Это - Мобильная версия сайта про самолеты военной авиации. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-samolet.ru для компьютеров и ноутбуков.


 
Летающая лодка МДР-4

Морской дальний разведчик и торпедоносец МДР-4 (МДР-4бис, АНТ-27, МТБ-1)

Летающая лодкаМДР-4 (АНТ-27) стал дальнейшим развитием морского дальнего разведчика МДР-3 (не выпускавшегося серийно), разработанный под руководством советского авиаконструктора И.В. Четверикова. МДР-3 имел, как достоинства, так и недостатки, и поскольку флоту необходим был самолет данного класса, то для доработки задействовали коллектив КОСОС ЦАГИ во главе с А.Н. Туполевым. МДР-3 не был модернизирован (доработка фактически превратилась в создание нового самолета) - его переделали, в результате появился гидросамолет - АНТ-27 (МДР-4), сохранивший только обводы лодки МДР-3.

Самолет АНТ-27

УВВС, в ведении которого в то время находилась морская авиация, изменило обозначение МДР-3 на МДР-4, по причине внесения в конструкцию самолета значительных изменений.

Корпус лодки, кроме хвостовой части, был сохранен, А. Н. Туполев заменил в МДР-3:

  • две тандемные установки двигателей БМВ-1У - тремя установками двигателя М-34Р (из-за отсутствия М-34РН),
  • подкосное крыло - на свободнонесущее большей площади и хвостовое оперение - на большее и сильно поднятое.

Самолет МДР-4

Из трех установок М-34Р в 750/830 л. с. две были сделаны с тянущими винтами и одна - с толкающим. Крыло было выполнено по принятому в КОСОС типу с гофрированной цельнометаллической обшивкой в центроплане и с полотняной в консолях.

Самолет МДР-4 (АНТ-27)

Опытный образец МДР-4 (АНТ-27) должен был быть построен до 1 декабря 1933 года, однако, этот срок увеличился по различным причинам. Самолет закончили к 7 марта 1934 года и 8 апреля он впервые поднялся в небо (летчик Т.В.Рябенко) в Севастополе (МОЭЛИД ЦАГИ). В других испытаниях самолет пилотировал А.А.Волынский. А 16 апреля произошла катастрофа. Погибли Погосский, Волынский, инженер завода опытных конструкций Носков и инженер Синельников.

АНТ-27

АНТ-27

МДР-4 3М-34 АНТ-27

МДР-4 3М-34 АНТ-27

Дальнейшие испытания проходили на втором опытном экземпляре, который был обозначен АНТ-27бис и имел отличия от первого самолета, к тому же был легче на 200 кг. На нем усилили подкосы крепления мотоустановок, несколько уменьшили площади горизонтального и вертикального оперения, ширину лодки немного увеличили и несколько удлинили нос. Изменения коснулись и очертания днища. Постройку АНТ-27бис начали 5 мая, а завершили 29 сентября 1934 года.

АНТ-27

АНТ-27

АНТ-27бис впервые совершил полет 29 октября (летчик Т.В.Рябенко), заводские испытания продолжались до 8 марта 1935 года. А с 7 апреля по 1 июня проходили государственные испытания по двум вариантам использования:

  • дальний разведчик ДР-4,
  • морской тяжелый бомбардировщик МТБ-1, имевший больший полетный вес из-за бомбовой нагрузки и оборудования.

АНТ-27

Комиссия НИИ ВВС рекомендовала принять машину на вооружение при условии устранения недостатков (к примеру - установить моторы М-34РН), хотя самолет явно не превосходил западные аналоги, устарев до серийного производства. В мае АНТ-27бис проходил испытания с высотными двигателями, показав:

  • максимальную скорость на высоте 3000 м - 266 км/ч,
  • практический потолок - 6550 м.

МДР-4 (АНТ-27)

1935 год, самолет МДР-4 (АНТ-27) на Государственных испытаниях в Севастополе

Самолет на испытаниях

А 23 сентября самолет потерпел катастрофу, погибли летчик Якименко, начальник МОЭЛИД А.Е.Ведмедер и механик моторного завода М.Д.Смирнов. Причиной катастрофы была признана устаревшая технология крепления полотняной обтяжки. Однако, трагедия не повлияла на организацию серийного производства. Самолет МДР-4 был официально принят на вооружение ВВС РККА в начале 1936 года, как "переходный", что предполагало временную эксплуатацию до поступления более совершенной машины.

Сборка АНТ-27
Самолеты Постройка самолета
Сборка самолета

В целом завод сдал морскому ведомству 5 самолетов в 1936 году и 10 - в 1937 году, затем серийное производство было прекращено. Самолет использовался в качестве разведчика и торпедоносца-бомбардировщика.

 Основные технические характеристики самолета МТБ-3 
Длина самолета, м 21,9
Размах крыла, м 39,4
Площадь крыла, м2 177,5
Масса пустого самолета, кг 10500
Масса полной нагрузки, кг 4160
Масса полетная, кг 14660
Двигатели М-34Р
Количество двигателей 3
Мощность двигателя, л.с. 750/830
Скорость максимальная у земли, км/ч 232
Скорость на высоте 3 км, км/ч 211
Скорость посадочная, км/ч 100
Время набора высоты, 5000 м, мин. 55,0
Потолок практический, м 5450
Продолжительность полета, ч 7
Дальность полета, км 2130

Источники:

  • Владимир Котельников, Владимир Ригмант. Корабль по небу плывет.
  • Г.Ф. Петров. Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999.
  • Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
  • Авиация и космонавтика 1997 11-12.