Легкий бомбардировщик Потэз P.633
Potez P.633 (основная модификация - Р.633В2) являлся бомбардировочным вариантом двухмоторного истребителя Потэ P.631 (C3), создававшегося с 1934 года под руководством Л. Королье. В Военно-воздушных силах Франции эти самолеты не предполагалось использовать в качестве боевых, их планировалось эксплуатировать только как учебные. Р.633В2 находились также на вооружении Румынии и Греции. Самолет Р.633В2 не получил широкого распространения, это случилось в большей степени по причине изменения требований ВВС Франции к бомбардировщикам, а не из-за слабых летных характеристик машины.
Легкий бомбардировщик Potez 633 разрабатывался совместно с проектированием многоцелевых тяжелых истребителей Potez 630/631, в соответствии с заданием от 31 октября 1934 года. Согласно техническому заданию новый самолет должен был:
- развивать максимальную скорость около 450 км/ч,
- иметь продолжительность полета 4 часа,
- за 15 минут набирать высоту 4000 метров,
- иметь маневренность на уровне одномоторного самолета,
- иметь вооружение (истребитель) - две 20-мм пушки в носовой части фюзеляжа, и один оборонительный 7,5-мм пулемет.
Бомбардировочная модификация двухмоторного истребителя, в частности, отличалась от базового варианта экипажем, уменьшенным с трех человек до двух, а также сокращенным составом стрелкового вооружения и наличием бомбоотсека в средней части фюзеляжа. Министерство авиации весной 1937 года выдало заказ на два предсерийных бомбардировщика Р.633В2, но второй экземпляр построили в штурмовом варианте Р.639АВ2, который однако так и не попал в серийное производство.
Количество заказов на серийные Р.633В2 достигло 574 самолетов, которые не были реализованы, поскольку требования военных изменились - Главный Штаб ВВС потребовал, чтобы бомбардировщики стали трехместными. Но такое переоборудование самолета с сохранением бомбоотсека являлось не реальной задачей и производство Р.633 после выпуска 71 самолета было свернуто в 1939 году.
![]() |
![]() |
Нажмите на изображение для увеличения |
Основная модификация:
Р.633В2 - с двигателями Gnome-Rhône 14М 04/05 мощностью 670 л.с. Стрелковое вооружение включало три 7,5-мм пулемета (один неподвижный в носовой части фюзеляжа, один неподвижный на подфюзеляжной установке, стреляющий назад-вниз, один подвижный на верхней установке). В 1940 году часть самолетов дополнительно оснастили четырьмя неподвижными 7,5-мм пулеметами (два стреляющих вперед и два - назад-вниз); была возможна подвеска под консолями крыла двух контейнеров с двумя 7,5-мм пулеметами в каждом. Масса бомбовой нагрузки - 400 кг (восемь 50-кг или две 200-кг бомбы). Экипаж состоял из 2 человек.
