Тяжелые истребители Франции "Потэз" 631
Эффективность тяжелых истребителей Potez Франции в воздушных боях нельзя назвать высокой. Пилоты сообщали о таких недостатках, как малая скорость и плохая скороподъемность. Но нельзя не отдать должное маневренности этих самолетов Второй мировой войны, поскольку данный показатель для двухмоторной машины был на отличном уровне. Но к сожалению, при встрече с некоторыми самолетами люфтваффе, для "потэзов" была возможна лишь пассивная оборона. Тяжелые истребители Potez могли бы успешно противостоять бомбардировщикам и дальним разведчикам врага, но для этого вооружение их было слишком слабо.
Многие Р.631 имели одну пушку и один пулемет вместо двух пушек, таким образом, их вооружение становилось слабее, чем у одномоторных французских истребителей Morane-Saulnier MS.406, Dewoitine D.520 и Bloch MB.152. Также надо отметить, что французская концепция использования двухмоторных истребителей, которая в итоге продемонстрировала свою несостоятельность, имела значительные отличия от немецкой: вместо концентрации самолетов данного типа, она предусматривала их рассредоточение по мелким частям. Неудачным был и опыт применения Р.631 в роли ночных истребителей.
Прототип Potez 631-01
Более подробные сведения о создании и развитии самолетов "Потэз" серии 63 изложены в статье про тяжелый истребитель Potez 630, здесь же уместно отметить, что самолеты Potez 630 и 631 внешне мало отличались, за исключением мотоустановок; капоты "Гном-Ронов" на Р.631 имели меньший диаметр, а воздухозаборник маслорадиатора находился снизу, у Р.630 заборник разместили сверху мотогондолы; а также приведем сравнительную таблицу характеристик машин данного типа:
63.0
Modèles | Potez 63.0 | ||
Prototype | 25/4/1936 | ||
Pilote | Nicole | ||
Production (1) | 88 | ||
Envergure | 16 m | ||
Longueur | 11,07 m | ||
Hauteur | 3, 62 m | ||
Surface Alaire | 32,7 m2 | ||
Poids à vide | 2.450 kg | ||
Poids en charge | 3.850 kg | ||
Capacité de charge | 500 kg | ||
Poids maximum | |||
Vitesse maximum | 460 Km/h à 5.000 m | ||
Vitesse ascensionnelle | |||
Plafond | 6.000 m | ||
Rayon d'action maximum | 1.220 km | ||
Motorisation | Hispano-Suiza 14 Ab | ||
Cylindres | 14 radial | ||
Refroidiss. | Air | ||
Puissance décollage | 700 CV | ||
Puissance à | 670 CV à 4.000 m | ||
Tours/minute | 2.400 | ||
Hélice | Nom | HamiltonTripale | |
Diam. | 2, 9 m | ||
Carburateur | |||
RéservoirsType AVIAL soudé | 7651 | ||
Réservoir huile type AVI AL soudé' | 47 1 | ||
Armement | Mitrailleuses | 1 X MAC 34 7,5 mm | |
Canons | 2 X Hispano HS 404 de 20 mm |
63.1
Modèles | Potez 63.1 | ||
Prototype | 15/3/1937 | ||
Pilote | Detré | ||
Production (1) | 215 | ||
Envergure | 16 m | ||
Longueur | 11,07 m | ||
Hauteur | 3, 62 m | ||
Surface Alaire | 32.7 m2 | ||
Poids à vide | 2.450 kg | ||
Poids en charge | 3.760 kg | ||
Capacité de charge | 450 kg | ||
Poids maximum | 2 800 kg | ||
Vitesse maximum | 442 Km/h à 4500 m | ||
Vitesse ascensionnelle | 4000 m en 5'56" | ||
Plafond | 6.000 m | ||
Rayon d'action maximum | 1.220 km | ||
Motorisation | Gnôme -Rhône I4M4/5 | ||
Cylindres | 14 radial | ||
Refroidiss. | Air | ||
Puissance décollage | 700 CV | ||
