Это - Мобильная версия сайта про самолеты военной авиации. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-samolet.ru для компьютеров и ноутбуков.


 
Бомбардировщик Ту-2 - Техническое описание
Содержание
Бомбардировщик Ту-2
Техническое описание
Ту-2 Стандартный
Дальние бомбардировщики

Техническое описание самолета Ту-2

Первые серийные бомбардировщики Ту-2 были цельнометаллическими с обшивкой носовой части фюзеляжа из шпона и перкалевой обшивкой рулей и элеронов. Однако в ходе серийного производства из-за нехватки алюминиевых сплавов пришлось носовую часть фюзеляжа (до 3-го шпангоута), хвостовой кок и законцовки крыла изготавливать из древесины, что, впрочем, к заметному ухудшению летных и эксплуатационных данных не привело.

Самолет Ту-2

Основой любого самолета является трехлонжеронное крыло. Причем передний и задний лонжероны - вспомогательные, представлявшие собой фактически продольные стенки. Между передним и главным лонжеронами, образовавшими кессон, располагались протектированные топливные баки, покрытые относительно толстым слоем резины, защищавшей их от утечки бензина в случае повреждения (прострела).

Самолет Ту-2

Для улучшения взлетно-посадочных характеристик имелись закрылки типа Шренка (по одной секции на центроплане и по две - на отъемных частях) с гидравлическим приводом (максимальный угол отклонения - 45°), а на нижней поверхности крыла - тормозные решетки, убиравшиеся заподлицо.Тормозные решетки предназначались для устойчивого пикирования самолета и исключения раскрутки винтов, однако допускалось и пикирование (так называемое скоростное) без них. В этом случае скорость бомбардировщика, как следует из технического описания самолета завода № 23, изданного во время войны, достигала 900 км/ч (это, видимо, или опечатка или по показаниям прибора, поскольку достижение такой истинной скорости было невозможно). Удлинение крыла - 7,3, угол поперечного У=7°1,.

Самолет Ту-2

Фюзеляж - полумонокок. Технологически он делился на носовую (Ф-1), среднюю (Ф-2) и хвостовую (Ф-3) части, стыковавшихся с помощью болтов. В Ф-1 расположена передняя кабина с рабочими местами летчика и штурмана, причем кресло пилота смешено к левому борту для улучшения обзора вперед и влево-вниз, что очень важно при посадке самолета. Кресло штурмана расположене чуть сзади пилота и смешено к правому борту. Для лучшего обзора вниз носовая часть Ф-1 снизу застеклена и в ней имеется аварийный выход.

Общий вид и схема технологического членения самолета Ту-2

Схема самолета Ту-2

Вы можете увидеть схему в лучшем качестве (откроется в новом окне)

Фонарь передней кабины состоит из неподвижных козырька с плоским остеклением, боковой (левой) панели с форточкой и задней части со стрелковой установкой штурмана. Средняя часть фонаря включает правую боковую панель с форточкой, закрепленной на петлях и откидывающейся вправо, а его подвижная часть - влево.На самолетах Ту-2С с 48-й серии завода № 23 и с 1-й серии завода N° 166 увеличили размеры фонаря. Одновременно выдвижную форточку (справа) заменили откидывающейся на петлях внутрь, а форточку слева - увеличили. При этом обе форточки снабдили замками, фиксировавшими их в закрытом положении.Средняя часть фюзеляжа (Ф-2) включала грузовой (бомбовый) отсек, центроплан несущей поверхности и топливные баки.В хвостовой части (Ф-3) помимо задней кабины с рабочими местами стрелка-радиста и стрелка находилась часть оборудования самолета, аэрофотоаппарат и ниша уборки хвостовой опоры шасси.У стрелков по бокам фюзеляжа имелись окна (блистера). Причем на самолетах, выпущенных в Омске - по три с каждого борта, а у машин завода № 23 - по одному, но большего размера.

Схема фонаря самолета

Передний фонарь самолета Ту-2.
1 — козырек, 2 — верхняя крышка, 3 — правая створка, 5 — задняя блистерная часть

Оперение - двухкилевое, свободнонесущее, выполнено как единый агрегат, крепившийся к фюзеляжу болтами. Горизонтальное оперение включает стабилизатор и руль высоты из двух половин, а вертикальное - два киля с рулями поворота. Шасси с масляно-пневматическими амортизаторами - убирающееся, трехколесное с хвостовой опорой. Основные стойки с тормозными колесами размером 1100x400 мм убираются в ниши обтекателей мотогондол с помощью гидравлического подъемника, а хвостовая с колесом размером 470x210 мм - в соответствующий отсек фюзеляжа. На самолеты завода № 166 первоначально устанавливали моторы воздушного охлаждения М-82 с редукцией 9/16 и номинальной мощностью 1330 л.с. на высоте 6400 м. Воздушные винты - АВ-5-167А диаметром 3,8 м.

