Это - Мобильная версия сайта про самолеты военной авиации. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-samolet.ru для компьютеров и ноутбуков.


 
Истребитель Bloch MB.152

Истребители Блох MB.150/151/152/155

"Avion а quatre mains" - самолет для четырех рук.

Истребитель ФранцииФранцузский самолет Второй мировой войны MB. 152 имел шансы стать неплохим истребителем с установкой более мощного мотора и совершенного вооружения. Когда машину приняли на вооружение, она уступала самолету люфтваффе Messerschmitt Bf.109Е в скорости и скороподъемности, дальность также была недостаточной. Но вместе с тем, истребитель Франции имел неплохую маневренность, стойкость конструкции к боевым повреждениям, хорошие пилотажные характеристики и был прост в обслуживании, но управлять самолетом пилоту было очень непросто, отсюда и появилось прозвище - "avion а quatre mains".

Bloch MB.152

Создание самолета

Marcel Ferdinand BlochСамолет Bloch 150 разрабатывался в соответствии с требованиям Министерства авиации Франции от 13 июля 1934 года (которые окончательно были утверждены в конце 1935 года) под руководством Мориса Русселя. Одномоторный цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом и убирающимся шасси должен был получить 14-цилиндровый мотор воздушного охлаждения "Гном-Рон" GR 14Kfs мощностью 930 л.с. (с установкой под углом 2,5° влево от продольной оси) и вооружение, включавшее две 20-мм пушки и два 7,5-мм пулемета.

Осенью 1935 года началась постройка прототипа, однако 18 ноября, как упомянуто выше, Минавиации внесло корректировку в техническое задание, и проект пришлось переделывать. Запланированный на 17 июля 1936 года, первый полет самолета MB.150.01 завершился неудачей - прототип не смог подняться в воздух (основная причина - слишком короткие стойки шасси), и только выполнил несколько пробежек.

Самолет Франции MB.150.01

Французский истребитель

Работы над французским самолетом MB. 150 возобновили в начале 1937 года. 4 мая 1937 года машина впервые совершила полет, и самолет продолжили дорабатывать - второй прототип MB. 150.01 М получил новый двигатель GR 14N-07 (890 л.с.), который хоть и отличался от GR 14Kfs меньшей мощностью, но имел бо́льшую надежность. Машину облетали 9 августа 1937 года. Затем, после короткой программы заводских испытаний, он был направлен в CEMA (Centre d'essais du matériel aérien - Центр испытаний авиационной техники). Были выявлены проблемы с охлаждением двигателя, а кроме того, самолет продемонстрировал максимальную скорость 434 км/ч, этого было мало, чтобы принять машину на вооружение.

Первый прототип MB.150-01

Первый прототип MB.150-01

Прототип MB.151-01

Прототип MB.151-01

В конце года на машину установили двигатель GR 14N-01 мощностью 940 л.с. и масляный радиатор увеличенных размеров. В марте 1938 года смонтировали еще более мощный мотор GR 14N-21 - 1030 л.с. По этой причине пришлось установить вертикальное оперение большей площади - отклонение мотора от продольной оси уже не могло полностью компенсировать возросший реактивный момент от вращения винта.

Блох MB.151/152

Серийное производство самолетов

Летные характеристики стали вполне приемлемыми, но в первое время военные не проявляли интереса к самолету. Это было связано, в том числе, и с мнением о том, что моторы воздушного охлаждения не годятся для истребителей, а оптимальными считались V-образные двигатели жидкостного охлаждения. Однако, в тот период, когда французские истребители Девуатин D.520 находились на ранней стадии развития, а серийное производство Моран-Солнье MS.406 разворачивалось очень медленно, самолеты Bloch MB.150 пришлись весьма кстати. И Министерство авиации в апреля 1938 года заказало три прототипа MB.150, а 7 апреля были заказаны - 25 предсерийных и 450 серийных истребителей.

Серийное производство

Из трех моторов: GR 14N, HS 14Аа и американского "Твин Уосп", которыми предполагалось оснащать серийные самолеты, выбрали "Гном-Рон", в то же время продолжая работу с другими силовыми установками. Конструкцию MB. 150 радикально переработали - кроме технологических изменений, применили новое крыло иного профиля и увеличенного размаха. И 18 августа 1938 года состоялся первый полет прототипа самолета МВ.151С1 с двигателем GR 14N-11 (920 л.с.). В ходе испытаний выявились некоторые недостатки, это - неустойчивость, перегрев мотора, низкая скорость. Тем не менее, самолет прошел тесты в Центре испытаний авиационной техники в конце 1938 - начале 1939 года.