Основные характеристики разных модификаций самолета
63.0
Modèles | Potez 63.0 | ||
Prototype | 25/4/1936 | ||
Pilote | Nicole | ||
Production (1) | 88 | ||
Envergure | 16 m | ||
Longueur | 11,07 m | ||
Hauteur | 3, 62 m | ||
Surface Alaire | 32,7 m2 | ||
Poids à vide | 2.450 kg | ||
Poids en charge | 3.850 kg | ||
Capacité de charge | 500 kg | ||
Poids maximum | |||
Vitesse maximum | 460 Km/h à 5.000 m | ||
Vitesse ascensionnelle | |||
Plafond | 6.000 m | ||
Rayon d'action maximum | 1.220 km | ||
Motorisation | Hispano-Suiza 14 Ab | ||
Cylindres | 14 radial | ||
Refroidiss. | Air | ||
Puissance décollage | 700 CV | ||
Puissance à | 670 CV à 4.000 m | ||
Tours/minute | 2.400 | ||
Hélice | Nom | HamiltonTripale | |
Diam. | 2, 9 m | ||
Carburateur | |||
RéservoirsType AVIAL soudé | 7651 | ||
Réservoir huile type AVI AL soudé' | 47 1 | ||
Armement | Mitrailleuses | 1 X MAC 34 7,5 mm | |
Canons | 2 X Hispano HS 404 de 20 mm |
63.1
Modèles | Potez 63.1 | ||
Prototype | 15/3/1937 | ||
Pilote | Detré | ||
Production (1) | 215 | ||
Envergure | 16 m | ||
Longueur | 11,07 m | ||
Hauteur | 3, 62 m | ||
Surface Alaire | 32.7 m2 | ||
Poids à vide | 2.450 kg | ||
Poids en charge | 3.760 kg | ||
Capacité de charge | 450 kg | ||
Poids maximum | 2 800 kg | ||
Vitesse maximum | 442 Km/h à 4500 m | ||
Vitesse ascensionnelle | 4000 m en 5'56" | ||
Plafond | 6.000 m | ||
Rayon d'action maximum | 1.220 km | ||
Motorisation | Gnôme -Rhône I4M4/5 | ||
Cylindres | 14 radial | ||
Refroidiss. | Air | ||
Puissance décollage | 700 CV | ||
Puissance à | 660 CV à 5.000 m | ||
Tours/minute | 3.030 | ||
Hélice | Nom | Gnome -Rhône tripale â pas variable | |
Diam. | 3, 05 m | ||
Carburateur | Stromberg 125 G | ||
RéservoirsType AVIAL soudé | 765 1 | ||
Réservoir huile type AVI AL soudé' | 47 1 | ||
Armement | Mitrailleuses | 1 X MAC 34 7,5 mm | |
Canons | 2 X Hispano HS 404 de 20 mm |
63.3
Modèles | Potez 63.3 | ||
Prototype | 15/1/1937 | ||
Pilote | Detré | ||
Production (1) | 71 | ||
Envergure | 16 m | ||
Longueur | 11,07 m | ||
Hauteur | 3, 62 m | ||
Surface Alaire | 32,7 m2 | ||
Poids à vide | 2.450 kg | ||
Poids en charge | 4.500 kg | ||
Capacité de charge | 590 kg | ||
Poids maximum | 2800 kg | ||
Vitesse maximum | 435 Km/h à 4.500 m | ||
Vitesse ascensionnelle | 4000 m en 6'08" | ||
Plafond | 8.000 m | ||
Rayon d'action maximum | 1.320 km | ||
Motorisation | Gnôme -Rhône 14M4/5 | ||
Cylindres | 14 radial | ||
Refroidiss. | Air | ||
Puissance décollage | 700 CV | ||
Puissance à | 660 CV à 5.000 m | ||
Tours/minute | 3.030 | ||
Hélice | Nom | Ratier | |
Diam. | 3, 07 m | ||
Carburateur | Zenith 125 RGSL.8 | ||
RéservoirsType AVIAL soudé | 765 1 | ||
Réservoir huile type AVI AL soudé' | 47 1 | ||
Armement | Mitrailleuses | 3 X MAC 34 7,5 mm | |
Canons |
63.7
Modèles | Potez 63.7 | ||
Prototype | octobre 1938 | ||
Pilote | Nicole | ||
Production (1) | 61 | ||
Envergure | 16 m | ||
Longueur | 11,07 m | ||
Hauteur | 3, 62 m | ||
Surface Alaire | 32,7 m2 | ||
Poids à vide | 2.450 kg | ||
Poids en charge | 4.225 kg | ||
Capacité de charge | 590 kg | ||
Poids maximum | 2800 kg | ||
Vitesse maximum | 435 Km/hà 4.500 m | ||
Vitesse ascensionnelle | 8000 m en 18'26 | ||
Plafond | 8.000 m | ||
