Это - Мобильная версия сайта про самолеты военной авиации. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-samolet.ru для компьютеров и ноутбуков.


 
Бомбардировщик Potez P.633

Легкий бомбардировщик Потэз P.633

БомбардировщикPotez P.633 (основная модификация - Р.633В2) являлся бомбардировочным вариантом двухмоторного истребителя Потэ P.631 (C3), создававшегося с 1934 года под руководством Л. Королье. В Военно-воздушных силах Франции эти самолеты не предполагалось использовать в качестве боевых, их планировалось эксплуатировать только как учебные. Р.633В2 находились также на вооружении Румынии и Греции. Самолет Р.633В2 не получил широкого распространения, это случилось в большей степени по причине изменения требований ВВС Франции к бомбардировщикам, а не из-за слабых летных характеристик машины.

Легкий бомбардировщик

Легкий бомбардировщик Potez 633 разрабатывался совместно с проектированием многоцелевых тяжелых истребителей Potez 630/631, в соответствии с заданием от 31 октября 1934 года. Согласно техническому заданию новый самолет должен был:

  • развивать максимальную скорость около 450 км/ч,
  • иметь продолжительность полета 4 часа,
  • за 15 минут набирать высоту 4000 метров,
  • иметь маневренность на уровне одномоторного самолета,
  • иметь вооружение (истребитель) - две 20-мм пушки в носовой части фюзеляжа, и один оборонительный 7,5-мм пулемет.

Бомбардировочная модификация двухмоторного истребителя, в частности, отличалась от базового варианта экипажем, уменьшенным с трех человек до двух, а также сокращенным составом стрелкового вооружения и наличием бомбоотсека в средней части фюзеляжа. Министерство авиации весной 1937 года выдало заказ на два предсерийных бомбардировщика Р.633В2, но второй экземпляр построили в штурмовом варианте Р.639АВ2, который однако так и не попал в серийное производство.

Бомбардировщик

Количество заказов на серийные Р.633В2 достигло 574 самолетов, которые не были реализованы, поскольку требования военных изменились - Главный Штаб ВВС потребовал, чтобы бомбардировщики стали трехместными. Но такое переоборудование самолета с сохранением бомбоотсека являлось не реальной задачей и производство Р.633 после выпуска 71 самолета было свернуто в 1939 году.

Французские самолеты
Potez Р.633В2 Potez P.631C3
Нажмите на изображение для увеличения

Основная модификация:

Р.633В2 - с двигателями Gnome-Rhône 14М 04/05 мощностью 670 л.с. Стрелковое вооружение включало три 7,5-мм пулемета (один неподвижный в носовой части фюзеляжа, один неподвижный на подфюзеляжной установке, стреляющий назад-вниз, один подвижный на верхней установке). В 1940 году часть самолетов дополнительно оснастили четырьмя неподвижными 7,5-мм пулеметами (два стреляющих вперед и два - назад-вниз); была возможна подвеска под консолями крыла двух контейнеров с двумя 7,5-мм пулеметами в каждом. Масса бомбовой нагрузки - 400 кг (восемь 50-кг или две 200-кг бомбы). Экипаж состоял из 2 человек.

Бомбардировщик Potez P.633

Основные характеристики разных модификаций самолета

63.0

Modèles Potez 63.0
Prototype 25/4/1936
Pilote Nicole
Production (1) 88
Envergure 16 m
Longueur 11,07 m
Hauteur 3, 62 m
Surface Alaire 32,7 m2
Poids à vide 2.450 kg
Poids en charge 3.850 kg
Capacité de charge 500 kg
Poids maximum  
Vitesse maximum 460 Km/h à 5.000 m
Vitesse ascensionnelle  
Plafond 6.000 m
Rayon d'action maximum 1.220 km
Motorisation Hispano-Suiza 14 Ab
Cylindres 14 radial
Refroidiss. Air
Puissance décollage 700 CV
Puissance à 670 CV à 4.000 m
Tours/minute 2.400
Hélice Nom HamiltonTripale
Diam. 2, 9 m
Carburateur  
RéservoirsType AVIAL soudé 7651
Réservoir huile type AVI AL soudé' 47 1
Armement Mitrailleuses 1 X MAC 34 7,5 mm
Canons 2 X Hispano HS 404 de 20 mm

63.1

Modèles Potez 63.1
Prototype 15/3/1937
Pilote Detré
Production (1) 215
Envergure 16 m
Longueur 11,07 m
Hauteur 3, 62 m
Surface Alaire 32.7 m2
Poids à vide 2.450 kg
Poids en charge 3.760 kg
Capacité de charge 450 kg
Poids maximum 2 800 kg
Vitesse maximum 442 Km/h à 4500 m
Vitesse ascensionnelle 4000 m en 5'56"
Plafond 6.000 m
Rayon d'action maximum 1.220 km
Motorisation Gnôme -Rhône I4M4/5
Cylindres 14 radial
Refroidiss. Air
Puissance décollage 700 CV
Puissance à 660 CV à 5.000 m
Tours/minute 3.030
Hélice Nom Gnome -Rhône tripale â pas variable
Diam. 3, 05 m
Carburateur Stromberg 125 G
RéservoirsType AVIAL soudé 765 1
Réservoir huile type AVI AL soudé' 47 1
Armement Mitrailleuses 1 X MAC 34 7,5 mm
Canons 2 X Hispano HS 404 de 20 mm