Истребители Блох
МВ.151 №5
Истребитель ВВС Истребитель Самолет Франции Истребитель Блох
МВ.152 №32
Истребитель Истребитель Истребитель Bloch Истребитель Bloch
Нажмите на фото для увеличения

Самолет MB.151 в тот период рассматривался как переходный вариант (хотя от серийного производства Министерство авиации не отказывалось), а параллельно шла разработка варианта MB.152 - более совершенного самолета, который в сентябре 1938 года вышел на испытания. Самолет с мотором GR 14N-21 развил скорость в 520 км/ч. Но после установки более мощного GR 14N-25 скорость не смогла превысить 470 км/ч. В итоге вместо планируемых трехсот MB. 151/152, которые ожидалось получить к 1 апреля 1939 года, Armee de I'Air (ВВС Франции) получили один МВ.151С1. И лишь весной 1939 года удалось начать выпуск MB. 151/152, который шел нестабильными темпами. В марте 1939 года начались поставки, в общей сложности было выпущено около 660 самолетов. Серийным производством занималось государственное объединение SNCASO (Société nationale des constructions aéronautiques du Sud-Ouest или - Sud-Ouest) на заводах в Курбевуайе, Шатеру-Деоле и Бордо-Мериньяке.

Основные модификации

МВ.151С1 - с двигателем GR 14N-35 мощностью 1030 л.с. Вооружение состояло из двух 20-мм пушек HS 404 и двух 7,5-мм пулеметов MAC 1934 в крыле. Часть истребителей по причине нехватки пушек получили четыре 7,5-мм пулемета. По разным данным было выпущено 140-144 самолетов данного типа.

МВ.152С1 - с двигателем GR 14N-25 (1100 л.с.) или GR 14N-49 (1180 л.с.). Вооружение соответствовало варианту МВ.151С1. Построили по сведениям разных источников 474-482 самолетов.

МВ.152С1

МВ.155С1

МВ.155С1 - доработана аэродинамика фюзеляжа, модифицированы капот и моторама, на 60 литров увеличен запас топлива. В козырьке фонаря кабины пилота применено бронестекло. Двигатель GR 14N-49 мощностью 1180 л.с. Вооружение, как у МВ.151С1.
3 декабря 1939 года впервые совершил полет прототип MB.155.01; 3 апреля 1940 года выпущен первый серийный самолет, в середине июня - еще два. До 18 июня построили 10 самолетов. Еще 19 истребителей МВ.155С1 выпустили после перемирия.

Самолет МВ.155С1

Самолет Bloch MB.155, 1941 год

Основные характеристики самолетов:

МВ.151С1

  МВ.151С1
Двигатель:  
тип Гном-Рон GR 14N-35
мощность, л.с. 1030
Размах крыла, м 10,54
Длина самолета, м 9,1
Высота самолета, м 3,90
Площадь крыла, кв. м 17,32
Масса, кг:  
пустого самолета 2073
взлетная 2522
максимальная взлетная 2800
Максимальная скорость, км/ч 480
Время набора высоты, мин:  
2000 м  
4000 м 7,6
8000 м 17,7
Дальность полета, км 640
Практический потолок, м 10000

МВ.152С1

  МВ.152С1
Двигатель:  
тип Гном-Рон GR 14N-25
мощность, л.с. 1100
Размах крыла, м 10,54
Длина самолета, м 9,1
Высота самолета, м 3,90
Площадь крыла, кв. м 17,32
Масса, кг:  
пустого самолета 2103
взлетная 2693
максимальная взлетная 2800
Максимальная скорость, км/ч 482
Время набора высоты, мин:  
2000 м 3,4
4000 м 6,1
8000 м 14,3
Дальность полета, км 580
Практический потолок, м 10000

МВ.152С1*

  МВ.152С1
Двигатель:  
тип Гном-Рон GR 14N-49
мощность, л.с. 1180
Размах крыла, м 10,54
Длина самолета, м 9,1
Высота самолета, м 3,90
Площадь крыла, кв. м 17,32
Масса, кг:  
пустого самолета 2158
взлетная 2746
максимальная взлетная 2800
Максимальная скорость, км/ч 509
Время набора высоты, мин:  
2000 м  
4000 м 6,2
8000 м 16,0
Дальность полета, км 540
Практический потолок, м 10000

