Это - Мобильная версия сайта про самолеты военной авиации. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-samolet.ru для компьютеров и ноутбуков.


 
И-16 впервые поднялся в небо 75 лет назад
  

75 лет назад с аэродрома новосибирского авиазавода взлетел самолет И-16

И-1675 лет назад - 4 ноября 1937 года поднялся в небо первый самолет И-16 конструкции Поликарпова, построенный на новосибирском авиационном заводе № 153, на котором в 1937 году выпустили 27 самолетов. В период с 1938 по 1940 годы было передано более шестисот самолетов И-16 на вооружение Красной Армии. Для своего времени И-16 был прогрессивным самолетом и во многом был первым: первый в мире серийный высокоскоростной низкоплан с убирающимся шасси; первый скоростной истребитель-моноплан новой генерации; первый в мире истребитель с пушечным вооружением; ему принадлежит первая в мире успешная ракетная атака над Халхин-Голом; на самолете И-16 впервые реализована синхронная стрельба из крупнокалиберных пулеметов.

Судьба самолета И-16 была короткой - не более десяти лет, но яркой. Первый полет на прототипе был выполнен Валерием Чкаловым - 30 декабря 1933 года. На Государственных испытаниях в феврале 1934 года двумя прототипами управляли летчики Владимир Коккинаки и Василий Степанчонок.

Летчиками-испытателями были:

  • Аркадий Никифорович Екатов,
  • Александр Иванович Филин,
  • Валерий Павлович Чкалов,
  • Иван Евграфович Федоров,
  • Владимир Константинович Коккинаки,
  • Василий Андреевич Степанчонок

По причинам трудностей в пилотировании специальным приказом позволили управлять самолетом И-16 только самым опытным летчикам.

Многие советские летчики-асы летали на этом самолете: Александр Покрышкин, Иван Кожедуб, Борис Сафонов и многие другие. Валерий Чкалов впервые в мире выполнил на И-16 восходящий штопор (1 и 2 марта И-16 проходил испытания на штопор). За свою короткую жизнь, самолет принял участие во многих воздушных боях: и в войне в Испании, и на Халхин-Голе и во время Великой Отечественной войны.

Самолеты второй мировой

И-16 Испанской республики атакует "Мессершмитт",
Художник: Михаил Петровский

Боевые действия

1936 год
- Гражданская война в Испании. Советские пилоты на машинах И-16 тип 5 и И-16 тип 10 показали хорошие результаты в боях с немецкими бипланами, и до появления самолета Мессершмитт Вf 109 оставались королями воздуха. Официальное название самолета в армии Франко - "Боинг", в Республиканских войсках - Mosca (муха). Неофициально летчики люфтваффе и франко называли И-16 - Rata (крыса). В небе Испании сражалось 422 И-16 (советской постройки).
1937 год
- Вторая японо-китайская война. Поставки И-16 гоминьдановскому Китаю, до 1941 года около 215 самолетов ("Яньтзу" - ласточка).
1938 год
- Хасанские бои. И-16 прикрывали группу ТБ-3РН во время бомбардировки высоты Заозерная.
1939 год
- Советско-японский конфликт на Халхин-Голе. Действовал совместно с И-153, согласно военной доктрине тех лет. По плану, И-16 должны были сковывать боем истребители противника, а на маневренные "Чайки" возлагалась задача уничтожения.
1939 год
- Польский поход РККА.
1940 год
- Советско-финская война.
1941 год
- Великая Отечественная война. К началу войны самолет составлял основу истребительного парка СССР.

Истребитель СССР

Самолет И-16 Б. Ф. Сафонова. Художник: Андрей Жирнов

Основные модификации

Всего было выпущено 10292 самолета И-16 всех типов (без выпуска за рубежом) 10292 единицы.