Кабина самолета

Кабина самолета ТУ-2

Топливная система состояла из 18 протектированных баков общей емкостью 3000 литров с системой заполнения нейтральным газом из выхлопных устройств моторов. Впоследствии ставились двигатели АШ-82ФН с трехлопастными и четырехлопастными воздушными винтами. Управление рулями и элеронами - жесткое, посредством трубчатых тяг. На рулях и элеронах имелись триммеры с электромеханическим управлением.Управление закрылками и тормозными решетками - гидравлическое от двух гидропомп, расположенных на моторах.

Приборная доска летчика (по 10-й самолет 50-й серии).
Вы можете увеличить изображение.

Приборная доска пилота самолета

1,2 — сигнализация выключения пушек, 3 — выключатель лампочек сигнализации шасси, 4 — сигнальные лампочки выпущенного положения шасси, 5 — сигнальные лампочки убранного положения шасси, 6 — вольтметр, 7 — указатель положения закрылков, 8 — гиромагнитный компас ГМК-2, 9 — авиагоризонт ЛГП-1, 10 — указатель скорости, 11 — указатель поворота УП-2, 12 — вариометр, 13 — указатель температуры наружного воздуха, 14 — высотомер, 15 — индикатор радиополукомпаса, 16 — бензиномер, 17 — манометр бензина. 18 — манометр масла, 19 — указатель температуры выходящего масла, 20 — указатель температуры цилиндров, 21 — тахометр, 22 — мановакуумметр, 23 — выключатель бензиномера

Ранее стрелковая установка штурмана размещалась в блистере, позднее ее заменили ВУС-1 с выдвижным козырьком из органического стекла. В рабочем положении козырек откатывался назад и стопорился пружинами. Все щели в фонаре тщательно герметизировались резиновыми профилями и лентами. Фонарь стрелка-радиста состоял из средней части, открывавшей доступ в кабину, и задней подвижной части ("черепахи") для стрелковой установки. Средняя часть имела верхнюю крышку и две боковые створки. Правая была жестко закреплена и имела сдвижную форточку, а левая (откидывающаяся вбок) - навешивалась на петлях. "Черепаха", отодвигаясь по рельсам, открывает турель и предохраняет стрелка-радиста от воздействия потока воздуха. Бомбардировочное вооружение включало бортовые кассеты с замками и упорами для бомб, мосты для подвески кассет ПКД-2 с замками, системы замков "актив" и "пассив" и подъема бомб, прицелы ОПБ-1Р и ПБП-1 для бомбометания с горизонтального полета и пикирования и стрельбы из неподвижных пушек соответственно. Нормальная бомбовая нагрузка - 1000 кг, максимальная - 2000 кг, а в случае применения по переднему краю обороны противника - 3000 кг.

Стрелковые установки "Блистер" и ВУС-1 
Стрелковые установки
Стрелковые установки
"Блистер"
ВУС-1

Стрелково-пушечное вооружение постоянно менялось, но на машинах периода Великой Отечественной войны оно включало два неподвижных орудия ШВАК, размещенных в центроплане с боезапасом по 150 патронов на ствол и трех пулеметов Березина калибра 12,7 мм. По одному из пулеметов размещалось в блистерной установке у штурмана с углами обстрела по горизонтали — 82° и вертикали - 40° (боекомплект 190 патронов), у стрелка-радиста с углами обстрела по горизонтали - 180° и вертикали - 62° вверх и 10° вниз в стороны (ВУМ-1, 250 патронов) и в люковой установке с углами обстрела по горизонтали - 52° и вертикали - 46° (по типу пикирующего бомбардировщика Пе-2, 300 патронов).Самолет комплектовался стандартным набором пилотажно-навигационного оборудования и приборами контроля работы силовой, топливной, электрической и гидравлической систем, а также радиостанцией РСБ-бис, радиополукомпасом РПК-7, автоматом курса АК-1, аэрофотоаппаратами АФА-В и ночным НАФА-19.

Стрелковая установка

Установка ВУБ-2М

Основные данные самолетов Ту-2 завода № 166

Ту-2

Тип самолета
Ту-2
Головной серийный
Двигатель
М-82
Взлетная мощность, л.с.
2x1700
Размах крыла, м
18,52
Длина, м
13,8
Площадь крыла, м2
48,52
Вес взлетный, кг
 
нормальный
10500
перегрузочный
11750
Вес пустого, кг
7500
Вес топлива, кг
2136
Скорость макс., км/ч
 
у земли
446
на 1-й гр. высотности
51 8/27 605
на 2-й гр. высотности
посадочная
161
Практический потолок, м
9500
Время набора высоты, мин.
 