Rayon d'action maximum | 1.550 km | ||
Motorisation | Gnôme - Rhône 14M6/7 | ||
Cylindres | 14 radial | ||
Refroidiss. | Air | ||
Puissance décollage | 700 CV | ||
Puissance à | 660 CV à 5.000 m | ||
Tours/minute | 37030 | ||
Hélice | Nom | Ratier â pas variable | |
Diam. | 3,06 m | ||
Carburateur | ZenithRGSL.8 | ||
RéservoirsType AVIAL soudé | 9501 | ||
Réservoir huile type AVI AL soudé' | 47 1 | ||
Armement | Mitrailleuses | 3 X MAC 34 7,5 mm | |
Canons |
63.11
Modèles | Potez 63.11 | ||
Prototype | 31/12/1938 | ||
Pilote | Detré | ||
Production (1) | 863 | ||
Envergure | 16 m | ||
Longueur | 11,007 m | ||
Hauteur | 3, 62 m | ||
Surface Alaire | 32,7 m2 | ||
Poids à vide | 2.450 kg | ||
Poids en charge | 4.433 kg | ||
Capacité de charge | |||
Poids maximum | 2000 kg | ||
Vitesse maximum | 425 Km/hà 5.000 m | ||
Vitesse ascensionnelle | 2.000 m en4' | ||
Plafond | 8.500 m | ||
Rayon d'action maximum | 1.500 km | ||
Motorisation | Gnôme -Rhône 14M4/5 | ||
Cylindres | 14 radial | ||
Refroidiss. | Air | ||
Puissance décollage | 700 CV | ||
Puissance à | 660 CV à 5.000 m | ||
Tours/minute | |||
Hélice | Nom | Ratier à pas variable | |
Diam. | 3,05 m | ||
Carburateur | Zenith | ||
RéservoirsType AVIAL soudé | 9501 | ||
Réservoir huile type AVI AL soudé' | 47 1 | ||
Armement | Mitrailleuses | Jusqu`à 10 X MAC 34 7,5 mm | |
Canons |
На вооружении французских ВВС к 3 сентября 1939 года насчитывалось 22 самолета Р.633В2, которые были распределены между штурмовыми группами, ожидавшими перевооружения на Breguet Br.691/693/695. К началу немецкого вторжения 10 мая 1940 года не более 11 самолетов, из них исправных - 7, находились в составе GBA II/51, базировавшейся на аэродроме Le Luc. С 19 мая 1940 года эти самолеты принимали участие в боевых действиях, но к 30 мая исправных самолетов Potez P.633 в GBA II/51 практически не осталось, и далее во Второй мировой войне они не участвовали. В состав ВВС Виши попали 18 Р.633В2, но к началу 1941 года их сняли с эксплуатации.
Румыния заказала 40 самолетов Potez Р.633В2, но успела получить половину из них. Самолеты поступили во 2-ю бомбардировочную группу. 22 июня 1941 года во время первого налета семи "Потэзов" на аэродром Болград, два были сбиты, еще два совершили вынужденную посадку на своей территории, а остальные получили повреждения. Машины 2-й группы участвовали в боях под Одессой до осени 1941 года. В составе румынского авиакорпуса летом 1942 года на южном участке советско-германского фронта использовались шесть самолетов "Потез" Р.633В2 - они применялись, как разведчики.
В 1939 году Греции передали 13 самолетов данного типа из 24 заказанных. Они вошли в состав 31-й эскадрильи и с 28 октября 1940 года участвовали в отражении агрессии Италии. Наносили удары по целям на территории Албании, в том числе, по аэродромам, действовали мелкими группами или поодиночке. Китай заказал пять самолетов Potez Р.633В2, которые были конфискованы французским правительством и не попали по назначению.
Источники:
- Aero Journal Hors-Serie 10 (11-05) - Potez 630, 631, 633;
- А.Харук "Французские истребители Второй мировой войны";
- Aircraft Profile 195 - The Potez 63 Series;
- AirMagazine. Jose Fernandez. Les Potez 63.
< Назад |
---|