Истребители Блох MB.150/151/152/155
"Avion а quatre mains" - самолет для четырех рук.
Французский самолет Второй мировой войны MB. 152 имел шансы стать неплохим истребителем с установкой более мощного мотора и совершенного вооружения. Когда машину приняли на вооружение, она уступала самолету люфтваффе Messerschmitt Bf.109Е в скорости и скороподъемности, дальность также была недостаточной. Но вместе с тем, истребитель Франции имел неплохую маневренность, стойкость конструкции к боевым повреждениям, хорошие пилотажные характеристики и был прост в обслуживании, но управлять самолетом пилоту было очень непросто, отсюда и появилось прозвище - "avion а quatre mains".
Создание самолета
Самолет Bloch 150 разрабатывался в соответствии с требованиям Министерства авиации Франции от 13 июля 1934 года (которые окончательно были утверждены в конце 1935 года) под руководством Мориса Русселя. Одномоторный цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом и убирающимся шасси должен был получить 14-цилиндровый мотор воздушного охлаждения "Гном-Рон" GR 14Kfs мощностью 930 л.с. (с установкой под углом 2,5° влево от продольной оси) и вооружение, включавшее две 20-мм пушки и два 7,5-мм пулемета.
Осенью 1935 года началась постройка прототипа, однако 18 ноября, как упомянуто выше, Минавиации внесло корректировку в техническое задание, и проект пришлось переделывать. Запланированный на 17 июля 1936 года, первый полет самолета MB.150.01 завершился неудачей - прототип не смог подняться в воздух (основная причина - слишком короткие стойки шасси), и только выполнил несколько пробежек.
Работы над французским самолетом MB. 150 возобновили в начале 1937 года. 4 мая 1937 года машина впервые совершила полет, и самолет продолжили дорабатывать - второй прототип MB. 150.01 М получил новый двигатель GR 14N-07 (890 л.с.), который хоть и отличался от GR 14Kfs меньшей мощностью, но имел бо́льшую надежность. Машину облетали 9 августа 1937 года. Затем, после короткой программы заводских испытаний, он был направлен в CEMA (Centre d'essais du matériel aérien - Центр испытаний авиационной техники). Были выявлены проблемы с охлаждением двигателя, а кроме того, самолет продемонстрировал максимальную скорость 434 км/ч, этого было мало, чтобы принять машину на вооружение.
Первый прототип MB.150-01
Прототип MB.151-01
В конце года на машину установили двигатель GR 14N-01 мощностью 940 л.с. и масляный радиатор увеличенных размеров. В марте 1938 года смонтировали еще более мощный мотор GR 14N-21 - 1030 л.с. По этой причине пришлось установить вертикальное оперение большей площади - отклонение мотора от продольной оси уже не могло полностью компенсировать возросший реактивный момент от вращения винта.
Серийное производство самолетов
Летные характеристики стали вполне приемлемыми, но в первое время военные не проявляли интереса к самолету. Это было связано, в том числе, и с мнением о том, что моторы воздушного охлаждения не годятся для истребителей, а оптимальными считались V-образные двигатели жидкостного охлаждения. Однако, в тот период, когда французские истребители Девуатин D.520 находились на ранней стадии развития, а серийное производство Моран-Солнье MS.406 разворачивалось очень медленно, самолеты Bloch MB.150 пришлись весьма кстати. И Министерство авиации в апреля 1938 года заказало три прототипа MB.150, а 7 апреля были заказаны - 25 предсерийных и 450 серийных истребителей.
Из трех моторов: GR 14N, HS 14Аа и американского "Твин Уосп", которыми предполагалось оснащать серийные самолеты, выбрали "Гном-Рон", в то же время продолжая работу с другими силовыми установками. Конструкцию MB. 150 радикально переработали - кроме технологических изменений, применили новое крыло иного профиля и увеличенного размаха. И 18 августа 1938 года состоялся первый полет прототипа самолета МВ.151С1 с двигателем GR 14N-11 (920 л.с.). В ходе испытаний выявились некоторые недостатки, это - неустойчивость, перегрев мотора, низкая скорость. Тем не менее, самолет прошел тесты в Центре испытаний авиационной техники в конце 1938 - начале 1939 года.
