Это - Мобильная версия сайта про самолеты военной авиации. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-samolet.ru для компьютеров и ноутбуков.


 
Бомбардировщики Caproni Ca.311, Ca.313, Ca.314

Легкие бомбардировщики и разведчики Капрони Ca.311/313/314

БомбардировщикЭти самолеты Второй мировой войны стали дальнейшим развитием семейства Caproni Ca.310/312 Libeccio, также разработанных под руководством Ч. Паллавичино (Cesare Pallavicino), но выпускавшихся в значительно больших количествах. Производство этих самолетов, применявшихся во Второй мировой и на стороне союзников, и на стороне Германии, прекращено в 1943 году. Самолеты Са.311, Са.313 и Са.314 имели, в целом, удовлетворительные летные характеристики, но живучесть их была недостаточной. Самолеты были ненадежными, имея различные проблемы технического характера, что не могло способствовать популярности среди летчиков. Капрони Ca.311/313/314 состояли на вооружении, как в Италии (снят с вооружения в 1947 году), так и во Франции, Швеции, Германии, в Хорватии.

Итальянские военные считали, что Са.310bis (новая носовая часть фюзеляжа, бо́льшая площадь остекления, двигатели Piaggio P.VII С35) являлся наиболее перспективным самолетом из семейства Са.310/312. Решение разработать на базе Са.310bis легкий разведчик-бомбардировщик с целью замены в частях взаимодействия с армией устаревших одномоторных бипланов Ro.37, было принято в 1938 году.

Самолет Италии

1 апреля 1939 года впервые совершил полет прототип самолета, получивший наименование Са.311. Он, как и Са.310, имел смешанную конструкцию, в частности, отличался измененным расположением пулеметов (с нижней стрелковой установкой) и наличием дополнительного оборудования. Очевидно, что при возросшей массе машины и наличии прежних двигателей летные характеристики, маневренность Са.311 стали ниже, чем у Ca.310bis.

Caproni Ca.311M

Caproni Ca.311 не прошел Государственные испытания, однако существовавшая необходимость в новых самолетах-разведчиках способствовала получению заказа на 125 машин. А дальнейшее развитие привело уже к появлению самолетов Са.313 (испытывался с 22.12.1939 года) и Са.314, оснащенных более мощными двигателями и имевших расширенные ударные возможности. Серийное производство развернулось в августе 1939 года и велось заводами концерна "Капрони" в Понте-Сан-Пьетро и Талиедо, AVIS в Кастелло-ди-Стабиа. Общий объем производства машин данного типа по разным оценкам превысил 1220 самолетов, которые состояли на вооружении:

  • с января 1940 года - в Италии,
  • с апреля 1940 года - во Франции,
  • с ноября 1940 года - в Швеции,
  • с 1941 года - в Германии,
  • с 1942 года - в Хорватии.
Бомбардировщики Caproni Ca.311, Ca.313, Ca.314
Самолет Ca.313 Модификация самолета Ca.313B
Бомбардировщики Caproni Бомбардировщики
Фото Са.311 Caproni Ca.311M
Нажмите на изображение для увеличения

Основные модификации:

