Это - Мобильная версия сайта про самолеты военной авиации. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-samolet.ru для компьютеров и ноутбуков.


 
Истребитель И-190

Маневренный истребитель Поликарпова И-190

Истребитель И-190Тактико-технические требования на новые боевые самолеты поступили в январе 1938 года в КБ Поликарпова на авиазаводе №156. Эти машины были необходимы для ВВС Красной Армии. В списке заданий находился и новый маневренный биплан с требуемой максимальной скоростью 500-550 км/ч. В то время, сложившееся представление о характере воздушного боя, определяло взаимодействие монопланов и бипланов и их взаимное дополнение. Несмотря на то, что в Испании проявлялись преимущества монопланов, но большинство специалистов так не думали.

Японские истребители

Японские истребители Ki-27 - основной противник "Чаек" на Халхин-Голе

В феврале 1938 года в КБ Поликарпова началась разработка, продвигавшаяся очень медленно, истребителя-биплана, получившего наименование И-190. Осенью состоялись две первые макетные комиссии. Самолет разрабатывался как дальнейшее развитие истребителя И-153, с использованием многих узлов и технологической оснастки, что давало возможность быстро построить и внедрить И-190 в серийное производство. Новыми были:

  • двигатель М-88,
  • обводы фюзеляжа,
  • крылья с гладкой фанерной обшивкой,
  • свободнонесущее горизонтальное оперение,
  • убираемый костыль.

Компоновочная схема

19 февраля 1939 года третья макетная комиссия сочла целесообразной постройку самолета. По причине загруженности, постройка двух опытных И-190 была перенесена с авиазавода №156 на заводе №1. Реальная работа над новым самолетом была развернута только весной 1939 года, то есть более, чем через год после принятия решения о создании. В октябре был изготовлен первый опытный самолет, который в декабре подготовили к летным испытаниям. И почти сразу же был заложен второй экземпляр, двигатель которого планировалось оснастить двумя турбокомпрессорами типа ТК-1.

И-190

Маневренный истребитель И-190 с двигателем М-88 определялся как модификация истребителя И-153.

Маневренный истребитель

Первый самолет И-190 был оснащен опытным безредукторным двигателем М-88БРЛ и опытным трехлопастным воздушным винтом АВ-2, которые существовали тогда в единственном экземпляре. Надо добавить, что двигатель сначала установили на И-190, чем на более приоритетный И-180. В целом, эти двигатели и стали причиной, по которой упомянутые самолеты не поступили на вооружение ВВС.

Маневренный истребитель И-190

23 ноября 1939 года на Центральный московский аэродром выкатили И-190, установленный на лыжи. Взлетный вес самолета составил 2290 кг (на 184 кг больше расчетного). 30 декабря 1939 года И-190 впервые поднялся в небо. Дальнейшие полеты были эпизодическими и сопровождались различными улучшениями конструкции. 1 апреля 1940 года у самолета в воздухе не вышла полностью правая стойка шасси, во время посадки самолет получил небольшие повреждения. Через две недели, отремонтированный И-190 продолжил испытания, которые велись до 6 июня 1940 года - их засчитали как заводские. Произошла еще одна авария, когда в полете сорвало часть обшивки верхнего крыла. За время испытаний опробовали три типа воздушных винтов:

  • АВ-2Л-1 диаметром 2,75 м,
  • АВ-2Л-2 диаметром 2,65 м,
  • AB-2Л-3 диаметром 2,65 м.

И-190 с двигателем М-88Р

С винтом АВ-2Л-2 самолет развивал максимальную скорость у земли 375 км/ч, а на высоте 5000 метров - 410 км/ч. Такие характеристики были неудовлетворительными, но была надежда улучшить положение с новым редукторным двигателем М-88Р. Мотоустановка этого двигателя вместе с новым, удлиненным и усовершенствованным капотом, была в значительной степени позаимствована у истребителя И-180. В таком виде самолет продолжал выполнять эпизодические полеты вплоть до наступления 1941 года. Ожидаемая максимальная скорость 500 км/ч нем так и не была достигнута, а работами по доводке самолета занимались эпизодически.

И-190

До февраля 1941 года максимальный показатель, которого удалось достичь - это скорость 488 км/ч на высоте 5 тысяч метров. 13 февраля 1941 года у самолета в полете отказал двигатель. Летчик спланировал на аэродром, но самолет перевернулся из-за глубокого снега и колесного шасси, которым был оборудован И-190. Летчик Уляхин не пострадал, но самолет был сильно поврежден. Самолет не восстанавливали, а второй экземпляр не достроили. На этом история самолета И-190 завершилась.

