80 лет исполнилось авиаконструкторскому бюро "Ил"
ОАО "Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина", основанное в 1933 году как Опытное конструкторское бюро, является одним из ведущих предприятий России, занятых в создании сложной авиационной техники. Начало творческой деятельности коллектива Авиационного комплекса им. С.В.Ильюшина было положено 13 января 1933 года Приказом заместителя Народного комиссара тяжелой промышленности СССР и начальника Главного управления авиационной промышленности П.И. Баранова об образовании на заводе № 39 им. В.Р. Менжинского Центрального конструкторского бюро для организации замкнутого цикла проектирования и производства легких самолетов. Начальником ЦКБ и заместителем директора завода был назначен С.В. Ильюшин. Структурно ЦКБ состояло из самостоятельных конструкторских бригад, специализировавшихся по типам самолетов, вооружению, технологии и проведению различного рода испытаний.
Краткая историческая справка
Бригаду № 1, работавшую над самолетами-разведчиками, возглавил С.А. Кочергин; бригаду № 2, разрабатывавшую самолеты-истребители, - Н.Н. Поликарпов; бригаду вооружения - Я.И. Мальцев; бригаду высотных самолетов - В.А. Чижевский; морских самолетов - сначала И.В. Четвериков, а затем Г.М. Бериев; бригаду статических испытаний и веса - П.М. Крейсон.
К концу января 1933 года была организована группа конструкторов бригады № 3 в составе С.М. Егера, В.В. Никитина, В.В. Калинина, С.Н. Черникова, З.З. Жевагиной, А.Я. Левина, работой которой непосредственно руководил начальник ЦКБ. Она и составила первое ядро, основу конструкторского бюро С.В. Ильюшина.
В сентябре 1935 года Глававиапром официально преобразовал третью бригаду в Опытное конструкторское бюро завода им. В.В. Менжинского. Сотрудниками бюро стали специалисты четвертой, пятой и шестой бригад, участвовавшие в проектировании самолета ЦКБ-26. С. В. Ильюшин стал Главным конструктором нового ОКБ. Шеф-пилотом ОКБ был назначен В.К. Коккинаки.
21 апреля 1942 года Приказом № 304 Народного комиссара авиационной промышленности СССР А.И. Шахурина Сергей Владимирович Ильюшин был назначен директором и Главным конструктором завода № 240 НКАП.
30 апреля 1966 года Приказом № 175 Министерства авиационной промышленности СССР утверждено открытое наименование опытного завода - Московский машиностроительный завод "Стрела".
18 апреля 1977 года Московский машиностроительный завод "Стрела" согласно Постановлению Совета Министров РСФСР № 228-16 переименован в Московский машиностроительный завод имени Сергея Владимировича Ильюшина, работой предприятия с 1974 по 1988 год руководил А.В. Шапошников.
24 декабря 1991 года Московский машиностроительный завод имени С.В. Ильюшина согласно Приказу № 4 Департамента авиационной промышленности переименован в Открытое Акционерное Общество имени С.В. Ильюшина.
14 апреля 1994 года Распоряжением правительства Российской Федерации № 475-р Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина преобразован в Акционерное общество открытого типа "Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина". С декабря 1995 года - руководитель Ливанов В.В.
С 8 апреля 1996 года Акционерное общество открытого типа "Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина" переименовано в Открытое акционерное общество "Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина".