МВ.155С1

  МВ.155С1
Двигатель:  
тип Гном-Рон GR 14N-49
мощность, л.с. 1180
Размах крыла, м 10,54
Длина самолета, м 9,05
Высота самолета, м 3,90
Площадь крыла, кв. м 17,32
Масса, кг:  
пустого самолета 2140
взлетная  
максимальная взлетная 2900
Максимальная скорость, км/ч 520
Время набора высоты, мин:  
2000 м  
4000 м 6,9
8000 м  
Дальность полета, км 750
Практический потолок, м 10000
Серийно не производились

Несколько вариантов истребителя разрабатывались под альтернативные силовые установки и серийно не производились:

  • МВ.153С1 c 14-ти цилиндровым двигателем "Пратт энд Уитни" R-1830-S1C3G мощностью 1200 л.с. Машину начали испытывать 8 апреля 1939 года. В ходе испытаний не было выявлено принципиальных отличий летных характеристик от MB.152 с французским мотором.
  • МВ.154С1 с 9-ти цилиндровым двигателем "Райт" R-1820-G205A мощностью 1200 л.с., снабженным двухскоростным нагнетателем. Прототип переоборудовался из серийного MB. 152, но не был достроен из-за задержек с поставкой мотора.
  • МВ.156С1 - адаптация планера МВ.152С1 под новый 14-ти цилиндровый мотор GR 14R расчетной мощностью 1700 л.с. Не строился.
  • МВ.157С1 - глубокая модернизация под мотор GR 14R. Фюзеляж от МВ.155С1; новое крыло и хвостовое оперение. Вооружение как на MB. 152. Прототип построили к концу мая 1940 года, но испытания проведены не были.
  • MB.157.01 с мотором GR 14R-4 (1580 л.с.) эвакуировали в глубь страны. Испытания стартовали в марте 1942 года. В январе 1943 года машину MB. 157.01 испытывали специалисты люфтваффе, но серийно самолет не производился.

Истребитель МВ.153

MB.157


Спойлер: Подробные ЛТХ на французском языке

Французские самолеты

150M

Modèles MB150M
Prototype 4/5/1937
Pilote Curvale
Production (1) 1
Envergure 10, 13 m
Longueur 8,9 m
Hauteur 3, 400 m
Surface Alaire 15, 28 m2
Poids à vide 1700 kg
Poids en charge 2300 kg
Capacité de charge 500 kg
Poids maximum  
Vitesse maximum 434 Km/h à 2600 m
Vitesse ascensionnelle  
Plafond  
Rayon d'action maximum à 5500 m  
Motorisation Gnôme -Rhône 14N07
Cylindres 14 radial
Refroidiss. Air
Puissance décollage 810 CV
Puissance à 890 CV à 2600 m
Tours/minute 2540
Hélice Nom Gnome -RhôneTripa le acier
Diam. 2,9 m
Carburateur  
Rés.fuselageType AVIAL soudé 425 1
Réservoir huile type AV IAL soudé 47 1
Armement Mitrailleuses  
Canons 2 X Hispano HS 404 de 20 mm

151

Modèles MB 151
Prototype 18/8/1938
Pilote Blanc
Production (1) 140
Envergure 10,542 m
Longueur 9, 104 m
Hauteur 3, 960 m
Surface Alaire 17, 32 m2
Poids à vide 2073 kg
Poids en charge 2522 kg
Capacité de charge 450 kg
Poids maximum 2 800 kg
Vitesse maximum 470 Km/h à 4550 m
Vitesse ascensionnelle 4000 men 7'
Plafond 10.080m
Rayon d'action maximum à 5500 m 640 km
Motorisation Gnôme -Rhône 14N35
Cylindres 14 radial
Refroidiss. Air
Puissance décollage 895 CV
Puissance à 920 CV à 3000 m
Tours/minute 2360
Hélice Nom Gnome -Rhône tripale à pas variable
Diam. 3, 05 m
Carburateur Stromberg 125 G
Rés.fuselageType AVIAL soudé 425 1
Réservoir huile type AV IAL soudé 47 1
Armement Mitrailleuses 4 X MAC 34 7,5 mm
Canons  