  • Са.311 - двигатели воздушного охлаждения Piaggio P.VII С35 мощностью 470 л.с. и стрелковым вооружением, включавшим три 7,7-мм пулемета: один на верхней турели, один в нижней люковой установке и один в корневой части левого крыла. Бомбовая нагрузка включала 400 кг. Экипаж состоял из 3 человек. С августа 1939 года по февраль 1941 года построено 335 самолетов, учитывая Са.311 с измененной носовой частью фюзеляжа;
  • Са.313 - с 12-цилиндровыми двигателями жидкостного охлаждения Isotta Fraschini Delta R.C.35 I-DS (730 л.с.). Стрелковое вооружение включало три 12,7-мм пулемета: два в корневых частях крыла и один на верхней турели, а также два 7,7-мм пулемета: один в нижней установке и один переносной для ведения огня из оконных установок). Масса бомбовой нагрузки - 500 кг. Экипаж включал 3-4 человека. Серийное производство началось весной 1940 года. До октября 1941 года выпущено 211 самолетов:
    • 5 Ca.313RPB-F для Франции (заказано было 200 самолетов), 
    • 84 Ca.313RPB-S для Швеции (из самолетов французского заказа; поставки велись с ноября 1940 года),
    • 1 Ca.313RPB1 и 120 Ca.313RPB2 для Regia Aeronautica (поставки март-октябрь 1941 года);
  • Ca.313bis (Ca.313G) - самолет для Германии с моторами Delta R.C.40 (770 л.с.). Поставки начались в конце 1942 года. До сентября 1944 года построено 169 самолетов, 14 из которых поставлены Хорватии;
  • Са.314 - с усиленным шасси и внесением других изменений. Носовая часть фюзеляжа, как у Ca.311М. Построено 407 самолетов в трех вариантах:
    эскортный для сопровождения морских конвоев Са.314А (Са.314-SC; 73 самолета в феврале-ноябре 1942 года),
    торпедоносец Са.314В (Ca.314-RA; 80 машин в июне-ноябре 1942 года),
    штурмовик Са.314С (254 самолетов, поставленных с ноября 1942 года по август 1943 года).
    Стрелковое вооружение Са.314А и Са.314В включало три 12,7-мм пулемета: два в корневых частях крыла, один на верхней турели, а также в нижней установке - один 7,7-мм пулемет, который на Са.314С заменен на 12,7-мм; помимо этого, добавлены два неподвижных 12,7-мм пулемета в нижней части фюзеляжа. На Са.314В допускалась подвеска 900-кг торпеды. Масса бомбовой нагрузки составляла: на Са.314А - 400 кг, на Са.314С - 1280 кг. Все Са.314А и первые 27 Са.314В оснащались моторами Delta R.C.35, остальные самолеты - Delta R.C.40.

Caproni Са.311

Caproni Са.313

Caproni Са.311R.P.B.1

Са.311

Основные характеристики самолетов
  Са.311
Двигатели:  
тип Пьяджо P.VII С35
мощность, л.с. 470
Размах крыла, м 16,20
Длина самолета, м 11,74
Высота самолета, м 3,69
Площадь крыла, кв. м 38,40
Масса, кг:  
пустого самолета 3460
взлетная 4822
Максимальная скорость, км/ч 359
Практический потолок, м 7400
Дальность полета, км 1600

Са.313RPB2

Основные характеристики самолетов
  Са.313RPB2
Двигатели:  
тип Isotta Fraschini Delta R.C.35 I-DS
мощность, л.с. 730
Размах крыла, м 16,65
Длина самолета, м 11,80
Высота самолета, м 3,70
Площадь крыла, кв. м 39,20
Масса, кг:  
пустого самолета 4300
взлетная 5900
Максимальная скорость, км/ч 435
Практический потолок, м 7750
Дальность полета, км 1250

Са.314А

Основные характеристики самолетов
  Са.314А
Двигатели:  
тип Isotta Fraschini Delta R.C.35 I-DS
мощность, л.с. 730
Размах крыла, м 16,65
Длина самолета, м 11,80
Высота самолета, м 3,70
Площадь крыла, кв. м 39,20
Масса, кг:  
пустого самолета 4615
взлетная 6618
Максимальная скорость, км/ч 395
Практический потолок, м 6500
Дальность полета, км 1690

Caproni Са.311

Весной 1940 года начались поставки самолетов Caproni Са.311 в группы взаимодействия с армией. После того, как Италия вступила во Вторую мировую войну эти самолеты участвовали в боевых действиях против Франции. Во второй половине 1940 года Са.311 появились в Северной Африке, где к концу года находилось пять групп с данными самолетами, главной задачей которых являлась разведка, но периодически Са.311 выполняли и ударные задачи. Так, 14 сентября 1941 года 14 Caproni Са.311 вместе с самолетами других типов наносили бомбо-штурмовые удары по британским моторизованным частям.

