Это - Мобильная версия сайта про самолеты военной авиации. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-samolet.ru для компьютеров и ноутбуков.


 
Бомбардировщик Ту-2
Содержание
Бомбардировщик Ту-2
Техническое описание
Ту-2 Стандартный
Дальние бомбардировщики

Бомбардировщик Ту-2Советский Союз в начале 1940-х оказался в тяжелейшем положении, поскольку его самая индустриальная часть была оккупирована германскими войсками, а со значительной части не занятой врагом территории пришлось эвакуировать предприятия на восток страны. Все это наложило большой отпечаток на качестве выпускавшейся военной продукции.  Первым и наиболее близким образцом является немецкий  бомбардировщик Ju 88 компании "Юнкерс", вторым - американский В-25 "Митчелл" компании "Норт-Америкен". В 1942 году, когда на государственные испытания поступил Ту-2 № 100308 Омского авиазавода, в люфтваффе состоял на вооружении Ju 88, а по ленд-лизу в СССР поставлялись В-25С с двигателями "Циклон" R-2600-13 фирмы "Райт".

Сравнение их основных данных показывает, высотно-скоростные характеристики, как первого серийного бомбардировщика Ту-2, так и Ту-2С были заметно выше, чем у зарубежных аналогов. Выше были и потолок, и скороподъемность наших машин. Что касается взлетно-посадочных характеристик, то у Ту-2 и Ту-2С они были заметно лучше, чем у иностранных машин. Оба варианта Ту-2 уступали лишь в максимальной дальности полета Ju 88 и B-25-DP. Этим преимуществам отечественная машина была обязана более высокой удельной нагрузке на крыло и соответственно механизации крыла, а также более низкой удельной нагрузке на двигатели.

Бомбардировщик Ту-2

На стороне бомбардировщика Ту-2 были преимущества и в вооружении, как бомбардировочном, так и оборонительном, особенно у Ту-2С. В то же время, условия для ведения детальной ориентировки у штурмана Ту-2 были хуже не только по сравнению с зарубежными аналогами, но и отечественным пикирующим бомбардировщиком Пе-2. Этот недостаток так и не устранили. В целом условия работы членов экипажей, как в немецких, так и американских самолетах, были заметно лучше. Но не всегда. Например, на Ту-2 летчик и штурман располагались рядом. Штурману, чтобы попасть на свое рабочее место, не надо было лезть по-пластунски по самолету, как это было на В-25. Да и покидать машину было проще.

Однако, в условиях военного времени на всем приходилось экономить. Качество пилотажно-навигационного и радиотехнического оборудования и их точность оставляли желать лучшего, но зато простота обслуживания и ремонтопригодность позволяли уверенно эксплуатировать двигатели, вооружение, оборудование и самолет в целом специалистам с довольно низким образовательным уровнем. Все это в совокупности позволило советским ВВС наиболее полно реализовать потенциальные возможности самолета Ту-2. На сегодняшний день сохранились лишь несколько самолетов послевоенной постройки: в музеях Китая, Польши и России. Последний самолет Ту-2С сохранился совершенно случайно в одном из учебных подразделений Министерства обороны на подмосковном аэродроме "Медвежьи озера".

Бомбардировщик Ту-2

Сравнительные данные отечественных и зарубежных бомбардировщиков.

Ту-2

 
Tу-2
№100308
Двигатель
М-82
Взлетная мощность, л.с.
2x1700
Площадь крыла, м2
48,52
Вес взлетный, кг
 
нормальный
10538
максимальный
11768
Вес топлива, кг
2200
Вес пустого, кг
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2
218/243
Удельная нагрузка на двигатели, кг/л.с.
3,1/3,46
Скорость макс., км/ч
 
у земли
444
на высоте, м
514/6160
Время набора высоты 5000 м, мин
10,2
Практический потолок, м
9000
Дальность максимальная, км
20204
Разбег/пробег, м
450/545
Скорость посадочная, км/ч
152
Экипаж, чел.
4
Бомбовая нагрузка макс., кг
3000
Пулеметно-пушечное вооружение:
 
количество на калибр, мм
2x20
1x12,7
2x7,62

Ju 88 A-6

 
Ju 88 А-66
1942 г.
Двигатель
Jumo-211G
Взлетная мощность, л.с.
2x2200
Площадь крыла, м2
54
Вес взлетный, кг
 
нормальный
11000
максимальный
Вес топлива, кг
Вес пустого, кг
7980
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2
Удельная нагрузка на двигатели, кг/л.с.
Скорость макс., км/ч
 
у земли
на высоте, м
452/49007
Время набора высоты 5000 м, мин
Практический потолок, м
6400
Дальность максимальная, км
>2100
Разбег/пробег, м
Скорость посадочная, км/ч
Экипаж, чел.
4
Бомбовая нагрузка макс., кг
2250
Пулеметно-пушечное вооружение:
 
количество на калибр, мм
1x15/20
5x7,92
1x13

B-25C

 
В-25С1
Двигатель
R-2600-13
Взлетная мощность, л.с.
2x1700
Площадь крыла, м2
57
Вес взлетный, кг
 
нормальный
12900
максимальный
13500
Вес топлива, кг
2390 л
Вес пустого, кг
8965
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2
226,3/237
Удельная нагрузка на двигатели, кг/л.с.
3,8/3,97
Скорость макс., км/ч
 
у земли
4302
на высоте, м
490/50003
Время набора высоты 5000 м, мин
12,45
Практический потолок, м
7500
Дальность максимальная, км
18755
Разбег/пробег, м
684/824
Скорость посадочная, км/ч
163,5
Экипаж, чел.
Бомбовая нагрузка макс., кг
2000
Пулеметно-пушечное вооружение:
 