Puissance à | 660 CV à 5.000 m | ||
Tours/minute | 3.030 | ||
Hélice | Nom | Gnome -Rhône tripale â pas variable | |
Diam. | 3, 05 m | ||
Carburateur | Stromberg 125 G | ||
RéservoirsType AVIAL soudé | 765 1 | ||
Réservoir huile type AVI AL soudé' | 47 1 | ||
Armement | Mitrailleuses | 1 X MAC 34 7,5 mm | |
Canons | 2 X Hispano HS 404 de 20 mm |
63.3
Modèles | Potez 63.3 | ||
Prototype | 15/1/1937 | ||
Pilote | Detré | ||
Production (1) | 71 | ||
Envergure | 16 m | ||
Longueur | 11,07 m | ||
Hauteur | 3, 62 m | ||
Surface Alaire | 32,7 m2 | ||
Poids à vide | 2.450 kg | ||
Poids en charge | 4.500 kg | ||
Capacité de charge | 590 kg | ||
Poids maximum | 2800 kg | ||
Vitesse maximum | 435 Km/h à 4.500 m | ||
Vitesse ascensionnelle | 4000 m en 6'08" | ||
Plafond | 8.000 m | ||
Rayon d'action maximum | 1.320 km | ||
Motorisation | Gnôme -Rhône 14M4/5 | ||
Cylindres | 14 radial | ||
Refroidiss. | Air | ||
Puissance décollage | 700 CV | ||
Puissance à | 660 CV à 5.000 m | ||
Tours/minute | 3.030 | ||
Hélice | Nom | Ratier | |
Diam. | 3, 07 m | ||
Carburateur | Zenith 125 RGSL.8 | ||
RéservoirsType AVIAL soudé | 765 1 | ||
Réservoir huile type AVI AL soudé' | 47 1 | ||
Armement | Mitrailleuses | 3 X MAC 34 7,5 mm | |
Canons |
63.7
Modèles | Potez 63.7 | ||
Prototype | octobre 1938 | ||
Pilote | Nicole | ||
Production (1) | 61 | ||
Envergure | 16 m | ||
Longueur | 11,07 m | ||
Hauteur | 3, 62 m | ||
Surface Alaire | 32,7 m2 | ||
Poids à vide | 2.450 kg | ||
Poids en charge | 4.225 kg | ||
Capacité de charge | 590 kg | ||
Poids maximum | 2800 kg | ||
Vitesse maximum | 435 Km/hà 4.500 m | ||
Vitesse ascensionnelle | 8000 m en 18'26 | ||
Plafond | 8.000 m | ||
Rayon d'action maximum | 1.550 km | ||
Motorisation | Gnôme - Rhône 14M6/7 | ||
Cylindres | 14 radial | ||
Refroidiss. | Air | ||
Puissance décollage | 700 CV | ||
Puissance à | 660 CV à 5.000 m | ||
Tours/minute | 37030 | ||
Hélice | Nom | Ratier â pas variable | |
Diam. | 3,06 m | ||
Carburateur | ZenithRGSL.8 | ||
RéservoirsType AVIAL soudé | 9501 | ||
Réservoir huile type AVI AL soudé' | 47 1 | ||
Armement | Mitrailleuses | 3 X MAC 34 7,5 mm | |
Canons |
63.11
Modèles | Potez 63.11 | ||
Prototype | 31/12/1938 | ||
Pilote | Detré | ||
Production (1) | 863 | ||
Envergure | 16 m | ||
Longueur | 11,007 m | ||
Hauteur | 3, 62 m | ||
Surface Alaire | 32,7 m2 | ||
Poids à vide | 2.450 kg | ||
Poids en charge | 4.433 kg | ||
Capacité de charge | |||
Poids maximum | 2000 kg | ||
Vitesse maximum | 425 Km/hà 5.000 m | ||
Vitesse ascensionnelle | 2.000 m en4' | ||
Plafond | 8.500 m | ||
Rayon d'action maximum | 1.500 km | ||
Motorisation | Gnôme -Rhône 14M4/5 | ||
Cylindres | 14 radial | ||
Refroidiss. | Air | ||
Puissance décollage | 700 CV | ||
Puissance à | 660 CV à 5.000 m | ||
Tours/minute | |||
Hélice | Nom | Ratier à pas variable | |
Diam. | 3,05 m | ||
Carburateur | Zenith | ||
RéservoirsType AVIAL soudé | 9501 | ||
Réservoir huile type AVI AL soudé' | 47 1 | ||
Armement | Mitrailleuses | Jusqu`à 10 X MAC 34 7,5 mm | |
Canons |