  • И-16 c М-22 (ЦКБ-12).
    Первый серийный И-16. Внешне отличался очень большим диаметром капота двигателя. Винт металлический без кока. Сдвижной фонарь (козырек) Вооружение два ШКАС вне диска винта с 900 патронов на каждый. За 1934-36 годы было выпущено несколько сотен экземпляров. Полетная масса серийных - 1345 кг.
  • И-16 тип 4 (ЦКБ-12 бис).
    Двигатель М-25. Была поставлена (впервые) 8 мм бронеспинка сиденья летчика. Скорость достигала 455 км/ч на 4000 метрах. Более сложные в пилотировании, чем И-16 с М-22. Увеличился разбег. От сдвижного фонаря, начиная с этой серии, отказались по требованию летчиков. Выпускалась весь 1935 год вплоть до весны 1936 года (около 400 машин). Не экспортировалась.
  • И-16 тип 5.
    Внешние отличие от типа 4 - капот двигателя примыкал почти вплотную к фюзеляжу, на винте кок и храповик для запуска. Вооружение то же, но предусмотрена подвеска до 200 кг бомб. С июля 1935 в серии. В период 1935-1937 был самым массовым в серии. Применялся в Испании.
  • И-16 тип 10.
    Двигатель М-25В в 750 л.с., вооружение 4 ШКАСа из которых 2 синхронных под двигателем с 650 патронами на ствол. Полетная масса возросла до 1700 кг. В этом типе применялись убираемые лыжи прижимавшиеся почти вплотную к центроплану. Самолет строился в больших количествах.
  • И-16 тип 17.
    Модификация типа 10 с двигателем М-25В крыльевые ШКАСы заменены на ШВАК (по 150 снарядов на ствол). Визуальное отличие - хвостовой костыль заменен на хвостовое колесо с цельной резиной. Самолет строился в больших количествах.
  • И-16 тип 18.
    Модификация типа 10 с двигателем М-62 с двухскоростным нагнетателем и с винтом ВИШ-6А (2 шага). Улучшилась продольная устойчивость на виражах и петлях самолет стал менее чувствителен к перетягиванию ручки на посадке. Вооружение 4 ШКАС с 3100 патронами. Идея возникла в действующих частях во время боевых действий на Халкин-Голе. Поступившие ремкомплекты для И-153 стали толчком для такой переделки. Самолет показал хорошие летные данные и после небольших модификаций был рекомендован в серию.
  • И-16 тип 24.
     Модификация типов 10 и 18 с двигателями М-62 и М-63. Конструкция была местами усилена. Между лонжеронами была введена под полотном 3-мм фанерная обшивка что значительно уменьшило наблюдавшееся кручение крыла. Было введено 2 подвесных бака на 200 л (кроме основного на 254 л). Вооружение - 2 пулемета ШКАС и 2 пушки ШВАК. Могли подвешивать до 6 РС-82. Бомбовая нагрузка - не более 500 кг. Масса достигала 2050 кг.
  • И-16 типы 28, 29, 30.
    Как тип 24, но двигатель М-63 безредукторный - максимальная скорость (без подвески) - до 489 км/ч на высоте 5000 м.

Производство самолетов И-16:

1934

Заводы
1934
№ 39 имени Менжинского (Москва)
50
№ 21 имени Орджоникидзе (Горький)
-
№ 153 (Новосибирск)
-
№ 458 (Ростов-на-Дону)
-
Итого
50

1935

Заводы
1935
№ 39 имени Менжинского (Москва)
4
№ 21 имени Орджоникидзе (Горький)
527
№ 153 (Новосибирск)
-
№ 458 (Ростов-на-Дону)
-
Итого
531

1936

Заводы
1936
№ 39 имени Менжинского (Москва)
4
№ 21 имени Орджоникидзе (Горький)
902
№ 153 (Новосибирск)
-
№ 458 (Ростов-на-Дону)
-
Итого
906

1937

Заводы
1937
№ 39 имени Менжинского (Москва)
-
№ 21 имени Орджоникидзе (Горький)
1881
№ 153 (Новосибирск)
6
№ 458 (Ростов-на-Дону)
-
Итого
1887

1938

Заводы
1938
№ 39 имени Менжинского (Москва)
-
№ 21 имени Орджоникидзе (Горький)
1070
№ 153 (Новосибирск)
105
№ 458 (Ростов-на-Дону)
-
Итого
1175

1939

Заводы
1939
№ 39 имени Менжинского (Москва)
-
№ 21 имени Орджоникидзе (Горький)
1571
№ 153 (Новосибирск)
264
№ 458 (Ростов-на-Дону)
-
Итого
1835

1940

Заводы
1940
№ 39 имени Менжинского (Москва)
-
№ 21 имени Орджоникидзе (Горький)
2207
№ 153 (Новосибирск)
503
№ 458 (Ростов-на-Дону)
-
Итого
2710

1941

Заводы
1941
№ 39 имени Менжинского (Москва)
-
№ 21 имени Орджоникидзе (Горький)
336
№ 153 (Новосибирск)
423
№ 458 (Ростов-на-Дону)
356
Итого
1115

1942

Заводы
1942
№ 39 имени Менжинского (Москва)
-
№ 21 имени Орджоникидзе (Горький)
-
№ 153 (Новосибирск)
-
№ 458 (Ростов-на-Дону)
83
Итого
83

Данные по заводу № 153 несколько отличаются: на сайте "Сухого" 1937 год - выпущено 27 самолетов, у Маслова М. А - 6.

На новосибирском авиазаводе выпускались передовые для своего времени истребители Як-7. В 1947 году здесь было запущено серийное производство реактивных истребителей МиГ-15, а с 1951 - МиГ-17. В 1954 году с заводского аэродрома взлетел первый сверхзвуковой истребитель МиГ-19. Важным этапом в истории предприятия стало начало сотрудничества с ОКБ Сухого. В производство были запущены истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15, Су-15УТ, ставшие основой авиационного вооружения войск ПВО СССР. В 1973 г. здесь началось серийное производство многоцелевого штурмовика Су-24.В состав холдинга "Сухой" НАПО им. В.П. Чкалова вошло в 2001 году. Объединение участвует в реализации всех его приоритетных программ. Здесь организована сборка отсеков фюзеляжа среднемагистрального пассажирского лайнера "Сухой Суперджет 100". Ведется серийное производство фронтового бомбардировщика Су-34.

Медаль

Сайт ОАО "Компания «Сухой»" - Сайт ОАО "Компания «Сухой»"