количество на калибр, мм
4x12,7
1x7,62

Ту-2С

 
Ту-2С
№16/7
Двигатель
АШ-82ФН
Взлетная мощность, л.с.
2x1850
Площадь крыла, м2
48,8
Вес взлетный, кг
 
нормальный
10700
максимальный
11720
Вес топлива, кг
1960
Вес пустого, кг
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2
Удельная нагрузка на двигатели, кг/л.с.
Скорость макс., км/ч
 
у земли
516
на высоте, м
559/5775
Время набора высоты 5000 м, мин
9,3
Практический потолок, м
9650
Дальность максимальная, км
2065
Разбег/пробег, м
810/590
Скорость посадочная, км/ч
148
Экипаж, чел.
4
Бомбовая нагрузка макс., кг
3000
Пулеметно-пушечное вооружение:
 
количество на калибр, мм
2x20
3x12,7

JU88S

 
JU88S
1944 г.
Двигатель
BMW-801A
Взлетная мощность, л.с.
2x1730
Площадь крыла, м2
Вес взлетный, кг
 
нормальный
максимальный
13800
Вес топлива, кг
Вес пустого, кг
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2
Удельная нагрузка на двигатели, кг/л.с.
Скорость макс., км/ч
 
у земли
на высоте, м
525
Время набора высоты 5000 м, мин
20
Практический потолок, м
10370
Дальность максимальная, км
Разбег/пробег, м
450/700
Скорость посадочная, км/ч
Экипаж, чел.
4
Бомбовая нагрузка макс., кг
2000
Пулеметно-пушечное вооружение:
 
количество на калибр, мм
2x13

B-25-DP

 
B-25-DP
1944 г.
Двигатель
R-2600-29
Взлетная мощность, л.с.
Площадь крыла, м2
Вес взлетный, кг
 
нормальный
14650
максимальный
15650
Вес топлива, кг
Вес пустого, кг
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2
257
Удельная нагрузка на двигатели, кг/л.с.
4,3
Скорость макс., км/ч
 
у земли
403
на высоте, м
445/4600
Время набора высоты 5000 м, мин
21,8
Практический потолок, м
6000
Дальность максимальная, км
3150
Разбег/пробег, м
945/—
Скорость посадочная, км/ч
185
Экипаж, чел.
Бомбовая нагрузка макс., кг
2300
Пулеметно-пушечное вооружение:
 
количество на калибр, мм

1. По результатам испытаний в НИИ ВВС.
2. С убранной башней. С выпушенной башней — 419 км/ч.
3. С убранной башней. С выпушенной башней — 478 км/ч.
4. На скорости 320 км/ч и высоте 4000 м. В варианте разведчика — 3800 км.
5. На скорости 0,6 от максимального значения.
6. Поданным НИИ ВВС.
7. При весе 9000 кг и без наружных бомбодержателей.

 

История создания

Более подробную историю создания самолета Ту-2 читайте в разделе "Прототипы" нашего сайта.

Незадолго до начала Второй мировой войны в Советском Союзе резко изменились взгляды руководства ВВС в отношении силовых установок. Желание перешагнуть 600-километровый рубеж скорости привело фактически к отказу от использования двигателей воздушного охлаждения на новых типах самолетов. Все боевые самолеты за исключением истребителя И-180 Н.Н. Поликарпова создавались под двигатели жидкостного охлаждения В.Я. Климова и А.А. Микулина. Не стал исключением и самолет "103" А.Н. Туполева. Но жизнь показала обратное, самые лучшие образцы авиационной техники 1940-х годов были с моторами воздушного охлаждения. Появление двигателя М-82 прошло как-то незамеченным в авиапроме, но установка его на бомбардировщик "103" решила судьбу машины, превратив ее в одну из лучших периода Великой Отечественной войны.

Бомбардировщик Ту-2

Несмотря на высокие летные данные, достигнутые на рубеже 1941 - 1942 года, бомбардировщик Ту-2 с трудом прокладывал дорогу на фронт, и главной причиной тому стала топливная аппаратура двигателей М-82. Начавшееся серийное производство машины продолжалось около года. Успех от применения Ту-2 на фронте в 1943-м был столь велик, что в том же году его снова запустили в серийное производство, но уже на другом предприятии и с усовершенствованными двигателями. Хотя летчики и отмечали прекрасные пилотажные характеристики самолета, с эксплуатацией Ту-2 в строевых частях возникало немало проблем, но главными все же были трудности с нехваткой запасных частей и низкой надежностью комплектующих изделий, изготавливавшихся специализированными предприятиями отрасли. Конечно, всем хотелось бы, чтобы экипаж в бою как можно меньше внимания уделял температурному режиму работы двигателей или постоянной подстройкой нужной волны радиостанции, а сосредотачивал все внимание на решении главной боевой задачи, поставленной командованием. Но это не всегда удавалось.

Бомбардировщик Ту-2

И все же Ту-2 можно считать одним из лучших боевых самолетов Второй мировой войны. Такую характеристику он заслужил не только в боях, но и на земле, когда благодаря простоте конструкции и применению недефицитных материалов механики быстро восстанавливали поврежденные машины и готовили их к повторным вылетам.Бомбардировщик Ту-2 оказался не только отменным бомбардировщиком, способным поражать точечные цели с пикирования, но и великолепным разведчиком. Он с успехом использовался в морской авиации в качестве торпедоносца, а в различных научно-исследовательских институтах и проектных организация как летающая лаборатория. Помимо Советского союза после войны немало Ту-2 эксплуатировалось и в ВВС других стран, а лидером применения машины за рубежом бесспорно был Китай, где последние его экземпляры можно было увидеть в полете в конце 1970-х годов.