152A

Modèles MB152A
Prototype 15/12/1938
Pilote Blanc
Production (1) 200
Envergure 10,542 m
Longueur 9, 104 m
Hauteur 3, 960 m
Surface Alaire 17,32 m2
Poids à vide 2103 kg
Poids en charge 2693 kg
Capacité de charge 590 kg
Poids maximum 2800 kg
Vitesse maximum 482 Km/h à 5500 m
Vitesse ascensionnelle 4000 m en 6'08
Plafond 10.300m
Rayon d'action maximum à 5500 m 580 km
Motorisation Gnôme -Rhône 14N25
Cylindres 14 radial
Refroidiss. Air
Puissance décollage 1100CV
Puissance à 1000 CV à 3600 m
Tours/minute 2250
Hélice Nom Gnome -Rhône 2590 à pas fixe
Diam. 3, 07 m
Carburateur Zenith 125 RGSL.8
Rés.fuselageType AVIAL soudé 425 1
Réservoir huile type AV IAL soudé 47 1
Armement Mitrailleuses 2 X MAC 34 7,5 mm
Canons 2 X Hispano HS 404 de 20 mm

152B

Modèles MB152B
Prototype -
Pilote  
Production (1) 288
Envergure 10,542 m
Longueur 9, 104 m
Hauteur 3, 960 m
Surface Alaire 17, 32 m2
Poids à vide 2158 kg
Poids en charge 2748 kg
Capacité de charge 590 kg
Poids maximum 2800 kg
Vitesse maximum 510 Km/h à 4500 m
Vitesse ascensionnelle 4000 m en 6'12
Plafond 11.050m
Rayon d'action maximum à 5500 m 540 km
Motorisation Gnôme -Rhône 14N49
Cylindres 14 radial
Refroidiss. Air
Puissance décollage 1100CV
Puissance à 1000 CV à 3600 m
Tours/minute 2250
Hélice Nom Chauvière 371 à pas variable
Diam. 3, 06 m
Carburateur ZenithRGSL.8
Rés.fuselageType AVIAL soudé 425 1
Réservoir huile type AV IAL soudé 47 1
Armement Mitrailleuses 2 X MAC 34 7,5 mm
Canons 2 X Hispano HS 404 de 20 mm

153

Modèles MB153
Prototype 8/4/1939
Pilote  
Production (1) 1
Envergure 10,542 m
Longueur 9, 104 m
Hauteur 3, 960 m
Surface Alaire 17, 32 m2
Poids à vide  
Poids en charge  
Capacité de charge  
Poids maximum 2000 kg
Vitesse maximum 545 Km h à 6000 m
Vitesse ascensionnelle  
Plafond 11.050m
Rayon d'action maximum à 5500 m  
Motorisation Pratt & Whitney RI 830 SC3-G
Cylindres 14 radial
Refroidiss. Air
Puissance décollage 1050 CV
Puissance à 900 CV à 3350 m
Tours/minute 2550
Hélice Nom Hamilton à pas variable
Diam. 3, 05 m
Carburateur Bendix
Rés.fuselageType AVIAL soudé 425 1
Réservoir huile type AV IAL soudé 47 1
Armement Mitrailleuses 2 X MAC 34 7,5 mm
Canons 2 X Hispano HS 404 de 20 mm

155

Modèles MB155
Prototype 3/12/1939
Pilote Bellecroix
Production (1) +ou- 30
Envergure 10,542 m
Longueur 9, 104 m
Hauteur 3, 960 m
Surface Alaire 17, 32 m2
Poids à vide 2140 kg
Poids en charge 2850 kg
Capacité de charge 710 kg
Poids maximum 2900 kg
Vitesse maximum 520 Km/h à 4500 m
Vitesse ascensionnelle 4000 m en 7'01
Plafond 11.740m
Rayon d'action maximum à 5500 m 1050 km
Motorisation Gnôme -Rhône 14N49
Cylindres 14 radial
Refroidiss. Air
Puissance décollage 1100CV
Puissance à 1100 CV à 4000m
Tours/minute 2250
Hélice Nom Chauvière 371 à pas variable
Diam. 3, 06 m
Carburateur  
Rés.fuselageType AVIAL soudé 720 1
Réservoir huile type AV IAL soudé 47 1
Armement Mitrailleuses 2 X MAC 34 7,5 mm
Canons 2 X Hispano HS 404 de 20 mm