Спойлер: Описание конструкции

Конструкция фюзеляжа - сварная ферма из хромансилевых труб, с легким формообразующим каркасом. Обшивка носовой части фюзеляжа дюралевая, за кабиной пилота - полотняная. Силовая установка включала двухрядный 14-ти цилиндровый двигатель М-88 воздушного охлаждения мощностью 1100 л.с. Капот двигателя с регулируемыми створками охлаждения типа "юбка", коллектор отработанных газов состояла из двух половин, выхлопные патрубки по одному с каждого борта. Бипланная коробка крыльев связана I-образными стойками и расчалена четырьмя двойными несущими и двумя двойными поддерживающими расчалками.

Верхнее и нижнее крыло снабжены элеронами. Профиль обоих крыльев Clark-YH с относительной толщиной 10%. Крылья двухлонжеронные, цельнодеревянные, обшиты фанерой толщиной 1,5 мм. Сверху вся поверхность крыльев обклеивалась полотном на эмалите, после чего покрывалась несколькими слоями аэролака и полировалась. Хвостовое оперение свободнонесущее, однако предусматривалась возможность установки расчалок между килем и стабилизатором - для этого имелись соответствующие узлы.

Основное шасси снабжено колесами размером 700 х 150 мм, конструктивно практически полностью соответствовало шасси И-153. Хвостовой костыль убираемый, с литым резиновым колесом размером 150x90 мм. Стрелковое вооружение состояло из четырех синхронных пулеметов ШКАС калибра 7,62 мм. В дальнейшем предусматривалась установка двух синхронных крупнокалиберных пулеметов Березина (БС). Максимальная бомбовая нагрузка составляла 200 кг. Для подвески бомб под нижним крылом были установлены встроенные бомбодержатели по типу И-153.



Спойлер: Описание конструкции

Самолет И-190

И-190 после аварии 13 февраля 1941 года

Технические характеристики

Основные характеристики самолета
Технические характеристики
  • Экипаж: 1 человек;
  • Длина: 6,7 м;
  • Размах крыла: 10 м;
  • Площадь крыла: 24,83 м²;
  • Профиль крыла: Clark-YH;
  • Масса пустого: 1 761 кг;
  • Нормальная взлетная масса: 2 212 кг;
  • Двигатель М-88Р;
  • Мощность: 1100 л.с.

Летные характеристики

Основные характеристики самолета
Летные характеристики
  • Максимальная скорость:
    • у земли: 375 км/ч,
    • на высоте 5 км - 488 км/ч;
  • Максимальная скороподъемность 847 м/мин;
  • Практический потолок: 12 400 м;
  • Практическая дальность 720 км;

Немецкий Мессершмитт

Мессершмитт Вf109E - основной противник советских истребителей на начальном этапе войны

Истребители-монопланы и бипланы Поликарпова с однотипными двигателями (1933-1940 гг.)

Мотор

Самолет Год выпуска Двигатель
И-16 тип 5 1934 М-25А, 730 л.с.
И-15 (ЦКБ-3) 1933 М-25А, 730 л.с.
И-16 тип 10 1937 М-25В, 750 л.с.
И-15бис (И-152) 1937 М-25В, 750 л.с.
И-16 тип 24 1939 М-63, 1100 л.с.
И-153 1939 М-63, 1100 л.с.
И-17бис 1936 М-100, 760 л.с.
И-170 (проект) 1939 М-106, 1200 л.с.
И-180-3 1940 М-88Р, 1100 л.с.
И-190 1940 М-88Р, 1100 л.с.
И-185 (01) 1940 М-90, 1750 л.с.
И-195 (проект) 1940 М-90, 1750 л.с.

Размер

Самолет Год выпуска Размеры
Длина, м Размах
крыла, м
Площадь
крыла, м2
И-16 тип 5 1934 5,985 9,0 14,54
И-15 (ЦКБ-3) 1933 6,1 9,7 21,9
И-16 тип 10 1937 6,074 9,0 14,54
И-15бис (И-152) 1937 6,2 10,2 22,5
И-16 тип 24 1939 6,13 9,0 14,54
И-153 1939 6,275 10,0 22,1
И-17бис 1936 7,56 10,0 17,65
И-170 (проект) 1939 7,3 10,0 25,0
И-180-3 1940 6,88 10,09 16,11
И-190 1940 ~6,7 10,0 24,83
И-185 (01) 1940 7,56 9,8 15,54
И-195 (проект) 1940 7,55 10,5 28,0

Вес

Самолет Год выпуска Вес
Вес пустого, кг Вес взлетный, кг
И-16 тип 5 1934 1118 1508
И-15 (ЦКБ-3) 1933 965 1374
И-16 тип 10 1937 1372 1726
И-15бис (И-152) 1937 1310 1650
И-16 тип 24 1939 1383 1882
И-153 1939   1980
И-17бис 1936 1533 2020
И-170 (проект) 1939    
И-180-3 1940   2409
И-190 1940 1761 2212
И-185 (01) 1940 2068 2708
И-195 (проект) 1940 2223 2916

Скор.

