Гидросамолет специального назначения Aichi M6A Seiran
|
Японский гидросамолет для подводной лодки Аichi M6A Seiran
Концепция самолета, запускаемого с подводной лодки, стала популярной еще в период Первой мировой войны. В межвоенные десятилетия практически все ведущие морские державы серьезно рассматривали возможность применения таких самолетов, но наибольшее развитие данная идея получила в Японии. Именно здесь был создан гидросамолет, который был способен не только вести разведку, но и выполнять роль полноценного ударного самолета. Разработка такой машины явилась составной частью широкомасштабной программы по формированию флотилии подводных лодок, которые должны были превзойти все, что было создано человечеством в этой области за всю предшествующую историю. Они были предназначены в первую очередь для транспортировки и запуска самолетов и представляли, таким образом, своего рода подводные авианосцы. Удары планировалось наносить по американским городам, находящимся вне досягаемости обычных бомбардировщиков, а главная ставка делалась на полную неожиданность.
Проект, носивший название Сенсункан-Току, или сокращенно - Сен-Току, реализовывался начиная с 1936 года в обстановке строжайшей секретности, так что американцы узнали о нем только после войны. Всего предполагалось построить 18 огромных подводных кораблей - самых крупных в мире, каждый из которых мог нести на борту по четыре самолета.
Фотография сохранившегося до наших дней Японского ударного гидросамолета
Командование Японского Императорского флота было убеждено, что успех подводного авианосца будет целиком зависеть от возможностей самолета, который должен был сочетать в себе высокую скорость, позволяющую избежать перехвата, с большой дальностью полета (1500 км). Свои ограничения накладывали и размеры ангаров для хранения - их диаметр составлял 3,5 м, а самолет должен был помещаться там в неразобранном виде.
15 мая 1942 года в соответствии с задачей, поставленной флотом, были сформулированы технические требования 17-Си. Их реализация была поручена фирме "Аичи". Главным конструктором проекта, которому были присвоены обозначения АМ-24 (фирменное) и M6A1 (войсковое), стал Норио Озаки. При разработке самолета, несмотря на новаторский характер, существенных проблем не возникало. Машина изначально создавалась под двигатель Аичи Ацута - лицензионный вариант 12-цилиндрового двигателя жидкостного охлаждения Даймлер-Бенц DB 601, а единственной демонтируемой частью конструкции должны были стать 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Аичи МНР Ацута 32 мощностью 1400 л.с.
Гидросамолет Aichi M6A Seiran
M6A1 представлял собой свободнонесущий моноплан цельнометаллической конструкции, за исключением фанерной обшивки законцовок крыла и тканевой обшивки рулевых поверхностей. Экипаж состоял из двух человек: пилота и стрелка/радиооператора, который обслуживал установленный в задней части кабины 13-мм пулемет Тип 2. Наступательное вооружение включало торпеду массой 850 кг либо одну 800-кг или две 250-кг бомбы. Самолет отличался очень тщательно проработанной аэродинамикой и чистыми линиями, напоминавшими палубный пикировщик D4Y.
Летающая лодка M6A1 Модель 11 "Сейран"
В задней части закрытой общим фонарем двухместной кабины устанавливался 13-ми пулемет Тип 2. Обслуживал его стрелок-наблюдатель. Крыло гидросамолета M6A1 было выполнены складывающимися. В сложенная положении (после отсоединения поплавков) они располагались по бокам фюзеляжа параллельно ему, верхней плоскостью тружу. Механизм складывания - гидравлический. Конструкция крыла - цельнометаллическая, за исключением деревянных законцовок. Цельнометаллический фюзеляж полумонококовой конструкции. Гидросамолет имел металлический трехлопастный воздушный винт изменяемого шага диаметром 32 метра. Учитывая габариты ангара подводной лодки, хвостовое оперение также было выполнено складывающимся. Стабилизаторы горизонтального оперения складывались вниз, а верхняя часть киля - под поплавки. Так как поплавки заметно снижали летные данные самолета, была предусмотрена возможность сброса их в воздухе в случае возникновения такой необходимости.
В начале 1943 гада на заводе "Аичи" в Нагое заложили шесть M6A 1, два из которых были выполнены в учебном варианте (M6A1-К "Нанзаи") с убираемым колесным шасси. В ноябре 1943 года была закончена постройка первого прототипа боевого самолета, получившего к этому времени имя "Сейран", в следующем месяце начались его летные испытания. В феврале 1944 года был изготовлен второй прототип.
Ударная летающая лодка Японского Императорского флота Aichi M6A Seiran
Показатели, продемонстрированные машиной, не сохранились, но испытания, судя по всему, были успешными, так как вскоре началась подготовка к серийному выпуску гидросамолета. Первая серийная машина M6A1 Модель 11 "Сейран" была готова в октябре 1944 года, еще семь летающих лодок построили к 7 декабря, когда в результате землетрясения завод получил серьезные повреждения. К весне производство было уже почти восстановлено, но 12 марта последовал налет американской авиации. Завод вновь был частично разрушен, и вскоре серийный выпуск "Сейранов" был прекращен. Основной причиной принятия такого решения стали проблемы, возникшие с изготовлением нужного числа подводных лодок. Вместо 44 первоначально запланированных самолетов до конца войны удалось построить 28 (включая прототипы и M6A1-К). В последние месяцы войны шла активная подготовка к боевой операции первой флотилии подводных лодок с "Сейранами" на борту, но до капитуляции Японии осуществить ее не удалось.
Модель
|
M6A1
|
Экипаж, человек
|
2
|
Размах крыла, м
|
12,26
|
Длина, м
|
10,64
|
Высота, м
|
4,58
|
Площадь крыла, м2
|
27,00
|
Силовая установка
|
1 ПД Ацута-21
|
Мощность, л.с
|
1х1400
|
Масса пустого, кг
|
3300
|
Нормальная взлетная, кг
|
4040
|
Максимальная взлетная, кг
|
4445
|
Макс. скорость, км/час
|
444
|
Крейсерская скорость , км/час
|
300
|
Скороподъёмность, м/мин
|
520
|
Практический потолок, м
|
9900
|
Практическая дальность, км
|
1200
|
Вооружение, пулеметы мм
|
1х13 тип 2
|
Вооружение, торпеда, кг
|
1х850
|
Вооружение, бомбы, кг
|
1х500 или 2х250
|
Источники:
- Rene J.Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
- О.В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Евгений Аранов. Поплавковые самолеты Японии.
- Борис Соломонов, Константин Кулагин. Подводная авиация страны Ямато.