Беспилотный летательный аппарат (сокращается как БПЛА, иногда - БЛА, порой используют слово drone - "дрон" - трутень) - летательный аппарат без экипажа. Существуют беспилотные летательные аппараты неуправляемые, автоматические, дистанционно-пилотируемые (ДПЛА). Обычно беспилотники разделяют на классы в соответствии с массой, временем, дальностью и высотой полета:
• массой до 10 килограммов, временем полета около 1 часа и высотой до 1 километра;
• "мини" - массой до 50 килограммов, временем полета несколько часов и высотой до 3 - 5 километров;
• средние ("миди") - до 1000 килограммов, временем 10-12 часов и высотой до 9-10 километров;
• тяжелые - с высотами полета до 20 километров и временем полета 24 часа и более.
Американцы закончили палубные испытания беспилотника X-47B
В пресс-релизе Northrop Grumman сообщается, что 17 декабря 2012 года ВМС США и компания Northrop Grumman завершили палубные испытания беспилотного летательного аппарата X-47B на борту авианосца "Гарри Трумэн". Во время испытания ВМС США была проверена маневренность беспилотника с использованием дистанционной системы управления. Переносную систему CDU планируется применять для выкатки БПЛА из ангара и его перемещения по палубе.
В 2013 году на следующем этапе испытаний беспилотный ЛА пройдет серию испытаний по взлету и посадке на палубе авианосца. Ранее беспилотник Х-47В проходил испытания на земле. Первый полет БПЛА выполнил в 2011 году. Х-47В разработан с использованием технологий малозаметности и будет использоваться для разведывательных операций и поражения наземных целей. Очевидно, на вооружение ВМС США этот беспилотный летательный аппарат поступит в 2018 году.
Российские беспилотники
Испытания БЛА "К-2"
Летные испытания беспилотного летательного аппарата самолетного типа "К-2" прошли на аэродроме Ватулино в Московской области. БЛА "К-2" серийно выпускается Омским производственным объединением "Радиозавод им. А.С. Попова" и по сообщению пресс-службы, беспилотный летательный аппарат успешно выполнил заданную летную программу в условиях минусовой температуры воздуха. БЛА "К-2" предназначен для:
- аэрофотосъемки;
- дневного и ночного видеомониторинга в режиме реального времени;
- наблюдения за состоянием трубопроводов, ЛЭП, транспортных магистралей;
- обнаружения лесных пожаров, наблюдения за районами стихийных бедствий.
Комплекс управления БЛА, состоящий из наземной станции управления и пусковой установки, предназначен для транспортировки, энергоснабжения, запуска и управления беспилотными летательными аппаратами на всех этапах полета. Наземная станция управления размещена на шасси автомобиля КАМАЗ. Основные характеристики "К-2":
- взлетный вес - до 50 кг,
- размах крыла - 3,7 м,
- среднее полетное время - 5 часов,
- крейсерская скорость полета - 120 км/ч,
- высота полета - 3000 м.
Беспилотный вертолет S-100 оснастят РЛС
Заместитель генерального директора фирмы "Горизонт" Ольга Жук-Триполитова сообщила, что морской беспилотный вертолет S-100 оснастят РЛС для бокового обзора:
"Бортовая РЛС позволит беспилотному комплексу корабельного базирования S-100 обеспечивать безопасность портов и выполнять другие задачи на суше и море".
С ее слов, сейчас идет разработка малогабаритного радара для вертолета. "Установка радара осуществляется не только в интересах силовых структур. Он может быть использован экипажами гражданских судов, так как системы оптического наблюдения в морских условиях малоэффективны из-за туманов и высокой влажности".
Лицензионное производство комплекса с беспилотными вертолетами "Горизонт Эйр S-100" осуществляется компанией "Горизонт" по лицензии австрийской компании "Шибель". Вертолет "Горизонт Эйр S-100" имеет взлетную массу 200 кг. Он оснащен одним двигателем мощностью 55 л.с. Радиус действия беспилотного летательного аппарата - до 150 км. Крейсерская скорость - 100 км/ч.
Китай увеличивает расходы на создание БПЛА
Эксперты считают, что Китай стремительно увеличивает военные расходы, добиваясь значительных успехов в части, касающейся технологии создания и использования БПЛА. В США многие обеспокоены, что господству в области беспилотников скоро будет брошен серьезный вызов. На юге Китая во время авиашоу было представлено новое поколение беспилотников. Знатоки отметили, что эти БЛА были более крупными и высокотехнологичными, нежели в прошлом. Многие беспилотники внешне выглядели, как копии американских аппаратов.
Вероятно, что Вашингтон действительно обеспокоен китайскими беспилотниками. В докладе, опубликованном в июле специальным комитетом, разрабатывающим рекомендации для Минобороны США, отмечается, что увеличение Пекином военных расходов и объема исследовательских работ может поставить под угрозу превосходство США во всем, что связано с беспилотниками. Повышенное внимание Китая к этим новым технологиям названо "вызывающим тревогу". Профессор из Школы международных исследований в Сингапуре Ричард Битцингер, считает, что местами этот доклад звучит "мелодраматично".
Со слов Битцингера, сложно определить, для чего и каким образом Китай (или любая другая страна) использует беспилотники. Конечно, отчасти это объясняется тем, что подобная деятельность особенно не афишируется. Он говорит, что использование беспилотников в явно военных целях часто маскируется под гуманитарные функции.
Китайский БПЛА Йи-Лун:
- потолок - 5,3 тыс.м,
- длина - 9,34 м,
- размах крыла - 14 м,
- дальность полета - 4 тыс. км,
- продолжительность полета - 20 часов.
Турция хочет производить новый тип БПЛА
Агентство "Анадолу" сообщило 18.12.2012 года, что турецкий научно-исследовательский центр аэрокосмических технологий совместно с компанией автомобильной промышленности Tusas готовятся к производству нового типа беспилотных летательных аппаратов. В последние годы турецкая военно-промышленная компания сосредоточилась на разработке и производстве собственной военной продукции.
Новый БПЛА будет отличаться многофункциональностью от ранее произведенных в мире.
Новый турецкий (третий по счету) беспилотник будет иметь длину шесть метров и общий вес 150 килограммов. Первые испытания новой модели а пройдут в августе 2013 года. В случае если создание нового БПЛА пройдет успешно, компания Tusas начнет серийное производство к 2014 году.
В данный момент Турция также ведет работы по созданию второго БПЛА Simsek ("Молния"):
- Длина - 2,3 метра,
- Размах крыльев - 1,5 метра,
- Максимальный взлетный вес - 75 килограммов,
- Скорость - 740 километров в час.
Ранее Турция уже успешно выпустила первый беспилотник ANKA, работы по созданию которого велись с 2004 года. ANKA относится к классу средневысотных аппаратов с большой продолжительностью полета. По сравнению с израильским БПЛА Heron, ANKA имеет ряд преимуществ. Так, если на высоту 30 тысяч футов беспилотник Heron может поднять не более 185 килограммов полезного груза, то у ANKA этот показатель превышает 200 килограммов.
По сообщениям российских и зарубежных СМИ.