Это - Мобильная версия сайта про самолеты военной авиации. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-samolet.ru для компьютеров и ноутбуков.


 
Тяжелый истребитель Potez 631

Тяжелые истребители Франции "Потэз" 631

Тяжелый истребительЭффективность тяжелых истребителей Potez Франции в воздушных боях нельзя назвать высокой. Пилоты сообщали о таких недостатках, как малая скорость и плохая скороподъемность. Но нельзя не отдать должное маневренности этих самолетов Второй мировой войны, поскольку данный показатель для двухмоторной машины был на отличном уровне. Но к сожалению, при встрече с некоторыми самолетами люфтваффе, для "потэзов" была возможна лишь пассивная оборона. Тяжелые истребители Potez могли бы успешно противостоять бомбардировщикам и дальним разведчикам врага, но для этого вооружение их было слишком слабо.

Potez 631

Многие Р.631 имели одну пушку и один пулемет вместо двух пушек, таким образом, их вооружение становилось слабее, чем у одномоторных французских истребителей Morane-Saulnier MS.406, Dewoitine D.520 и Bloch MB.152. Также надо отметить, что французская концепция использования двухмоторных истребителей, которая в итоге продемонстрировала свою несостоятельность, имела значительные отличия от немецкой: вместо концентрации самолетов данного типа, она предусматривала их рассредоточение по мелким частям. Неудачным был и опыт применения Р.631 в роли ночных истребителей.

Прототип самолета

Прототип Potez 631-01

Более подробные сведения о создании и развитии самолетов "Потэз" серии 63 изложены в статье про тяжелый истребитель Potez 630, здесь же уместно отметить, что самолеты Potez 630 и 631 внешне мало отличались, за исключением мотоустановок; капоты "Гном-Ронов" на Р.631 имели меньший диаметр, а воздухозаборник маслорадиатора находился снизу, у Р.630 заборник разместили сверху мотогондолы; а также приведем сравнительную таблицу характеристик машин данного типа:

63.0

Modèles Potez 63.0
Prototype 25/4/1936
Pilote Nicole
Production (1) 88
Envergure 16 m
Longueur 11,07 m
Hauteur 3, 62 m
Surface Alaire 32,7 m2
Poids à vide 2.450 kg
Poids en charge 3.850 kg
Capacité de charge 500 kg
Poids maximum  
Vitesse maximum 460 Km/h à 5.000 m
Vitesse ascensionnelle  
Plafond 6.000 m
Rayon d'action maximum 1.220 km
Motorisation Hispano-Suiza 14 Ab
Cylindres 14 radial
Refroidiss. Air
Puissance décollage 700 CV
Puissance à 670 CV à 4.000 m
Tours/minute 2.400
Hélice Nom HamiltonTripale
Diam. 2, 9 m
Carburateur  
RéservoirsType AVIAL soudé 7651
Réservoir huile type AVI AL soudé' 47 1
Armement Mitrailleuses 1 X MAC 34 7,5 mm
Canons 2 X Hispano HS 404 de 20 mm

63.1

Modèles Potez 63.1
Prototype 15/3/1937
Pilote Detré
Production (1) 215
Envergure 16 m
Longueur 11,07 m
Hauteur 3, 62 m
Surface Alaire 32.7 m2
Poids à vide 2.450 kg
Poids en charge 3.760 kg
Capacité de charge 450 kg
Poids maximum 2 800 kg
Vitesse maximum 442 Km/h à 4500 m
Vitesse ascensionnelle 4000 m en 5'56"
Plafond 6.000 m
Rayon d'action maximum 1.220 km
Motorisation Gnôme -Rhône I4M4/5
Cylindres 14 radial
Refroidiss. Air
Puissance décollage 700 CV
Puissance à 660 CV à 5.000 m
Tours/minute 3.030
Hélice Nom Gnome -Rhône tripale â pas variable
Diam. 3, 05 m
Carburateur Stromberg 125 G
RéservoirsType AVIAL soudé 765 1
Réservoir huile type AVI AL soudé' 47 1
Armement Mitrailleuses 1 X MAC 34 7,5 mm
Canons 2 X Hispano HS 404 de 20 mm

63.3

Modèles Potez 63.3
Prototype 15/1/1937
Pilote Detré
Production (1) 71
Envergure 16 m
Longueur 11,07 m
Hauteur 3, 62 m
Surface Alaire 32,7 m2
Poids à vide 2.450 kg
Poids en charge 4.500 kg
Capacité de charge 590 kg
Poids maximum 2800 kg
Vitesse maximum 435 Km/h à 4.500 m
Vitesse ascensionnelle 4000 m en 6'08"
Plafond 8.000 m
Rayon d'action maximum 1.320 km
Motorisation Gnôme -Rhône 14M4/5
Cylindres 14 radial
Refroidiss. Air
Puissance décollage 700 CV
Puissance à 660 CV à 5.000 m
Tours/minute 3.030
Hélice Nom Ratier
Diam. 3, 07 m
Carburateur Zenith 125 RGSL.8
RéservoirsType AVIAL soudé 765 1
Réservoir huile type AVI AL soudé' 47 1
Armement Mitrailleuses 3 X MAC 34 7,5 mm
Canons  