В Военно-воздушных силах Франции двухмоторными истребителями Potez планировалось вооружить звенья лидеров одномоторных истребителей (по 6 машин), включив их в состав истребительных эскадр (в феврале 1940 года звенья таких самолетов в истребительных эскадрах расформировали). Кроме того, ими комплектовались эскадрильи ночных истребителей (ECN) и многоместных дневных истребителей (ЕСМ). Особой популярностью Potez 630 не пользовались по причине ненадежности двигателей, в строевых частях эти машины считались временным вооружением, и по мере поставок Р.631 их передавали в школы.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Нажмите на изображение для увеличения |
По состоянию на 1 сентября 1939 года в частях первой линии насчитывалось 65 Р.630 и 117 Р.631. С началом Второй мировой войны самолеты Potez 630 и 631 эскадрильи ЕСМ 1/16 использовались при патрулировании линии фронта для обнаружения самолетов противника и наводки на них истребителей. Продолжительность полета "потэзов" значительно превышала продолжительность полета одномоторных истребителей.
Силуэты истребителей "Потэз" Р.630 и Р.631 были похожи на самолеты люфтваффе Мессершмитт Вf 110, поэтому их часто путали, что приводило к атакам как с земли, так и с воздуха. Так, 21 мая истребитель Dewoitine D.520 атаковал Potez 631, который открыл ответный огонь, пилот самолета D.520 был убит. 23 мая три Bloch MB. 152 из состава группы GCI/1 сбили самолет из ECN 3/13. После этих печальных событий, на все "Потэзы" Р.631 нанесли специальные обозначения - все самолеты обозначили широкой белой полосой, которая шла вдоль борта слева и справа от национальных кругов, которые увеличили в размере и обвели большим кантом.
Из пяти АЭ ночных истребителей (ECN 1/13 - ECN 5/13) четыре прикрывали район Парижа, а пятая - Лион. На самолетах P.631CN2 отсутствовало какое-либо оборудование для обнаружения целей ночью, и за всю войну не было зафиксировано ни одного успешного ночного перехвата.
В январе-апреле 1940 года самолеты P.631C3 получили АЭ морской авиации АС1 и АС2. Сведенные в флотилию F1C, они дислоцировались в Кале и воевали на Potez с 10 по 21 мая 1940 года, записав на свой счет 12 воздушных побед и потеряв 8 своих машин. В общей сложности за май-июнь 1940 года экипажи французских "потэзов" сбили 17 самолетов противника.
После капитуляции в распоряжении ВВС Виши осталось 32 самолета Р.630 и 112 - Р.631, без учета нескольких самолетов в колониях. Из строевых частей эти самолеты остались лишь в двух АЭ ночных истребителей - ECN 1/3 и 3/13 (с июня 1941 года дислоцировалась в Тунисе). К ноябрю 1942 года ВВС Виши располагали только 6 Р.630 и 64 Р.631. После оккупации южной части Франции большинство "потэзов" стали трофеями Германии. В 1944 году три Р.631, отбитые у немцев, вошли в состав разведывательной группы GR III/33, затем их передали в одну из авиашкол, а списали уже в 1946 году.
Небольшое количество Р.630/631 шло на экспорт. Югославия заказала по одному самолету этих модификаций, но Р.631 был разбит в январе 1940 года в ходе испытательного полета во Франции и не попал к заказчику. Кроме того, в 1938 году два Р.630 поставили в Швейцарию, один Р.631 - в Румынию. Китай заказал четыре Potez 631, но самолеты были конфискованы французским правительством.
< Назад |
---|