Британский транспортный планер General Aircraft G.A.L.49 Hamilcar
В ходе Второй мировой войны десантные планеры использовались достаточно широко, конструкций и систем было несколько десятков. Несомненно, планер имеет основное преимущество - это бесшумность при хорошей вместительности и конструкция практически без металлических деталей. Британия, как и США, также использовала десантные планеры, например, достаточно распространенным и компактным был Airspeed AS.51 Horsa (построено 3799 единиц). Также известным планером был тяжелый General Aircraft Hamilcar, созданный на волне успеха General Aircraft G.A.L.48 "Hotspur".
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Фотографии "кликабельны" |
General Aircraft Hamilcar мог транспортировать легкий танк. По конструкции он принципиально не отличался от других планеров, имел максимально легкий вес, создан в основном из дерева, однако по своим размерам был ближе к германскому "Гиганту". Всего было создано 344 единицы (по другим данным - 412) до 1946 года.
В соответствии со спецификацией Министерства авиации Х.27/40 на создание большого десантного планера, способного транспортировать тяжелую технику для поддержки десантников, General Aircraft спроектировала и построила два прототипа GAL.49. До представления летательного аппарата, конструкторы испытали копию, имевшую вес в восемь раз меньший, нежели полная взлетная масса планера. Первый прототип был испытан 27.03.1942 года, а после испытаний (через три недели после первого полета) началось производство планеров, получивших наименование Hamilcar Mk I и являвшихся летательными аппаратами цельнодеревянной конструкции.
General Aircraft Hamilcar был самым тяжелым планером Королевских ВВС, он первый смог взять на борт танк "Тетрарх" (Tetrarch) весом 7 тонн или два бронетранспортера Universal Carrier. Для ускорения погрузки и выгрузки тяжелого оборудования, авто- и другой техники General Aircraft Hamilcar был оборудован откидывающимся носом. Максимальная полезная нагрузка Гамилькар Мк I (иное произношение - Хэмилькар) равнялась приблизительно половине полного полетного веса планера: вес пустого составлял 8300 кг, полезная нагрузка 8000 кг, соответственно общий вес составлял 16000 кг.
Hamilcar строился в основном из дерева (береза и ель) с полотняной обшивкой. Это был свободнонесущий высокоплан с однощелевыми закрылками, пневматическим приводом и щелевыми элеронами. Шасси трехопорное с хвостовым колесом имело V-образные главные стойки с длинными штоками масляно-пневматических амортизаторов. Экипаж, находившийся в кабине над фюзеляжем, состоял из двух человек.
General Aircraft Hamilcar использовался в ряде британских воздушно-десантных операций, в том числе "Тонга" (5-7 июля 1944 года) и Голландской (17-25 сентября 1944 года). При первом применении планеров в боевых условиях (в Нормандии) военные 6-й Воздушно-десантной дивизии по достоинству оценили возможности этого летального аппарата. В первой операции участвовали семьдесят планеров Hamilcar, их буксировали самолеты Handley Page Halifax.
Экипаж, чел. | 2 |
Размах крыла, м | 33,53 |
Длина, м | 20,73 |
Высота, м | 6,17 |
Площадь крыла, м2 | 153,98 |
Профиль крыла | RAF 0,34 модиф. |
Масса, кг | |
пустого 8346 | 8346 |
максимальная взлетная | 16329 |
полезная нагрузка, т | до 7 |
Максимальная скорость, км/ч | 240 |
Скорость сваливания, км/ч | 105 |
Для того, чтобы возвращать военных после боевых операций, был разработан моторный вариант планера Hamilcar Mk X (GAL.58), способный осуществлять взлет и посадку на плохо оборудованных аэродромах. Мотопланер создан в 1944 году согласно спецификации Министерства авиации Х.4/44. В целом это был тот же, вышеупомянутый многократно выше, Hamilcar Mk I, оборудованный двумя звездообразными поршневыми двигателями Bristol "Mercury-31" (965 л. с.) в мотогондолах, с системой управления, приборами и топливом. Если общий вес машины не превышал 14742 кг, то ее можно было использовать, как самолет с максимальной скоростью 233 км/ч и дальностью полета 1135 км. В феврале 1945 года впервые был испытан прототип этого мотопланера. Предполагалось создать около ста Hamilcar Mk X из Mk I, однако, к окончанию Второй мировой войны было построено 22 машины, которые никогда не использовались.
Источники:
- Дениэл Дж.Марч "Английские военные самолеты Второй Мировой войны".
- Андрей Крумкач. Транспортно - десантный планер General Aircraft GAL.49 "Hamilcar".
- Leonard Bridgman. Jane's All The World's Aircraft 1945-1946.
- Flint, Keith. Airborne Armour: Tetrarch, Locust, Hamilcar and the 6th Airborne Armoured Reconnaissance Regiment 1938-1950.
< Назад | Вперед > |
---|