Многоцелевой самолет взаимодействия с сухопутными войсками Westland Wapiti
Самолет Уэстленд "Уопити" (иногда упоминается произношение - "Вапити") создан под началом Р. Брюса и А. Дэвенпорта в конструкторском бюро "Уэстленд эйркрафт уоркс". При создании использовалось крыло от самолета Де Хевилленд DH.9A. С марта 1927 года начал проходить испытания опытный образец. В том же году, с декабря месяца, было организовано серийное производство на заводе "Уэстленд" в Еовиле; с апреля 1931 года эти самолеты строились в Претории на предприятии "Робертс Хейте", где выпущено 27 единиц, а также "Уопити" выпускал один из заводов в Австралии. Всего построено более 1000 самолетов данного типа. В Англии производство завершено в 1932 году.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Нажмите на фото для увеличения |
Самолеты Westland Wapiti находились на вооружении:
- с января 1928 года - в Великобритании;
- с февраля 1930 года - в Австралии;
- с 1930 года - в ЮАС;
- с 1931 года - в Китае;
- с 1934 года - в Саудовской Аравии;
- с марта 1936 года - в Канаде.
Среди основных серийных боевых модификаций можно назвать:
- "Уопити" I с мотором "Юпитер" VI;
- "Уопити" IA - экспортный вариант:
• для Австралии - с мотором "Юпитер" VIII и предкрылками,
• для ЮАС - с мотором "Пантер" II,
• в Австралии строился как "Уопити" IB с мотором "Юпитер" VIIIF; - "Уопити" II с мотором "Юпитер" VIII и цельнометаллическим планером;
- "Уопити" IIA с усиленным каркасом фюзеляжа, предназначался для применения в колониях, строился с моторами "Юпитер" VIII/VIIIF/IXF/ IXFA/XFA.
Самолеты типа IIA переделывались в Канаде с установкой закрытого фонаря кабины, отопления, нового хвостового оперения, колес низкого давления; - "Уопити" III с мотором "Ягуар" IV - экспортный вариант для ЮАС, выпускался также в Претории;
- "Уопити" V - модификация типа IIA с удлиненным фюзеляжем;
- "Уопити" VIII - экспортный вариант для Китая, с мотором "Пантер" IIА, удлиненным фюзеляжем и шасси с обтекателями колес.
Самолет Уэстленд "Уопити" являлся одномоторным бипланом смешанной конструкции, с неубирающимся шасси. Двигатель устанавливался в зависимости от модификации. Экипаж самолета состоял из 2 человек. Вооружение включало один синхронизированный пулемет Виккерс калибра 7,7 мм и один пулемет Льюис такого же калибра над задней кабиной; бомбовая нагрузка до 263 кг.
Экипаж, чел | 2 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 1728 |
нормальная взлетная | 2449 |
Размах крыла, м | 14.15 |
Длина, м | 9.65 |
Высота, м | 3.61 |
Площадь крыла, кв.м | 43.48 |
Тип двигателя | 1 ПД Bristol Jupiter VIIIF |
Мощность, л.с. | 1 х 550 |
Максимальная скорость, км/ч | 225 |
Крейсерская скорость, км/ч | 177 |
Практическая дальность, км | 853 |
Практический потолок, м | 6280 |
Самолеты Westland Wapiti в основном находились в колониях. Они принимали участие в 1929 году в "воздушном мосте" при эвакуации из Кабула иностранных граждан. Периодически применялись на окраинах Индии в полицейских операциях против мятежных племен. В метрополии самолеты этого типа сосредотачивались во Вспомогательных (резервных) ВВС.
К моменту начала второй мировой войны "Уопити" еще находились на вооружении таких стран, как Канада, Индия, ЮАС. Самолеты ВВС Канады осуществляли патрулирование побережья с цеью поиска подводных лодок с сентября 1939 года по апрель 1940 года. Самолеты ЮАC также производили разведку у побережья ЮАС и Юго-Западной Африки. Осенью 1940 года они участвовали в боях на кенийско-сомалийской границе.
Эскадрильи Великобритании в Индии и Военно-воздушные силы Индии сняли Уэстленд "Уопити" с вооружения в середине 1940 года, затем их несколько лет использовали в летных школах. В канадские авиашколы Wapiti передали в апреле 1940 года, некоторые самолеты до августа 1940 года применялись в качестве буксировщиков мишеней. В 1941 году ВВС ЮАC окончательно сняли с вооружения "Уопити".
Источники:
- В.Котельников "Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны".
- Дениэл Дж.Марч "Английские военные самолеты Второй Мировой войны".
- Derek N.James "Westland Aircraft Since 1915".
< Назад | Вперед > |
---|