5000 м
11
практического потолка
Дальность макс., км
22701
Разбег/пробег, м
525/710
Экипаж, чел
4

№100308

Тип самолета
Ту-2
№100308
Двигатель
М-82
Взлетная мощность, л.с.
2x1700
Размах крыла, м
18,52
Длина, м
13,8
Площадь крыла, м2
48,8
Вес взлетный, кг
 
нормальный
10538
перегрузочный
11767
Вес пустого, кг
7601
Вес топлива, кг
2200
Скорость макс., км/ч
 
у земли
444
на 1-й гр. высотности
521/3200
на 2-й гр. высотности
514/6160
посадочная
156
Практический потолок, м
9000
Время набора высоты, мин.
 
5000 м
10,2
практического потолка
35
Дальность макс., км
20202
Разбег/пробег, м
450-530/545
Экипаж, чел
4

№100716

Тип самолета
Ту-2С
№100716
Двигатель
АШ-82ФН
Взлетная мощность, л.с.
2x1850
Размах крыла, м
18,52
Длина, м
13,8
Площадь крыла, м2
48,8
Вес взлетный, кг
 
нормальный
10574
перегрузочный
11768
Вес пустого, кг
7474
Вес топлива, кг
2100
Скорость макс., км/ч
 
у земли
4824
на 1-й гр. высотности
530/2400
на 2-й гр. высотности
547/5400
посадочная
Практический потолок, м
9500
Время набора высоты, мин.
 
5000 м
9,5
практического потолка
Дальность макс., км
2180
Разбег/пробег, м
415/—
Экипаж, чел
4

№04/07

Тип самолета
Ту-2
№04/07 1947 г.
Двигатель
АШ-82ФН
Взлетная мощность, л.с.
2x1850
Размах крыла, м
18,52
Длина, м
13,8
Площадь крыла, м2
48,8
Вес взлетный, кг
 
нормальный
11030
перегрузочный
Вес пустого, кг
Вес топлива, кг
Скорость макс., км/ч
 
у земли
на 1-й гр. высотности
на 2-й гр. высотности
535/5700
посадочная
Практический потолок, м
9200
Время набора высоты, мин.
 
5000 м
11,2
практического потолка
Дальность макс., км
2620
Разбег/пробег, м
Экипаж, чел
4

№06/15

Тип самолета
Ту-2
№06/15 1948 г.
Двигатель
АШ-82ФН-212
Взлетная мощность, л.с.
2x1850
Размах крыла, м
18,52
Длина, м
13,8
Площадь крыла, м2
48,8
Вес взлетный, кг
 
нормальный
11400
перегрузочный
Вес пустого, кг
Вес топлива, кг
Скорость макс., км/ч
 
у земли
на 1-й гр. высотности
на 2-й гр. высотности
554/5550
посадочная
Практический потолок, м
9100
Время набора высоты, мин.
 
5000 м
10,3
практического потолка
Дальность макс., км
2000
Разбег/пробег, м
Экипаж, чел
4

№1660920

Тип самолета
Ту-23
№1660920 1949 г.
Двигатель
АШ-82ФН
Взлетная мощность, л.с.
2x1850
Размах крыла, м
18,52
Длина, м
13,8
Площадь крыла, м2
48,8
Вес взлетный, кг
 
нормальный
перегрузочный
Вес пустого, кг
Вес топлива, кг
Скорость макс., км/ч
 
у земли
на 1-й гр. высотности
 
на 2-й гр. высотности
560/5550
посадочная
Практический потолок, м
9000
Время набора высоты, мин.
 
5000 м
10,3
практического потолка
Дальность макс., км
2050
Разбег/пробег, м
Экипаж, чел
4
1. На скорости 455 км/ч и высоте 4200 м, 1472 км на скорости 465 км/ч и высоте 750 м.
2. На скорости 365 км/ч и высоте 1000 м, 1980 км на скорости 403 км/ч и высоте 3000 м.
3. С четырехлопастными винтами АВ-9вф-21к.
4. На номинальном режиме.
5. При открытом фонаре стрелка-радиста.