Сергей Владимирович Ильюшин
Основные даты жизни и деятельности С.В. Ильюшина
— 1894, 31 марта - родился в деревне Дилялево Вологодской губернии;
— 1909-1910 - чернорабочий на фабрике Яковлева в Костромской губернии, на фабрике Горелина в Иваново-Вознесенске, в имении "Осипово" в Вологде, на заводах "Невский", "Тентелевский" и Комендантском аэродроме Петербурга;
— 1911 - возчик молока маслодельного завода деревни Березняки Вологодской губернии;
— 1912 - чернорабочий, табельщик, смазчик на станции Бурея Амурской железной дороги;
— 1913-1914 - чернорабочий, смазчик, помощник машиниста экскаватора на Балтийском судоремонтном заводе в Ревеле;
— 1915-1916, декабрь - нижний чин, солдат управления Вологодского воинского начальника;
— 1916, январь - 1918, август - помощник авиамоториста Комендантского аэродрома, Петроград. Сдал экзамен на пилота-авиатора при школе Всероссийского аэроклуба;
— 1918, август - 1919, май - заведующий отделом сооружений Вологодского совета коммунального хозяйства;
— 1919, май - 1921, октябрь - авиамеханик, старший авиамеханик, военком 6-го авиационного поезда-мастерских 6-й Красной Армии; Кавказского авиационного поезда-мастерских 9-й Кубанской и Отдельной Кавказской Красной Армии;
— 1921, октябрь - 1926, июнь - слушатель Академии Воздушного флота;
— 1926, июнь -1931, декабрь - председатель самолетной секции Научного комитета ВВС;
— 1931, декабрь - 1933, январь - начальник конструкторского бюро ЦАГИ;
— 1933-1935 - начальник Центрального конструкторского бюро (ЦКБ);
— 1935-1970 - Главный конструктор, Генеральный конструктор самолетов;
— 1977, 9 февраля - скончался в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Сергей Владимирович Ильюшин
Легендарные российские самолеты Ил-96, которые успешно эксплуатирует Куба, недавно собиралась закупать Венесуэла. Ситуация в стране пока, видимо, не располагает к покупкам, но, сегодня можно говорить о том, что у КБ имени Илюшина очень неплохие перспективы и без учета экспорта. В эти выходные КБ отмечает свое 80-летие в более оптимистично настроении, чем раньше. Ульяновский авиазавод последние несколько лет только что не умирал. Теперь здесь будут строить полностью обновленный Ил с названием 76-МД-90А. Сами авиаторы называют его - 476. С виду это старый знакомец ташкентской сборки, но впечатление обманчиво. Самолет стал еще грузоподъемнее. Конструкторы полностью перепроектировали почти все. А кабину пилотов в прямом смысле сделали стеклянной.
"Информацию можно перебрасывать с любого экрана на любой экран. Экраны взаимозаменяемые. Левый пилот может видеть информацию по двигателю, по любой системе, то же самое — второй пилот. Так как он военного назначения, здесь импортные изделия не применяются. Это требования Министерства обороны", - сказал главный руководитель проекта Андрей Юрасов телеканалу "Россия-1".
Когда осенью прошлого года новый Ил поднимали на крыло, чтобы показать президенту, сложно было представить, что оборонзаказ не ограничится тридцатью девятью самолетами. Новый самолет нужно еще дорабатывать. Вчерашние выпускники столичных авиаинститутов этим и занимаются. На Ил работают много инженеров девушек, у которых мечты и желания - казалось бы не женские: стать хорошим конструктором и строить новые самолеты. В одном из цехов Конструкторского бюро, установлен комплексный тренажерный стенд, на котором отрабатывают алгоритмы системы управления и различные режимы полета для новых самолетов. Именно на этом тренажере были сымитированы самые первые взлет и посадка для нового проекта 476. В КБ Ильюшина пока еще есть отделы, где вычерчивают что-то на кульманах. Но молодые специалисты так работать уже не умеют. Самых талантливых замечают еще в школе с авиационным уклоном.
Генеральный директор - генеральный конструктор ОАО "Ил" Виктор Ливанов сказал: "Ежегодно два-три раза в год мы устраиваем слеты всех молодых специалистов авиационной промышленности Российской Федерации. На базе нашего учебного центра в Подмосковье. Ребята собираются, человек по 200, обмениваются мнением, проводят пропагандистские мероприятия. Потому что, кроме зарплаты молодежь еще интересует и перспектива, и какой-то романтичный ореол все-таки".