На Балканах Са.311 применялись довольно широко. Находившиеся там группы взаимодействия с армией осуществляли противопартизанские операции, сочетая разведку с бомбардировками обнаруженных целей. Самолеты Са.311 также воевали и на Восточном фронте - на территории Украины с августа 1941 года действовала 61-я группа, которую весной 1942 года сменила 71-я (в апреле 1943 года ее вывели в Италию).

Caproni Са.313 R.A.

15-й штурмовой стормо первым освоил Caproni Са.313 в июле 1941 года, потом эти машины они поступили в 43-й бомбардировочный стормо и другие подразделения. В Северной Африке Са.313 находились с середины 1942 года в составе четырех эскадрилий взаимодействия с армией. Но к началу 1943 года уцелевшие самолеты, показав свою неспособность к действиям на Североафриканском театре военных действий, были выведены в Италию. В большей степени Са.313 применялись в составе оккупационных частей, дислоцированных в Провансе, на Корсике, в Албании и Греции.

Cамолеты Caproni Са.314

В мае 1942 года 13-й штурмовой стормо начал принимать самолеты Caproni Са.314, которые с августа занимались сопровождением морских конвоев. Позднее к выполнению этих задач присоединились еще несколько частей. В Северной Африке на Са.314 воевала только 64-я группа взаимодействия с армией, которую передислоцировали в Триполи в ноябре 1942 года. Что касается самолетов Caproni Са.314В, то применение их в качестве торпедоносцев (т.е. по их прямому назначению) оказалось неудачным по причине недостаточной мощности двигателей, и Са.314В использовались для противолодочного патрулирования вместе с Са.314А.

Самолет Caproni Са.313G

В сентябре 1943 года, к моменту капитуляции Италии, большинство частей с самолетами Са.313/314 располагались на севере страны, и их матчасть захватили немцы. А под контролем нового правительства, которое сотрудничало с союзниками, были только 103-я АЭ, насчитывавшая девять Са.314 и один Са.313, которые использовались в качестве транспортных и связных. В люфтваффе Са.313/314 нашли более широкое применение. Они эксплуатировались как в школах и транспортных частях, так и в боевых группах. Так, несколько самолетов Са.314 вместе с машинами других типов получила ночная штурмовая группа NSGr. 7, сформированная в октябре 1943 года на Балканах и укомплектованная в основном хорватскими пилотами. Группа привлекалась к операциям против партизан. В Италии воевала NSGr. 9, один из отрядов которой в декабре 1943 года был полностью вооружен Са.314. Эти машины использовались до середины 1944 года.

На вооружении люфтваффе

Югославия заказала 15 самолетов Са.311, но до оккупации в апреле 1941 года успела получить только 5 машин, остальные передали Хорватии в 1942 году. Эти самолеты вместе Ca.313G, поставленными в 1944 году, применялись для противопартизанских операций. В Швеции Ca.313RPB-S эксплуатировались в трех вариантах: бомбардировочном В16, разведывательном S16 и торпедоносном Т16. Самолеты работали во флотилиях F3, F7 и F11, которые до 1943 года потеряли 23 машины в катастрофах. В августе 1945 года были списаны последние Ca.313RPB-S.

Caproni Са.311

Источники:

  • Андрей Крумкач. "Многоцелевые бомбардировщики Caproni Ca.310";
  • А.Харук. "Ударная авиация Второй Мировой войны";
  • Владимир Котельников. "Бомбардировщики Второй мировой войны 1939-1945";
  • Alonzo, F.S, Il Caproni Ca.313 in Svezia;
  • Michael J. H. Taylor: Jane's Encyclopedia of Aviation;
  • Neulen, Hans Werner. In the Skies of Europe;
  • World Aircraft Information Files. London: Bright Star Publishing.