63.7

Modèles Potez 63.7
Prototype octobre 1938
Pilote Nicole
Production (1) 61
Envergure 16 m
Longueur 11,07 m
Hauteur 3, 62 m
Surface Alaire 32,7 m2
Poids à vide 2.450 kg
Poids en charge 4.225 kg
Capacité de charge 590 kg
Poids maximum 2800 kg
Vitesse maximum 435 Km/hà 4.500 m
Vitesse ascensionnelle 8000 m en 18'26
Plafond 8.000 m
Rayon d'action maximum 1.550 km
Motorisation Gnôme - Rhône 14M6/7
Cylindres 14 radial
Refroidiss. Air
Puissance décollage 700 CV
Puissance à 660 CV à 5.000 m
Tours/minute 37030
Hélice Nom Ratier â pas variable
Diam. 3,06 m
Carburateur ZenithRGSL.8
RéservoirsType AVIAL soudé 9501
Réservoir huile type AVI AL soudé' 47 1
Armement Mitrailleuses 3 X MAC 34 7,5 mm
Canons  

63.11

Modèles Potez 63.11
Prototype 31/12/1938
Pilote Detré
Production (1) 863
Envergure 16 m
Longueur 11,007 m
Hauteur 3, 62 m
Surface Alaire 32,7 m2
Poids à vide 2.450 kg
Poids en charge 4.433 kg
Capacité de charge  
Poids maximum 2000 kg
Vitesse maximum 425 Km/hà 5.000 m
Vitesse ascensionnelle 2.000 m en4'
Plafond 8.500 m
Rayon d'action maximum 1.500 km
Motorisation Gnôme -Rhône 14M4/5
Cylindres 14 radial
Refroidiss. Air
Puissance décollage 700 CV
Puissance à 660 CV à 5.000 m
Tours/minute  
Hélice Nom Ratier à pas variable
Diam. 3,05 m
Carburateur Zenith
RéservoirsType AVIAL soudé 9501
Réservoir huile type AVI AL soudé' 47 1
Armement Mitrailleuses Jusqu`à 10 X MAC 34 7,5 mm
Canons  

Potez 631

В Военно-воздушных силах Франции двухмоторными истребителями Potez планировалось вооружить звенья лидеров одномоторных истребителей (по 6 машин), включив их в состав истребительных эскадр (в феврале 1940 года звенья таких самолетов в истребительных эскадрах расформировали). Кроме того, ими комплектовались эскадрильи ночных истребителей (ECN) и многоместных дневных истребителей (ЕСМ). Особой популярностью Potez 630 не пользовались по причине ненадежности двигателей, в строевых частях эти машины считались временным вооружением, и по мере поставок Р.631 их передавали в школы.

Самолет Франции Potez 631
Potez 631 Французский самолет
Нажмите на изображение для увеличения

По состоянию на 1 сентября 1939 года в частях первой линии насчитывалось 65 Р.630 и 117 Р.631. С началом Второй мировой войны самолеты Potez 630 и 631 эскадрильи ЕСМ 1/16 использовались при патрулировании линии фронта для обнаружения самолетов противника и наводки на них истребителей. Продолжительность полета "потэзов" значительно превышала продолжительность полета одномоторных истребителей.

Potez 631

Силуэты истребителей "Потэз" Р.630 и Р.631 были похожи на самолеты люфтваффе Мессершмитт Вf 110, поэтому их часто путали, что приводило к атакам как с земли, так и с воздуха. Так, 21 мая истребитель Dewoitine D.520 атаковал Potez 631, который открыл ответный огонь, пилот самолета D.520 был убит. 23 мая три Bloch MB. 152 из состава группы GCI/1 сбили самолет из ECN 3/13. После этих печальных событий, на все "Потэзы" Р.631 нанесли специальные обозначения - все самолеты обозначили широкой белой полосой, которая шла вдоль борта слева и справа от национальных кругов, которые увеличили в размере и обвели большим кантом.

Тяжелый истребитель Potez 631

Из пяти АЭ ночных истребителей (ECN 1/13 - ECN 5/13) четыре прикрывали район Парижа, а пятая - Лион. На самолетах P.631CN2 отсутствовало какое-либо оборудование для обнаружения целей ночью, и за всю войну не было зафиксировано ни одного успешного ночного перехвата.

В январе-апреле 1940 года самолеты P.631C3 получили АЭ морской авиации АС1 и АС2. Сведенные в флотилию F1C, они дислоцировались в Кале и воевали на Potez с 10 по 21 мая 1940 года, записав на свой счет 12 воздушных побед и потеряв 8 своих машин. В общей сложности за май-июнь 1940 года экипажи французских "потэзов" сбили 17 самолетов противника.

Potez 631

После капитуляции в распоряжении ВВС Виши осталось 32 самолета Р.630 и 112 - Р.631, без учета нескольких самолетов в колониях. Из строевых частей эти самолеты остались лишь в двух АЭ ночных истребителей - ECN 1/3 и 3/13 (с июня 1941 года дислоцировалась в Тунисе). К ноябрю 1942 года ВВС Виши располагали только 6 Р.630 и 64 Р.631. После оккупации южной части Франции большинство "потэзов" стали трофеями Германии. В 1944 году три Р.631, отбитые у немцев, вошли в состав разведывательной группы GR III/33, затем их передали в одну из авиашкол, а списали уже в 1946 году.

Potez 631

Небольшое количество Р.630/631 шло на экспорт. Югославия заказала по одному самолету этих модификаций, но Р.631 был разбит в январе 1940 года в ходе испытательного полета во Франции и не попал к заказчику. Кроме того, в 1938 году два Р.630 поставили в Швейцарию, один Р.631 - в Румынию. Китай заказал четыре Potez 631, но самолеты были конфискованы французским правительством.