157

Modèles MB157
Prototype Mars 1942
Pilote Heu
Production (1) 1
Envergure 10,680 m
Longueur 9, 842 m
Hauteur 3, 850 m
Surface Alaire 19, 32 m2
Poids à vide 2520 kg
Poids en charge 3174 kg
Capacité de charge 654 kg
Poids maximum  
Vitesse maximum 710 Km/h à 7650 m
Vitesse ascensionnelle 7900 m en 11'
Plafond  
Rayon d'action maximum à 5500 m 1100 km
Motorisation Gnôme -Rhône 14R-4
Cylindres 14 radial
Refroidiss. Air
Puissance décollage 1590 CV
Puissance à 1715 CV à 7880 m
Tours/minute 2600
Hélice Nom Gnôme & Rhône à pas variable
Diam. 3, 06 m
Carburateur Bronzavia
Rés.fuselageType AVIAL soudé  
Réservoir huile type AV IAL soudé  
Armement Mitrailleuses  
Canons 2 X Hispano HS 404 de 20 mm

700

Modèles MB700
Prototype 19/4/1940
Pilote Rastel
Production (1) 1
Envergure 5, 98 m
Longueur 4, 93 m
Hauteur 1,67 m
Surface Alaire 12, 40 m2
Poids à vide 1850 kg
Poids en charge  
Capacité de charge  
Poids maximum  
Vitesse maximum 380 Kmh à 4000 m (2)
Vitesse ascensionnelle  
Plafond  
Rayon d'action maximum à 5500 m 2h00
Motorisation Gnôme -Rhône 14 M6
Cylindres 14 radial
Refroidiss. Air
Puissance décollage 700 CV
Puissance à  
Tours/minute  
Hélice Nom Gnôme -Rhône tripale acier
Diam. 2,9 m
Carburateur  
Rés.fuselageType AVIAL soudé  
Réservoir huile type AV IAL soudé  
Armement Mitrailleuses 2 X MAC 34 7,5 mm
Canons 2 X Hispano HS 404 de 20 mm


Спойлер: Подробные ЛТХ на французском языке

Истребитель Франции

На вооружении ВВС Франции и других стран

В самом начале Второй мировой войны у французских ВВС не было боевых частей, на вооружении которых находились истребители MB.151/152. В конце сентября 1939 года группа GC 1/1 завершила перевооружение на МВ.152С1, а МВ.151С1 получили несколько эскадрилий ПВО. В "Странной войне" истребители Bloch участвовали достаточно ограниченно. К 10 мая 1940 года ВВС Франции получили более 500 самолетов МВ.151/152, на которых летали семь истребительных групп (четыре были сосредоточены в районе Парижа); MB.151 в том числе осваивали флотские эскадрильи АС2 и АС3.

Самолеты Блох
Самолет MB. 152 Французский MB. 152 MB. 152
Французский MB. 152 Французский самолет Французский самолет
"Кликните" на изображение, чтобы увеличить

В мае-июне 1940 года эти французские истребители прикрывали контратаки и отходы французских войск, обеспечивали противовоздушную оборону Парижа и объектов в долине Сены. Пилоты Bloch записали на свой счет 206 подтвержденных и 47 вероятных побед. Однако, за шесть недель было потеряно или оставлено на аэродромах около 270 самолетов МВ.151/152.

В составе ВВС Виши было сохранено 6 групп МВ.151/152, в которых также использовалось небольшое количество MB. 155. Большую часть МВ.155С1 сосредоточили в группе GC I/8. Все части, вооруженные самолетами данного типа, располагались на территории Франции. Во время кампании 1940 года было захвачено небольшое количество MB.151 и MB.152, которые в боевых частях не применялись. Когда Германия заняла в ноябре 1942 года неоккупированную часть Франции, то немецкими трофеями стали 173 самолета MB.151/152/155, которые передали в учебную истребительную эскадру и истребительную инструкторскую группу. Большая часть истребителей была выведена из эксплуатации к середине 1944 года.

Истребитель Франции

Кроме того, самолеты Bloch имела Греция, которая до поражения Франции получила 9 истребителей, из заказанных 25; когда 28 октября 1940 года Италия объявила войну Греции, в строю находилось 6 машин, сведений о боевом применении которых крайне мало.

Источники:

  • Patrick MARCHAND, Junko TAKAMOKI "Les Ailes de Gloire №3. Bloch MB.151";
  • Bartlomiej Belcarz "Polish Wings. Caudron CR.714, Morane Saulnier MS 406 C1, Bloch MB 151/152 C1";
  • А.Харук "Французские истребители Второй мировой войны";
  • Aircraft Profile 201 "M.Bloch 151&152".