Это - Мобильная версия сайта про самолеты военной авиации. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-samolet.ru для компьютеров и ноутбуков.


 
Истребитель-гидроплан IMAM Ro.44

Катапультный истребитель ИМАМ Ro.44

Единственный гидросамолет-истребитель, участвовавший
в боевых действиях Второй мировой войны в Европе.

Истребитель-гидропланКатапультный истребитель ИМАМ Ro.44 был единственным гидросамолетом-истребителем, который участвовал в боевых действиях Второй мировой войны в Европе. Надо отметить, что гидропланные истребители - достаточно редкое явление в мировой авиации, включая уровень проектов. Однако, Ro.44 являлся самолетом предыдущего поколения и не мог противостоять современным на тот момент времени истребителям, более того - и даже бомбардировщикам Второй мировой. Эти гидропланы, не обладающие достаточными скоростными характеристиками, были не в состоянии догнать, например, британские бомбардировщики Виккерс "Веллингтон" или Бристоль "Бленхейм", стрелки́ которых порой просто игнорировали практически безвредные бипланы. Ro.44 снимались с вооружения с июня 1941 года, хотя некоторые машины служили до сентября 1943 года. Участие Ro.44 во Второй мировой войне свелось к боевым эпизодам на отдаленном театре военных действий.

IMAM Ro.44

Италия оставалась единственной европейской страной, использовавшей поплавковые самолеты в составе морской истребительной авиации. У Франции тоже были такие самолеты, которые должны были применяться для защиты линкоров, но в ноябре 1939 года они были выведены из действующего состава.

Катапультный истребитель

Корабельный разведчик IMAM Ro.43 продемонстрировал неплохие маневренные и скоростные характеристики, и после испытаний прототипа, главный конструктор фирмы IMAM Дж. Галассо (Giovanni Galasso) начал в инициативном порядке разрабатывать на его базе гидросамолет-истребитель. Отметим, что в свою очередь ИМАМ Ro.43 явился версией сухопутного многоцелевого биплана Ro.37bis. В конструктивном отношении Ro.44 был бипланом смешанной конструкции. Поплавки - центральный подфюзеляжный и два подкрыльевых - деревянные. Официальные тактико-технические требования на Ro.44 отсутствовали, переделка сводилась главным образом к изменению фюзеляжа: самолет стал одноместным - кабину наблюдателя убрали. Кроме того, изменили хвостовое оперение и установили вооружение - пару 12,7-мм синхронных пулеметов. Радиостанции не было.

IMAM Ro 43

Сравнение ЛТХ гидропланов IMAM
  IMAM Ro 43  (1 Serie)
Motore / engine Piaggio P.X R
potenza / power cv 700 / hp 700
apertura alare / wing span 11,57 m / 37.95 ft
lunghezza totale / length 9,71 m / 31.84 ft
altezza totale / height 3,51 m / 11.51 ft
superficie alare / wing area 33,36 m2 / 359.07 sq.ft
peso a vuoto / empty weight 1.760 kg /3880.13 lbs
peso a pieno carico / loaded weight 2.400 kg / 5291.2 lbs
velocità massima / maximum speed 303 km/h a 2.000 m
188.27 mph at 6561.7ft
velocità minima / minimum speed 99 km/h / 61.52 mph
tempo di salita / climb 11'a 4.000 m / 11'at 13123.4 ft
tangenza massima / ceiling 7.200 m / 23622 ft
autonomia / range 1.092 km / 678.53 miles
armamento
/ armament
1 mitr. da 7,7 fissa nel muso
e 1 da 7,7 dorsale

IMAM Ro 44

Сравнение ЛТХ гидропланов IMAM
  IMAM Ro 44
Motore / engine Piaggio P.X
potenza / power cv 700 a m. 1000 / hp 700 at 3280.84 ft
apertura alare / wing span 11,57 m / 37.95 ft
lunghezza totale / length 9,71 m / 31.84 ft
altezza totale / height 3,55 m / 11.64 ft
superficie alare / wing area 33,36 m2 / 359.07 sq.ft
peso a vuoto / empty weight 1.770 kg / 3902.18 lbs
peso a pieno carico / loaded weight 2.220 kg / 4894.29 lbs
velocità massima / maximum speed 316 km/h a 2.500 m
196.35 mph at 8202.12
velocità minima / minimum speed 98 km/h / 60.89 mph
tempo di salita / climb 8' 40" a 4.000 m / 8' 40" at 13123.4 ft
tangenza massima / ceiling 6.900 m / 22637.8 ft
autonomia / range 1.200 km / 745.64 miles
armamento
/ armament
2 mitr da 12,7 nel muso

IMAM Ro.44

В октябре 1936 года прототип истребителя вышел на испытания. Несмотря на то, что военные летчики и, в частности, шеф-пилот фирмы Николо Лана (Nicolo Lana) отмечали хорошую маневренность и управляемость машины, ее максимальная скорость составила лишь 316 км/ч, то есть на 32 километра в час меньше, чем у основного колесного истребителя Regia Aeronautica Fiat CR.32, который, кстати, Дж. Томпсон назвал лучшим истребителем 30-х годов. Но дальность полета истребителя-гидроплана IMAM Ro.44 была значительно большей, что являлось необходимым условием для самолетов морской авиации.

