Британский многоцелевой самолет Fairey Seal (морской котик)
Самолет Фэйри Сил являлся морским аналогом сухопутного разведчика "Гордон" II, отличаясь от него хвостовым колесом вместо костыля, тормозными колесами и катапультным оборудованием. И "Сил", и "Гордон" представляли собой дальнейшее развитие самолета Фэйри IIIF. "Гордон" первоначально назывался IIIF Mk.V, а "Сил" - IIIF Mk.VI. Первый опытный экземпляр Fairey Seal, переделанный из IIIF Mk.IIIB, поднялся в небо 27 ноября 1931 года (на колесах); на поплавках первый полет состоялся 23 сентября 1932 года (даты в разных источниках несколько отличаются). Fairey Seal - корабельный (палубный или катапультный) разведчик. Одномоторный цельнометаллический биплан. Шасси сменное: колеса или два поплавка. Создан в КБ фирмы "Фэйри авиэйшн".
Серийное производство самолетов Fairey Seal начали в 1933 году на заводе "Фэйри" в Хэйсе, а сняли с производства в марте 1935 года. Всего было изготовлено 104 самолета.
Самолеты авиации Военно-морских сил Великобритании Fairey Seal находились на вооружении британского флота с апреля 1933 года, а также в Перу, Аргентине и Чили - с 1934 года, в Латвии - с 1935 года. Экипаж самолета состоял из 3 человек. Двигатель "Пантер" IIА - на большинстве машин, "Пантер" VI - на экспортных самолетах для Аргентины, "Лайон" XI - для Чили, "Пегасус" IIIM3 - для Латвии. Вооружение самолета - 2x7,69, бомбы до 230 кг.
Размах крыла, м | 13,94 |
Длина, м | 11,20 |
Высота, м | 4,32 |
Площадь крыла, м2 | 40,69 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 1588 |
нормальная взлетная | 2679 |
Тип двигателя | 1 ПД Armstrong-Siddeley Panther IIA |
Мощность, л.с. | 1 х 525 |
Максимальная скорость, км/ч | 233 |
Крейсерская скорость, км/ч | 212 |
Практическая дальность, км | 966 |
Практический потолок, м | 6705 |
Экипаж | 3 |
Вооружение | один передний 7.7-мм пулемет Vickers и один задний 7.7-мм пулемет Lewis |
Бомбовая нагрузка | до 227 кг на подкрылевых держателях |
С весны 1933 года самолеты "Сил" стали применять на авианосцах британского флота - "Корейджес", "Гермес", "Игл", "Фьюриэс" и "Глориэс". В основном с береговых баз летали самолеты, установленные на поплавки. С 1938 года Fairey Seal на авианосцах начали заменять на более современные бипланы типа "Шарк" и "Свордфиш". К началу Второй мировой войны поплавковые разведчики несли службу на базах в колониях, например, на Цейлоне (в составе 273 противолодочной эскадрильи), где осуществляли противолодочное патрулирование у побережья. Большая часть из них была уничтожена в апреле 1942 года при ударе соединения адмирала Нагумо по Коломбо и Тринкомали, остальные вскоре списали. Несколько самолетов использовались до 1943 года в составе эскадрильи фоторазведки.
Латвийские гидросамолеты в состав ВВС РККА в 1940 года не вошли, они применялись в качестве мишеней на полигоне.
На поплавки ставили и сухопутные разведчики "Гордон", эксплуатировавшиеся в колониях, в частности - в Египте. Первые из них на поплавки от IIIF поставили в начале 1933 года. Пять "гордонов" на поплавках в 1934 года были проданы в Бразилию. Поплавковые "гордоны" несли службу до 1938 года, а их колесные аналоги в учебных подразделениях - до сентября 1941 года.
Источники:
- Андрей Харук. Все гидросамолеты Второй Мировой.
- Энциклопедия военной техники. Бипланы, трипланы, гидросамолеты. (перевод Т. Горшковой).
- В.Котельников. Гидросамолеты 1939-1945 (Авиаколлекция).
- Putnam. Francis K. Manson. The British Bomber Since 1914.
< Назад | Вперед > |
---|