МВ.151 №5 | |||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
МВ.152 №32 | |||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Нажмите на фото для увеличения |
Самолет MB.151 в тот период рассматривался как переходный вариант (хотя от серийного производства Министерство авиации не отказывалось), а параллельно шла разработка варианта MB.152 - более совершенного самолета, который в сентябре 1938 года вышел на испытания. Самолет с мотором GR 14N-21 развил скорость в 520 км/ч. Но после установки более мощного GR 14N-25 скорость не смогла превысить 470 км/ч. В итоге вместо планируемых трехсот MB. 151/152, которые ожидалось получить к 1 апреля 1939 года, Armee de I'Air (ВВС Франции) получили один МВ.151С1. И лишь весной 1939 года удалось начать выпуск MB. 151/152, который шел нестабильными темпами. В марте 1939 года начались поставки, в общей сложности было выпущено около 660 самолетов. Серийным производством занималось государственное объединение SNCASO (Société nationale des constructions aéronautiques du Sud-Ouest или - Sud-Ouest) на заводах в Курбевуайе, Шатеру-Деоле и Бордо-Мериньяке.
Основные модификации
МВ.151С1 - с двигателем GR 14N-35 мощностью 1030 л.с. Вооружение состояло из двух 20-мм пушек HS 404 и двух 7,5-мм пулеметов MAC 1934 в крыле. Часть истребителей по причине нехватки пушек получили четыре 7,5-мм пулемета. По разным данным было выпущено 140-144 самолетов данного типа.
МВ.152С1 - с двигателем GR 14N-25 (1100 л.с.) или GR 14N-49 (1180 л.с.). Вооружение соответствовало варианту МВ.151С1. Построили по сведениям разных источников 474-482 самолетов.
МВ.155С1 - доработана аэродинамика фюзеляжа, модифицированы капот и моторама, на 60 литров увеличен запас топлива. В козырьке фонаря кабины пилота применено бронестекло. Двигатель GR 14N-49 мощностью 1180 л.с. Вооружение, как у МВ.151С1.
3 декабря 1939 года впервые совершил полет прототип MB.155.01; 3 апреля 1940 года выпущен первый серийный самолет, в середине июня - еще два. До 18 июня построили 10 самолетов. Еще 19 истребителей МВ.155С1 выпустили после перемирия.
Самолет Bloch MB.155, 1941 год
Основные характеристики самолетов:
МВ.151С1
МВ.151С1 | |
Двигатель: | |
тип | Гном-Рон GR 14N-35 |
мощность, л.с. | 1030 |
Размах крыла, м | 10,54 |
Длина самолета, м | 9,1 |
Высота самолета, м | 3,90 |
Площадь крыла, кв. м | 17,32 |
Масса, кг: | |
пустого самолета | 2073 |
взлетная | 2522 |
максимальная взлетная | 2800 |
Максимальная скорость, км/ч | 480 |
Время набора высоты, мин: | |
2000 м | |
4000 м | 7,6 |
8000 м | 17,7 |
Дальность полета, км | 640 |
Практический потолок, м | 10000 |
МВ.152С1
МВ.152С1 | |
Двигатель: | |
тип | Гном-Рон GR 14N-25 |
мощность, л.с. | 1100 |
Размах крыла, м | 10,54 |
Длина самолета, м | 9,1 |
Высота самолета, м | 3,90 |
Площадь крыла, кв. м | 17,32 |
Масса, кг: | |
пустого самолета | 2103 |
взлетная | 2693 |
максимальная взлетная | 2800 |
Максимальная скорость, км/ч | 482 |
Время набора высоты, мин: | |
2000 м | 3,4 |
4000 м | 6,1 |
8000 м | 14,3 |
Дальность полета, км | 580 |
Практический потолок, м | 10000 |
МВ.152С1*
МВ.152С1 | |
Двигатель: | |
тип | Гном-Рон GR 14N-49 |
мощность, л.с. | 1180 |
Размах крыла, м | 10,54 |
Длина самолета, м | 9,1 |
Высота самолета, м | 3,90 |
Площадь крыла, кв. м | 17,32 |
Масса, кг: | |
пустого самолета | 2158 |
взлетная | 2746 |
максимальная взлетная | 2800 |
Максимальная скорость, км/ч | 509 |
Время набора высоты, мин: | |
2000 м | |
4000 м | 6,2 |
8000 м | 16,0 |
Дальность полета, км | 540 |
Практический потолок, м | 10000 |
МВ.155С1
МВ.155С1 | |
Двигатель: | |
тип | Гном-Рон GR 14N-49 |
мощность, л.с. | 1180 |
Размах крыла, м | 10,54 |
Длина самолета, м | 9,05 |
Высота самолета, м | 3,90 |
Площадь крыла, кв. м | 17,32 |
Масса, кг: | |
пустого самолета | 2140 |
взлетная | |
максимальная взлетная | 2900 |
Максимальная скорость, км/ч | 520 |
Время набора высоты, мин: | |
2000 м | |
4000 м | 6,9 |
8000 м | |
Дальность полета, км | 750 |
Практический потолок, м | 10000 |
Серийно не производились
Несколько вариантов истребителя разрабатывались под альтернативные силовые установки и серийно не производились:
- МВ.153С1 c 14-ти цилиндровым двигателем "Пратт энд Уитни" R-1830-S1C3G мощностью 1200 л.с. Машину начали испытывать 8 апреля 1939 года. В ходе испытаний не было выявлено принципиальных отличий летных характеристик от MB.152 с французским мотором.
