Это - Мобильная версия сайта про самолеты военной авиации. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-samolet.ru для компьютеров и ноутбуков.


 
Гидросамолет МДР-3

Опытный морской дальний разведчик МДР-3

Гидросамолет МДР-3Самолет, разработанный под руководством советского авиаконструктора И.В. Четверикова, серийно не выпускался, но несмотря на это, привнес в авиацию некоторые новаторские идеи. Кроме того, на базе МДР-3 родился уже совсем другой гидросамолет - АНТ-27 (МДР-4), но это было позже. А в проекте опытного морского дальнего разведчика МДР-3, который в ЦКБ шел под обозначением №11 (самолет 11), было принято решение применять различные элементы конструкции от ТБ-5 (ТБ-5 - являлся опытным тяжелым дальним бомбардировщиком, который фактически был готов в мае 1931 года, а его испытания проводились с начала лета того же года).

МДР-3

По своей схеме МДР-3 был лодочным гидросамолетом с высокопоставленным подкосным крылом, положенным на лодку, и двухкилевым вертикальным оперением с килями, соединенными между собой, как и на упомянутом выше ТБ-5. На МДР-3 были установлены две тандемные силовые установки из четырех двигателей (БМВ-VI). Несмотря на то, что установки были удобны для обслуживания, однако масса машины значительно увеличилась, из-за двигателей водяного охлаждения. Бензобаки были клепаными дуралюминиевыми и устанавливались на стойках над центропланом крыла по обоим бортам лодки в плоскости разнесенных килей.

Морской самолет

Корпус МДР-3 был построен по судовым профилям и с острым реданом, что принципиально отличалось от обводов плоскодонной летающей лодки Дорнье "Валь", которая считалась классической в тот период времени. В корпусе лодки находились кабины для экипажа, состоявшего из семи человек. В средней части МДР-3 был водонепроницаемый отсек для хранения морского оборудования.

МДР-3

Корпус МДР-3

Вооружение состояло из четырех пулеметов ДА-2, установленных на подвижных турелях, также предусматривалась возможность установки бомб, суммарным весом до полутонны. И.В. Четвериков с целью определения мореходности самолета впервые предложил испытать модель МДР-3 в гидроканале ЦАГИ.

МДР-3

Весной 1931 года началась постройка морского дальнего разведчика МДР-3, завершившись к ноябрю того же года. 14 января 1932 года в Севастополе состоялся первый полет самолета. Летчик-испытатель - Б.Л.Бухгольц, в экипаж также вошли - сам конструктор и механик А. Днепров. В ходе испытаний, продолжавшихся до 25 марта, было выявлено несоответствие гидросамолета всем требованиям для машин данного класса. Во время полета были отмечены очень сильные колебания, которые передавались от хвоста самолета к носу - по причине воздушных винтов тандемных установок. Вибрации практически исчезли после установки винтов с самолета Дорнье "Валь". Чтобы окончательно ликвидировать колебания было необходимо значительно доработать хвостовую часть.

Cамолет

Хотя самолет продемонстрировал некоторые хорошие характеристики, как то: скорость до 210 км/ч и время разбега 36 секунд, но вместе с тем плохую скороподъемность и потолок - по причине ухудшенной аэродинамики и отчасти из-за тандемной установки двигателей. Аэродинамику в частности снижали:

  • отсутствие обтекателей и зализов на узлах стоек и подкосов,
  • заклепки с полукруглыми головками,
  • подвеска бомб по бортам,
  • наружные стрингеры и фальшборт лодки,
  • радиаторы тандемных установок.

МДР-3

Длина самолета, м 21,9
Размах крыла, м 32,2
Площадь крыла, м2 153
Масса пустого самолета, кг 8928
Масса полной нагрузки, кг 5044
Масса топлива, кг 3300
Масса полетная, кг 13973
Количество двигателей 4
Марка двигателя БМВ-VI
Мощность двигателя, л.с. 500/680
Скорость макс. у земли, км/ч 210
Скорость посадочная, км/ч 110
Потолок практический, м 2200
Продолжительность полета, ч 9
Дальность полета, км 1600
Разбег, с 36

Флот нуждался в самолете данного класса, к тому же МДР-3 имел продолжительность полета порядка 8 часов и дальность - 1600 км, по этому решено было продолжать работу над машиной. Для устранения недостатков задействовали коллектив КОСОС ЦАГИ (Конструкторский отдел сектора опытного самолетостроения Центрального аэрогидродинамического института) во главе с А.Н. Туполевым. Однако, МДР-3 не был модернизирован - его переделали, в результате появился гидросамолет - АНТ-27 (МДР-4), сохранивший только обводы лодки МДР-3. АНТ-27 (МДР-4) - трехдвигательный свободнонесущий высокоплан с однокилевой схемой вертикального оперения.

Летающая лодка МДР-4 стала первой и единственной машиной А.Н. Туполева подобного класса, которую приняли на вооружение.

Первый опытный самолет

Первый опытный АНТ-27

Источники:

  • Иван Бякин. Опытный морской дальний разведчик МДР-3.
  • Г.Ф. Петров. Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999.
  • Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.