хоть и была воронка, но основные вещи были найдены все равно сверху".
Всe, что осталось от сбитого самолетами люфтваффе советского истребителя ЛаГГ-3 - пара искореженных деталей. Однако, местным жителям хорошо запомнился последний бой нашего самолета, произошедший в октябре 1941 года.
Николай Андрианов в 1941 году житель д. Ползуны Новгородской области рассказал Первому каналу: "Солнечный день был. Появился самолет один, русский. Все радоваться стали. Откуда ни возьмись, появились шесть немецких самолетов. Окружили его. В клещи хотели взять и посадить на аэродром. Первый раз он ушел, второй ушел, а на третий пошел на таран. Его сбили. Он на парашюте выскочил, его в воздухе и расстреляли. Три дня не давали хоронить, а потом как-то все-таки похоронили".
Немцы оставили тело летчика в качестве устрашения и за похороны могли расстрелять, поэтому крестьяне очень рисковали. Если бы не найденный кусочек алюминия, который обнаружили осенью на месте падения истребителя ЛаГГ-3, то герой так и остался бы безымянным. По номеру удалось установить авиаполк, где числился самолет, а потом и имя - Алексей Иванович Стальков.
Татьяна Калачева - племянница Алексея Сталькова сказала: "Об Алексее Ивановиче могу сказать, что родился он в 1913 году, учился в нашей школе, в 1935 году поступил в Волгоградское летное училище".
Старший лейтенант Стальков родился в станице Михайловской под Волгоградом, там живут его родственники. В школьном музее хранятся его фотографии и газетные вырезки. В журнале "Огонек" за 1941 год летчику, который изобрел новое вооружение для истребителей, посвящена целая страница. У Алексея Ивановича Сталькова были жена и трехлетний сын, во время войны находившиеся в эвакуации. Поисковикам лишь было известно, что сына А.И. Стальков назвал Валерием в честь Чкалова. Однажды новгородским поисковикам позвонил человек, который не назвал своего имени, а просто продиктовал телефон, сказав, что узнал о поиске в интернете, что Валерий Стальков - заслуженный геолог и живет в Чите.
"Вот отца я как запомнил: открыта дверь, видимо, матушка что-то делает, и просто силуэт мужской застит свет, и просто мужской голос, всe", - сказал сын Алексея Сталькова Валерий Стальков. К сожалению у Валерия Алекеевича Сталькова нет ни фотографий, ни писем, ни других документов отца. После Великой Отечественной войны останки летчика перезахоронили в братскую могилу, в которой покоятся сто красноармейцев. Имена до прошлого года были известны только шестидесяти двух. В 2013 году на обелиске появится имя 63-го - старшего лейтенанта Алексея Сталькова. Герой вернулся с боевого задания домой спустя 70 лет.
2 октября 1941 года в небе над деревней Ползуны наши самолеты совершали разведку местности. Лейтенант Стальков совершил успешный налет на вражескую батарею, на дороге уничтожил немецкий транспорт. Возвращаясь на своем истребителе ЛаГГ-3, он вступил в бой с шестеркой немецких истребителей и погиб смертью храбрых.
ЛаГГ-3 (Лавочкин-Горбунов-Гудков) - одноместный одномоторный истребитель-моноплан, стоявший на вооружении ВВС РККА перед и во время Великой Отечественной войны. Использовался в качестве истребителя, истребителя-перехватчика, истребителя-бомбардировщика, самолета-разведчика, производился в 1941-1944 гг. Первый ЛаГГ, изготовленный в Горьком, поднялся в воздух с заводского аэродрома 23 января 1941 года, военной приемкой принят 24 февраля. Самолеты ранних серий имели недостаточную тяговооруженность, плохую маневренность на вертикали. Единственным конкурентом ЛаГГ-3 в начале войны был истребитель Як-1. Первые серийные ЛаГГи-3, выпускавшиеся заводом № 21, превосходили истребители Як-1 в скорости и дальности полета.