Ильюшин тоже был романтиком. В 23 года у него уже получил права пилота. А к 39 годам Сергей Владимирович стал известным и успешным авиатором, которому и поручили возглавить Центральное КБ на московском авиазаводе. Уже в августе-сентябре 1941 года его бомбардировщики совершили несколько дерзких рейдов на Берлин. Историю штурмовика Ил-2 в советское время знал, наверное, любой школьник. После войны Ильюшина переключили на гражданские проекты. Сначала полетел Ил-12: родственник американского "Дугласа". Следующий, Ил-14, тоже был поршневой, но уже полностью собственной разработки. Ил-14 - легенда советской авиации. Первый правительственный самолет. Но у Ильюшина он получился по-настоящему универсальным. Летал в Арктике, Антарктике, Сибири. Именно с ним пассажирские перевозки в Советском Союзе стали по-настоящему массовыми и регулярными. Сейчас осталось всего около работоспособных 10 машин. Пять - на консервации в Антарктиде, но они уже вряд ли смогут когда-то полететь. И пять - в России. Самый летающий из всех Ил-14 был собран в 1956 году на столичном заводе номер 30. Теперь он базируется на подмосковном аэродроме в Ступине. В непростые 90-е машину удалось сохранить только благодаря энтузиазму авиареставраторов. Осенью она перелетела на аэродром и будет здесь зимовать. Ресурс выработан только наполовину. Авиареставраторы говорят, что летать он может, летать он должен по техническому состоянию.
Именно на Ил-14 Хрущев совершил в 1955 году свой знаменитый вояж по странам Азии. Последнее детище Ильюшина как конструктора - реактивный Ил-62. А вот следующего поколения лайнеров марки "Ил" могло бы и не быть. Преемнику Сергея Владимировича Генриху Новожилову прочили большую партийную карьеру. Позвонили из ЦК, предложили возглавить партком. Но самолеты оказались сильнее.
"Я сказал, вы знаете, редко когда удается конструктору проектировать. А я проектировал задний отсек шасси фюзеляжа Ил-54. Нет! Представляете, сказать в ЦК нет! И вот состоялся длинный очень неприятный разговор. Я пришел к Сергею Владимировичу и говорю, мол, вот такое дело. Единственный способ - позвонить Леониду Ильичу. Что он и осуществил, используя "вертушку", - вспоминает академик РАН, дважды герой социалистического труда Генрих Новожилов, теперь главный советник главного конструктора "Ил".
Подписи Новожилова стоят на всех последних разработках ильюшинского КБ, в том числе и на чертежах самых последних широкофюзеляжных красавцев. Широкофюзеляжные - это где внутри кресла девять в один ряд. И по бортам, и посредине. "Я горжусь и самолетом 76-м, и 86-м, и самолетом 96-300. К сожалению, не удается гордиться самолетом Ил-114, потому что его так и не запустили в России в серийное производство. То есть, я горжусь всем тем, что создано под моим руководством конструкторским коллективом энтузиастов-единомышленников ильюшинцев", - сказал Новожилов.
Но в 90-х многие проекты без господдержки почти полностью заглохли. Надежные, они проиграли более экономичным конкурентам из-за рубежа. Недаром борт № 1 и сейчас с гордостью носит марку "Ил". А на воронежском заводе продолжают строить примерно по одной машине в год. Не обойтись России и без своих военных транспортников. Есть совсем новые проекты. "Сейчас мы вместе с нашими индийскими коллегами приступили к реальному рабочему проектированию самолета МТА. Это средний военно-транспортный самолет по нашей классификации. Эта ниша самолетов грузоподъемностью 20 тонн полезной нагрузки, она наиболее востребованная мировая. Надеемся, что к 2020 году мы начнем серийные поставки", - говорит Виктор Ливанов, он рассчитывает, что после исполнения индийского контракта эти машины будут востребованы и нашим Минобороны. И может быть даже с этим же логотипом - Ил-214.
Источники: и