Военно-воздушные силы США потратят 7 миллионов долларов на оснащение химическими анализаторами систем генерации кислорода на многоцелевых истребителях пятого поколения F-22. Так эксперты планируют понять, что нарушает работу систем генерирования кислорода OBOGS (OnBoard Oxygen Generating System, OBOGS) и приводит к недостатку кислорода экипажу. Также планируется, по изучению анализа крови пилотов во время полета, разобраться в причинах неисправностей.
В данное время установлено, что к плохому самочувствию летчиков самолетов F-22 "Раптор" приводит, в том числе, повышенное содержание азота и других примесей в подаваемой воздушной смеси, сбои в подаче которой нестабильны и не поддаются прогнозированию. Ранее сообщалось, что на май 2011 года было известно о четырнадцати случаях сбоя подачи кислорода на истребителях 5-го поколения F-22, из-за которых в результате гипоксии ухудшалось состояние пилотов, а в нескольких случаях летчики теряли сознание. В минувшем году дважды приостанавливались полеты истребителей F-22 (с 03.05.2011 г. по 19.09.2011 г. и с 20.10.2011 г. по 27.10.2011 г.).
Лётные происшествия самолетов F-22 (на ноябрь 2010 года):
|
OnBoard Oxygen Generating System (OBOGS) введена в военной авиации США с 1990-х годов для обеспечения большей длительности полета. OBOGS представляет собой устройство, призванное обеспечивать летчика дыхательной смесью во время полета. Для работы системы используется забортный воздух, нагнетаемый двигателем в специальный приемник, где производится очистка воздуха от азота и других газов, а оставшаяся смесь, с преобладанием кислорода, подается в маску пилота.
OBOGS оснащена несколькими системами контроля:
- Одна из них отвечает за скорость подачи кислорода в маску в зависимости от испытываемых нагрузок, атмосферного давления в кабине и за бортом и скорости полета.
- Другая - электро-химическая, контролирует содержание кислорода в дыхательной смеси и при падении концентрации этого газа подает соответствующий сигнал.
![]() |
OBOGS помимо F-22 установлена на самолетах F-16, F-15E, A-10, F-35, F-18 и других самолетах США. При этом проблема подачи кислорода возникала только на F-22 ВВС США и на F-18. За период с 2002 по 2009 год Военно-морские силы Соединенных Штатов сообщили о 64 случаях сбоя в подаче воздушной смеси экипажам F-18. Два раза это законилось гибелью пилотов. Однако на F-18 причину неисправности обнаружили - в кислородную систему попадал угарный газ - и устранили. При этом около 77 % инцидентов произошли на одноместных "Хорнетах". На F-22 США подобная неисправность не отмечалась.
Ранее сообщалосьРанее сообщалось
![]() |
Ранее, в ходе расследования представители компания Honeywell сказали, что случаи удушья пилотов F-22 связаны не только с работой OBOGS, но и с другими системами жизнеобеспечения на истребителе. Например - плохо прилегающая к лицу дыхательная маска. Еще одной причиной была названа асинхронная работа противоперегрузочного костюма пилота и системы подачи дыхательной смеси. Верхняя часть костюма летчика также подсоединена к OBOGS и при изменении высоты полета и давления внутри кабины обеспечивает сдавливание грудной клетки, чтобы пилот мог нормально дышать при быстро меняющемся атмосферном давлении. Такое решение помогает предотвратить расширение грудной клетки при сильном снижении атмосферного давления, что может послужить причиной нарушения кровообращения. По одной версии, из-за сбоя в системе контроля "наддува" костюм мог слишком сильно сдавливать грудную клетку пилота, блокируя дыхание. По другой версии, приступы гипоксии могли начинаться из-за некорректной совместной работы OBOGS и системы подачи дыхательной смеси в маску пилота.
< Назад | Вперед > |
---|