Основные данные самолетов Ту-2 завода № 23 по результатам государственных испытаний

№16/7

Тип самолета
Ту-2С5
№16/7
Двигатель
АШ-82ФН
Взлетная мощность, л.с.
2x18501
Размах крыла, м
18,52
Длина, м
13,8
Площадь крыла, м2
48,8
Вес взлетный, кг
 
нормальный
10700
перегрузочный
11720
Вес пустого, кг
7760
Вес топлива
 
(нормальный/максимальный), кг
980/1960
Скорость макс., км/ч
 
у земли
5162
на 1-й гр. высотности
541/2600
на 2-й гр. высотности
559/57757
на 3-й границе высотности
посадочная
148
Практический потолок, м
9650
Время набора высоты, мин.
 
5000 м
9,3
практического потолка
Дальность макс., км
2065
Разбег/пробег, м
510/590
Экипаж, чел
4

№18/11

Тип самолета
Ту-2С
№18/11
Двигатель
АШ-82ФН
Взлетная мощность, л.с.
2x1850
Размах крыла, м
18,52
Длина, м
13,8
Площадь крыла, м2
48,8
Вес взлетный, кг
 
нормальный
10500
перегрузочный
11520
Вес пустого, кг
7603
Вес топлива
 
(нормальный/максимальный), кг
1970
Скорость макс., км/ч
 
у земли
4889
на 1-й гр. высотности
на 2-й гр. высотности
549
на 3-й границе высотности
посадочная
Практический потолок, м
9600
Время набора высоты, мин.
 
5000 м
9,3
практического потолка
Дальность макс., км
2050
Разбег/пробег, м
425/510
Экипаж, чел
4

24/32

Тип самолета
Ту-2С
№24/32
Двигатель
АШ-82ФН
Взлетная мощность, л.с.
2x1850
Размах крыла, м
18,52
Длина, м
13,8
Площадь крыла, м2
48,8
Вес взлетный, кг
 
нормальный
10575
перегрузочный
11600
Вес пустого, кг
7622
Вес топлива
 
(нормальный/максимальный), кг
985/1970
Скорость макс., км/ч
 
у земли
505
на 1-й гр. высотности
527/2600
на 2-й гр. высотности
543/5700
на 3-й границе высотности
посадочная
150
Практический потолок, м
9650
Время набора высоты, мин.
 
5000 м
9,3
практического потолка
Дальность макс., км
2160
Разбег/пробег, м
440/590
Экипаж, чел
4

№23/35

Тип самолета
Ту-2
№23/35
Двигатель
АШ-82ФН-312Т
Взлетная мощность, л.с.
2x18304
Размах крыла, м
18,52
Длина, м
13,8
Площадь крыла, м2
48,8
Вес взлетный, кг
 
нормальный
10540
перегрузочный
11565
Вес пустого, кг
7613
Вес топлива
 
(нормальный/максимальный), кг
985/1970
Скорость макс., км/ч
 
у земли
502
на 1-й гр. высотности
526/2600
на 2-й гр. высотности
536/4300
на 3-й границе высотности
540/5600
посадочная
147
Практический потолок, м
9750
Время набора высоты, мин.
 
5000 м
9,6
практического потолка
Дальность макс., км
2160
Разбег/пробег, м
430/690
Экипаж, чел
4

№31/54

Тип самолета
Ту2С
№31/54
Двигатель
АШ-82ФН
Взлетная мощность, л.с.
2x1850
Размах крыла, м
18,52
Длина, м
13,7
Площадь крыла, м2
48,8
Вес взлетный, кг
 
нормальный
10990
перегрузочный
12300
Вес пустого, кг
Вес топлива
 
(нормальный/максимальный), кг
Скорость макс., км/ч
 
у земли
4763
на 1-й гр. высотности
на 2-й гр. высотности
545/5700
на 3-й границе высотности
посадочная
Практический потолок, м
9200
Время набора высоты, мин.
 
5000 м
10,8
практического потолка
41,4
Дальность макс., км
26108
Разбег/пробег, м
470-580/500
Экипаж, чел
4
1. Номинальная мощность на высоте 1550 м — 1670 л.с., на высоте 4600 м — 1460 л.с.
2. На форсаже, на номинальном режиме — 488 км/ч.
3. Скорость 330 км/м, высота 1000 м. Продолжительность полета 6 часов 20 минут.
4. 1650 л.с. — на 1-й границе высотности 1575 м, 1515 л.с. — на 2-й границе высотности 3250 м, 1425 л.с. — на 3-й границе высотности 4750 м.
5. С опытными винтами AB-5B-21A.
6. С серийными винтами АВ-5В-167А.
7. На максимальном режиме, на номинальном — 544 км/ч на высоте 5700 м.
8. На высоте 1000 м, на наивыгоднейшей скорости с 1000 кг бомб.
9. На номинальном режиме.