IMAM Ro.44
Схема Истребитель-гидроплан
Кликните на изображение для увеличения

Фирма IMAM получила заказ на 51 Ro.44, который сократили до 35 единиц. По причине сходности с Ro.43 вся серия была выпущена с февраля по июнь. Серийные истребители-гидропланы имели номера с ММ3691 по ММ3725, поставки которых начались в феврале 1937 года. Основная модификация истребителя:

  • Ro.44 с 9-цилиндровым мотором воздушного охлаждения Piaggio P.X (700 л.с.). Экипаж - один человек. Стрелковое вооружение включало два 12,7-мм синхронных пулемета Breda-SAFAT. Бомбовое вооружение не предусматривалось, хотя, например, в 161-й эскадрилье самолеты оборудовались подвесками для 50-кг бомб кустарной конструкции.

ИМАМ Ro.44

Серийные истребители-гидропланы Ro.44 поступали на вооружение 88-й группы морских истребителей, которая к 1 января 1938 года насчитывала 15 самолетов Ro.44. В 161-й отдельной эскадрилье на о. Лерое в сентябре 1938 года началась замена новыми гидроистребителями устаревших "Фиатов" СR. 20Idro (в конце 38-го уже было 8 Ro.44 и 1 самолет Ro.43DC - учебный вариант с двойным управлением).

Эскадрильи 88-й отдельной группы расформировали 1 марта 1940 года. Некоторые пилоты перешли в бомбардировочные подразделения. 162-ю и 164-ю эскадрильи перевооружили колесными истребителями-бипланами FIAT CR.42 и перевели на остров Родос. 166-ю передали в состав Школы гидроавиации и расформировали летом 1940 года. Первой боевой задачей 161-й эскадрильи была противовоздушная оборона Лepoca. Впервые на перехват самолетов противника Ro.44 поднялись 16 июня, но успеха достичь не удалось.

Истребители-гидропланы

Опыт использования истребителей-гидропланов показал, что в стесненных условиях Средиземного моря потребность в самолетах данного типа очень небольшая. Подтвердилось то, что остальные страны поняли ранее - палубные самолеты обеспечивали перехват целей на значительных удалениях в широких океанских просторах, например, на Тихом океане, а на Средиземном море с такими задачами легко справляются и сухопутные истребители. Только флот Японии и далее сохранил в своем составе поплавковые истребители, но их боевая эффективность резко снижалась. Попытки использовать Ro.44 для разведки успеха не имели, поскольку один член экипажа не мог собрать сведений в ходе полета.

Основные ЛТХ истребителя-гидроплана IMAM Ro.44
Экипаж, чел. 1
Размах крыла, м 11,57
Длина, м 9,71
Высота, м 3,55
Площадь крыла, м2 33,36
Масса, кг  
пустого самолета 1770
нормальная взлетная 2200
Тип двигателя 1 ПД Piaggio P.X
Мощность, л.с. 1 х 700
Максимальная скорость, км/ч 330
Крейсерская скорость, км/ч 316
Практическая дальность, км 1200
Практический потолок, м 7200

В качестве штурмовиков использование Ro.44 было несколько более успешным. Три самолета 23 ноября 1941 года совместно с одной летающей лодкой CANT Z.501 "Gabbiano" из 147-й эскадрильи атаковали мелкие греческие суда в бухте Тигами на острове Самос и добились нескольких попаданий. А весной 1941 года штурмовые налеты значительно активизировались. Так, четыре Ro.44 штурмовали суда в бухте Наксос 17 марта, а 20-23 апреля пара самолетов ежедневно вылетала для действий против судоходства между Милосом и Санторино. 8 мая одиночный Ro.44 атаковал объекты на о. Самос, что было последней наступательной операцией с участием Ro.44. 1 июля 1941 года 161-я эскадрилья была расформирована.

В ходе 1941 года Ro.44 стали использовать для обучения пилотов, курьерской службы и других небоевых задач. С 1941 года они использовались и на базе Пунтиселла у Поло для тренировок летчиков. Когда Италия капитулировала, оставалось только шесть боеспособных Ro.44 во 2-й и 3-й эскадрах флота. Другие машины либо списали, либо потеряли во время эксплуатации.

IMAM Ro.44

Источники:

  • Андрей Харук. "Все гидросамолеты Второй Мировой";
  • Tullio Marcon "IMAM Ro 43/44" ("Ali d'Italia" No.12);
  • Jonathan W.Thompson "Italian civil and military aircraft. 1930/1945";
  • Владимир Котельников. Самолеты Второй Мировой войны. Гидросамолеты 1939-1945;
  • Aerei Italiani - Scheda Tecnica. IMAM Ro.43.