Французские истребители Dewoitine D.500 (D.500/501/510)
Самолет, с 1929 года разрабатываемый в конструкторском бюро фирмы Dewoitine под началом Эмиля Девуатина, являлся монопланом цельнометаллической конструкции с низкорасположенным крылом и неубирающимся шасси, и вначале имел обозначение D.50bis. Летом 1932 года впервые совершил полет прототип D.500.01. В конкурсе на истребитель для ВВС Франции, где участвовали десять компаний, победил именно D.500, показав отличные характеристики маневренности, скорости и управляемости. Однако, самолет имел и недостатки: например, высокую посадочную скорость.
Прототип D.500-01, май 1932 года
D.500.01 был оснащен 12-цилиндровым двигателем жидкостного охлаждения "Испано-Сюиза" HS 12Xbrs мощностью 690 л.с. Вооружение вначале состояло из двух синхронных пулеметов "Виккерс", затем было заменено на два 7,5-мм пулемета "Дарн" в крыле. Заказ на первую партию из 60 самолетов поступил летом 1933 года. Далее серийное производство самолетов шло до лета 1938 года. В общей сложности был построен 381 самолет данного типа, учитывая прототипы, на заводах SNCAM "Девуатин" в Тулузе, "Лиор-эт-Оливье" в Клиши и "Ателье шантье де ля Луар" в Сен-Назере.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Нажмите на фото для увеличения |
Французский истребитель Dewoitine D.500 являлся свободнонесущим низкопланом с хорошими аэродинамическими обводами‚ имевшим цельнометаллическую (включая обшивку) конструкцию. Строение крыла‚ фюзеляжа и подкосного хвостового оперения было традиционным. Неубирающееся шасси с хвостовым колесом напоминало шасси самолетов серии D.37. Существовало много модификаций этого самолета, которые в основном отличались двигателями и составом вооружения. В начале Второй мировой войны наиболее активно применялся истребитель D.510.
Из основных модификаций можно назвать:
- D.500C1 - с двигателем HS 12Xbrs мощностью 690 л.с. Вооружение состояло из четырех пулеметов: два синхронных "Виккерс" и два крыльевых "Дарн". Надо отметить, что фюзеляжные пулеметы часто снимались, а со 112-го самолета вместо пулеметов Darne ставились 7,5-мм MAC 1934. Серийное производство началось в ноябре 1934 года. С учетом экспортных машин, построен 101 самолет.
- D.500V - самолет для Венесуэлы. В июле 1935 года было заказано 3 единицы.
- D.501C1 - с двигателем HS 12Xcrs (той же мощности - 690 л.с.), являлся первым серийный истребителем с пушечным вооружением. Вместе с экспортными построено 157 машин. Вооружение этого самолета включало: 1х20-мм мотор-пушка HS S7 или HS S9 с боекомплектом 60 снарядов и 2х7,5-мм крыльевых пулемета "Дарн".
- D.501L - модификация для Литвы. Построено 14 самолетов в 1936-1937 гг.
- D.510C1 - с двигателем HS 12Ycrs мощностью 860 л.с. с трехлопастным винтом. Использован радиатор большего размера, увеличен запас горючего. Вооружение, как у модификации D.501C1, пулеметы - "Дарн" или MAC 1934. Этот самолет стал первым истребителем Франции, который превысил скорость 400 км/ч. В мае 1936 года была заказана первая партия из 25 самолетов. Всего для французских ВВС было поставлено 88 самолетов данного типа в период с июля 1936 года по сентябрь 1937 года, а всего было произведено 120 машин (включая прототипы и экспортные).
- D.510C - модификация самолета для китайских Военно-воздушных сил. Выпущено 24 самолета. Китайские D.510C, поступившие на вооружение 41-й и 42-й эскадрилий, в 1938-1939 гг. воевали с японцами.
Основные характеристики самолетов:
Самолет D.501C1
D.501C1 | |
Двигатель: | |
тип | Испано-Сюиза HS 12Xcrs |
мощность, л.с. | 690 |
Размах крыла, м | 12,09 |
Длина самолета, м | 7,74 |
Высота самолета, м | 2,75 |
Площадь крыла, кв. м | 16,50 |
Масса, кг: | |
пустого самолета | 1256 |
взлетная | 1700 |
Максимальная скорость, км/ч: | |
у земли | 318 |
на высоте | 371 |
Время набора высоты, мин.-сек.: | |
5000 м | 6-36 |
6000 м | |
Потолок, м | 8400 |
Дальность полета, км | 855 |
Самолет D.510C1
D.510C1 | |
Двигатель: | |
тип | Испано-Сюиза HS 12Ycrs |
мощность, л.с. | 860 |
Размах крыла, м | 12,09 |
Длина самолета, м | 7,94 |
Высота самолета, м | 2,75 |
Площадь крыла, кв. м | 16,50 |
Масса, кг: | |
пустого самолета | 1430 |
взлетная | 1950 |
Максимальная скорость, км/ч: | |
у земли | 330 |
на высоте | 402 |
Время набора высоты, мин.-сек.: | |
5000 м | |
6000 м | 7-25 |
Потолок, м | 10500 |
Дальность полета, км | 740 |
Спойлер: Серийно не производилисьСпойлер: Серийно не производились
Самолеты семейства Dewoitine D.500/501/510 были этапными для военной авиации Франции, и в некотором отношении не могли не повлиять на мировые тенденции развития истребителей. В том числе, это касалось вооружения пушкой, стреляющей через вал винта. Но к началу Второй мировой войны они уже устарели.
Спойлер: Подробные характеристики на французском языкеСпойлер: Подробные характеристики на французском языкеЕсли в 30-е годы самолеты Dewoitine D.500 (501/510) являлись основными истребителями французских ВВС, то к началу Второй мировой войны они уже устарели. Часть самолетов этого семейства была переведена за пределы метрополии, а часть передали в учебные части и резерв. С марта-апреля 1939 года самолеты семейства D.500 начали уступать место новым истребителям MS.406 и Кэртис Н.75, но к сентябрю их еще оставалось относительно много. На первый день войны на самолетах Девуатин D.510 летали группы GC I/1, II/1 и I/8, которые затем перешли на более современные машины.
На Dewoitine сформировали пять эскадрилий и одно отдельное звено ПВО. Две из них дислоцировались в Северной Африке. В мае 1940 года их свели в группу GC III/4. Кроме этого, D.510 до конца 1941 года эксплуатировала группа GC I/6 в Сенегале. Часть D.510 передали морской авиации, где ими вооружили эскадрильи АС3 и АС4. Первая из них пошла в бой уже на MB. 151, вторая участия в боевых действиях не принимала.
Республиканские ВВС Испании во время гражданской войны использовали два D.510 и семь D.500. Некоторые страны приобрели D.510 с целью проведения испытаний, в том числе и для ознакомления с мотор-пушкой: СССР (один D.510R), Великобритания (один D.510A), Япония (два D.510J, испытывавшихся морской авиацией под обозначением AXD). Два D.510TH были заказаны Турцией, но в итоге попали в Испанию.
Источники:
- Patrick MARCHAND Junko TAKAMORI "Dewoitine D.500 - 510";
- Dewoitine D.500 "Description technique";
- А.Харук "Французские истребители Второй мировой войны".
< Назад | Вперед > |
---|