- МВ.154С1 с 9-ти цилиндровым двигателем "Райт" R-1820-G205A мощностью 1200 л.с., снабженным двухскоростным нагнетателем. Прототип переоборудовался из серийного MB. 152, но не был достроен из-за задержек с поставкой мотора.
- МВ.156С1 - адаптация планера МВ.152С1 под новый 14-ти цилиндровый мотор GR 14R расчетной мощностью 1700 л.с. Не строился.
- МВ.157С1 - глубокая модернизация под мотор GR 14R. Фюзеляж от МВ.155С1; новое крыло и хвостовое оперение. Вооружение как на MB. 152. Прототип построили к концу мая 1940 года, но испытания проведены не были.
- MB.157.01 с мотором GR 14R-4 (1580 л.с.) эвакуировали в глубь страны. Испытания стартовали в марте 1942 года. В январе 1943 года машину MB. 157.01 испытывали специалисты люфтваффе, но серийно самолет не производился.
Спойлер: Подробные ЛТХ на французском языкеСпойлер: Подробные ЛТХ на французском языке
На вооружении ВВС Франции и других стран
В самом начале Второй мировой войны у французских ВВС не было боевых частей, на вооружении которых находились истребители MB.151/152. В конце сентября 1939 года группа GC 1/1 завершила перевооружение на МВ.152С1, а МВ.151С1 получили несколько эскадрилий ПВО. В "Странной войне" истребители Bloch участвовали достаточно ограниченно. К 10 мая 1940 года ВВС Франции получили более 500 самолетов МВ.151/152, на которых летали семь истребительных групп (четыре были сосредоточены в районе Парижа); MB.151 в том числе осваивали флотские эскадрильи АС2 и АС3.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
"Кликните" на изображение, чтобы увеличить |
В мае-июне 1940 года эти французские истребители прикрывали контратаки и отходы французских войск, обеспечивали противовоздушную оборону Парижа и объектов в долине Сены. Пилоты Bloch записали на свой счет 206 подтвержденных и 47 вероятных побед. Однако, за шесть недель было потеряно или оставлено на аэродромах около 270 самолетов МВ.151/152.
В составе ВВС Виши было сохранено 6 групп МВ.151/152, в которых также использовалось небольшое количество MB. 155. Большую часть МВ.155С1 сосредоточили в группе GC I/8. Все части, вооруженные самолетами данного типа, располагались на территории Франции. Во время кампании 1940 года было захвачено небольшое количество MB.151 и MB.152, которые в боевых частях не применялись. Когда Германия заняла в ноябре 1942 года неоккупированную часть Франции, то немецкими трофеями стали 173 самолета MB.151/152/155, которые передали в учебную истребительную эскадру и истребительную инструкторскую группу. Большая часть истребителей была выведена из эксплуатации к середине 1944 года.
Кроме того, самолеты Bloch имела Греция, которая до поражения Франции получила 9 истребителей, из заказанных 25; когда 28 октября 1940 года Италия объявила войну Греции, в строю находилось 6 машин, сведений о боевом применении которых крайне мало.
Источники:
- Patrick MARCHAND, Junko TAKAMOKI "Les Ailes de Gloire №3. Bloch MB.151";
- Bartlomiej Belcarz "Polish Wings. Caudron CR.714, Morane Saulnier MS 406 C1, Bloch MB 151/152 C1";
- А.Харук "Французские истребители Второй мировой войны";
- Aircraft Profile 201 "M.Bloch 151&152".
< Назад | Вперед > |
---|