Самолет Год выпуска Скорость, км/ч
У земли На расч. высоте (м) Посадочная
И-16 тип 5 1934 390 454
4000
115
И-15 (ЦКБ-3) 1933 318 368
3000
90
И-16 тип 10 1937 398 448
3160
126
И-15бис (И-152) 1937 321 370
3000
110
И-16 тип 24 1939 440 489
4500
130
И-153 1939 384 440
5700
 
И-17бис 1936   489
3000
 
И-170 (проект) 1939   510  
И-180-3 1940 445 571*
7100
 
И-190 1940 375 490
7100
 
И-185 (01) 1940 604* 706*
7000
132
И-195 (проект) 1940 510* 591*
6700
 

Время

Самолет Год выпуска Время набора высоты, мин/м
И-16 тип 5 1934 6,2
5000
И-15 (ЦКБ-3) 1933 6,2
5000
И-16 тип 10 1937 6,9
5000
И-15бис (И-152) 1937 6,7
5000
И-16 тип 24 1939 6,0
5000
И-153 1939 5,7
5000
И-17бис 1936 7,2
5000
И-170 (проект) 1939  
И-180-3 1940 5,6
5000
И-190 1940 5,9
5000
И-185 (01) 1940 4,5
5000
И-195 (проект) 1940  

Потолок

Самолет Год выпуска Потолок, м
И-16 тип 5 1934 9100
И-15 (ЦКБ-3) 1933 9800
И-16 тип 10 1937 8470
И-15бис (И-152) 1937 9000
И-16 тип 24 1939 9700
И-153 1939 10600
И-17бис 1936 9700
И-170 (проект) 1939  
И-180-3 1940 11000
И-190 1940 12400
И-185 (01) 1940 10250
И-195 (проект) 1940 12000

Дальн.

Самолет Год выпуска Дальность полета, км
И-16 тип 5 1934 540
И-15 (ЦКБ-3) 1933 500
И-16 тип 10 1937 525
И-15бис (И-152) 1937 530
И-16 тип 24 1939 669
И-153 1939 510
И-17бис 1936 800
И-170 (проект) 1939  
И-180-3 1940 900
И-190 1940  
И-185 (01) 1940 800
И-195 (проект) 1940  

Разбег

Самолет Год выпуска Разбег, м
И-16 тип 5 1934 220
И-15 (ЦКБ-3) 1933 70
И-16 тип 10 1937 260
И-15бис (И-152) 1937 170
И-16 тип 24 1939 260
И-153 1939  
И-17бис 1936  
И-170 (проект) 1939  
И-180-3 1940  
И-190 1940  
И-185 (01) 1940 280*
И-195 (проект) 1940  

Пробег

Самолет Год выпуска Пробег, м
И-16 тип 5 1934 200
И-15 (ЦКБ-3) 1933 70
И-16 тип 10 1937 290
И-15бис (И-152) 1937 230
И-16 тип 24 1939 300
И-153 1939  
И-17бис 1936  
И-170 (проект) 1939  
И-180-3 1940  
И-190 1940  
И-185 (01) 1940 350
И-195 (проект) 1940  

Воор.

Самолет Год выпуска Вооружение
Пулеметное Пушечное Бомбы, кг
И-16 тип 5 1934 2x7,62 -  
И-15 (ЦКБ-3) 1933 2x7,62 -  
И-16 тип 10 1937 4x7,62 -  
И-15бис (И-152) 1937 4x7,62 -  
И-16 тип 24 1939 4x7,62    
И-153 1939 4x7,62    
И-17бис 1936 2x7,62 1x20 100
И-170 (проект) 1939 2x7,62 1x20  
И-180-3 1940 2x7,
622x12,7
- 200
И-190 1940 2x7,
622x12,7
- 200
И-185 (01) 1940 2x7,
622x12,7
- 200
И-195 (проект) 1940 2x7,62 2x20 2x250

*Расчетные данные

Источники:

  • Михаил Маслов, "Боевые 'Чайки' Сталина";
  • В. Б. Шавров, "История конструкций самолетов в СССР, 1938-1950 гг.".