63.3

Modèles Potez 63.3
Prototype 15/1/1937
Pilote Detré
Production (1) 71
Envergure 16 m
Longueur 11,07 m
Hauteur 3, 62 m
Surface Alaire 32,7 m2
Poids à vide 2.450 kg
Poids en charge 4.500 kg
Capacité de charge 590 kg
Poids maximum 2800 kg
Vitesse maximum 435 Km/h à 4.500 m
Vitesse ascensionnelle 4000 m en 6'08"
Plafond 8.000 m
Rayon d'action maximum 1.320 km
Motorisation Gnôme -Rhône 14M4/5
Cylindres 14 radial
Refroidiss. Air
Puissance décollage 700 CV
Puissance à 660 CV à 5.000 m
Tours/minute 3.030
Hélice Nom Ratier
Diam. 3, 07 m
Carburateur Zenith 125 RGSL.8
RéservoirsType AVIAL soudé 765 1
Réservoir huile type AVI AL soudé' 47 1
Armement Mitrailleuses 3 X MAC 34 7,5 mm
Canons  

63.7

Modèles Potez 63.7
Prototype octobre 1938
Pilote Nicole
Production (1) 61
Envergure 16 m
Longueur 11,07 m
Hauteur 3, 62 m
Surface Alaire 32,7 m2
Poids à vide 2.450 kg
Poids en charge 4.225 kg
Capacité de charge 590 kg
Poids maximum 2800 kg
Vitesse maximum 435 Km/hà 4.500 m
Vitesse ascensionnelle 8000 m en 18'26
Plafond 8.000 m
Rayon d'action maximum 1.550 km
Motorisation Gnôme - Rhône 14M6/7
Cylindres 14 radial
Refroidiss. Air
Puissance décollage 700 CV
Puissance à 660 CV à 5.000 m
Tours/minute 37030
Hélice Nom Ratier â pas variable
Diam. 3,06 m
Carburateur ZenithRGSL.8
RéservoirsType AVIAL soudé 9501
Réservoir huile type AVI AL soudé' 47 1
Armement Mitrailleuses 3 X MAC 34 7,5 mm
Canons  

63.11

Modèles Potez 63.11
Prototype 31/12/1938
Pilote Detré
Production (1) 863
Envergure 16 m
Longueur 11,007 m
Hauteur 3, 62 m
Surface Alaire 32,7 m2
Poids à vide 2.450 kg
Poids en charge 4.433 kg
Capacité de charge  
Poids maximum 2000 kg
Vitesse maximum 425 Km/hà 5.000 m
Vitesse ascensionnelle 2.000 m en4'
Plafond 8.500 m
Rayon d'action maximum 1.500 km
Motorisation Gnôme -Rhône 14M4/5
Cylindres 14 radial
Refroidiss. Air
Puissance décollage 700 CV
Puissance à 660 CV à 5.000 m
Tours/minute  
Hélice Nom Ratier à pas variable
Diam. 3,05 m
Carburateur Zenith
RéservoirsType AVIAL soudé 9501
Réservoir huile type AVI AL soudé' 47 1
Armement Mitrailleuses Jusqu`à 10 X MAC 34 7,5 mm
Canons  

Легкий бомбардировщик

На вооружении французских ВВС к 3 сентября 1939 года насчитывалось 22 самолета Р.633В2, которые были распределены между штурмовыми группами, ожидавшими перевооружения на Breguet Br.691/693/695. К началу немецкого вторжения 10 мая 1940 года не более 11 самолетов, из них исправных - 7, находились в составе GBA II/51, базировавшейся на аэродроме Le Luc. С 19 мая 1940 года эти самолеты принимали участие в боевых действиях, но к 30 мая исправных самолетов Potez P.633 в GBA II/51 практически не осталось, и далее во Второй мировой войне они не участвовали. В состав ВВС Виши попали 18 Р.633В2, но к началу 1941 года их сняли с эксплуатации.

Самолеты WWII

Румыния заказала 40 самолетов Potez Р.633В2, но успела получить половину из них. Самолеты поступили во 2-ю бомбардировочную группу. 22 июня 1941 года во время первого налета семи "Потэзов" на аэродром Болград, два были сбиты, еще два совершили вынужденную посадку на своей территории, а остальные получили повреждения. Машины 2-й группы участвовали в боях под Одессой до осени 1941 года. В составе румынского авиакорпуса летом 1942 года на южном участке советско-германского фронта использовались шесть самолетов "Потез" Р.633В2 - они применялись, как разведчики.

Румынский Potez Р.633В2

В 1939 году Греции передали 13 самолетов данного типа из 24 заказанных. Они вошли в состав 31-й эскадрильи и с 28 октября 1940 года участвовали в отражении агрессии Италии. Наносили удары по целям на территории Албании, в том числе, по аэродромам, действовали мелкими группами или поодиночке. Китай заказал пять самолетов Potez Р.633В2, которые были конфискованы французским правительством и не попали по назначению.

Бомбардировщик

Источники:

  • Aero Journal Hors-Serie 10 (11-05) - Potez 630, 631, 633;
  • А.Харук "Французские истребители Второй мировой войны";
  • Aircraft Profile 195 - The Potez 63 Series;
  • AirMagazine. Jose Fernandez. Les Potez 63.