Палубный торпедоносец Блекбёрн Шарк
|
Британский палубный торпедоносец-разведчик Blackburn Shark
Блекбёрн Шарк - являлся разведчиком, бомбардировщиком и торпедоносцем. Одномоторный цельнометаллический биплан. Создан в КБ "Блэкберн эйрплейн энд мотор компани" (с 1936 года называлась "Блэкберн эйркрафт") как палубный бомбардировщик-торпедоносец. Опытным образцом "Шарка" стал самолет В-6 (Т.9), который впервые поднялся в небо 24 августа 1933 года на колесах. С декабря 1934 года Shark серийно производился на заводах "Блэкберн" в Бру и Дамбартоне, а с июля 1939 года - также на предприятии фирмы "Боинг оф Кэнеда" в Ванкувере. Всего было построено 265 самолетов этого типа, в том числе 17 - в Канаде. Шасси сменное: колеса или два поплавка. На поплавки Blackburn Shark впервые был поставлен в апреле 1935 года, превратив его в катапультный разведчик для крупных боевых кораблей. С мая 1935 года часть самолетов стала собираться на поплавковом шасси. Эти самолеты находились на вооружении Великобритании с мая 1935 года, Канады и Португалии - с 1936 года.
Серийно производились следующие модификации:
- "Шарк" I (Т.9) с мотором "Тайгер" IV;
- "Шарк" II (Т.9А) с мотором "Тайгер" VIC; экспортные самолеты модификации IIA имели дополнительные бензобаки;
- "Шарк" III (Т.9В) с закрытой кабиной; машины канадской постройки с мотором "Пегасус" IX, последние самолеты - с округлым рулем поворота.
Экипаж - 2 (3) человека. Двигатель - в зависимости от модификации. Вооружение - 2x7,69, бомбы до 750 кг или одна торпеда (680 кг). С июля 1938 года завод в Дамбартоне дорабатывал "Шарк" II под стандарт модификации III. Поплавковые самолеты "Шарк" появились на линкорах и крейсерах британского флота с начала 1937 года, но уже с ноября начали заменяться более современными типами самолетов. С ноября 1937 года их стали использовать для буксировки мишеней для тренировки зенитчиков. На береговых базах "Шарк" нес службу до начала Второй мировой войны. В июне 1940 года как разведчики и самолеты связи они участвовали в организации эвакуации английских войск из Дюнкерка. Небольшое количество самолетов этого типа выполняли задачи с Мальты в начале обороны острова, а также отражали высадку японского десанта в Малайе в декабре 1941 года.
Blackburn Shark ВВС Канады с сентября 1939 года патрулировали побережье Британской Колумбии. В октябре 1942 года "Шарк" III атаковал немецкую подлодку.
Производство самолетов в Англии было прекращено с декабря 1937 года, в Канаде - в апреле 1940 года. Британский флот снял "Шарк" с вооружения в 1942 года. В Канаде Blackburn Shark применялись в качестве учебных до 1944 года. В июне 1944 года канадцы передали самолеты англичанам; их использовал учебный центр на о. Тринидад.
Основные характеристи Shark Mk.II
Экипаж, чел |
2-3 |
Размах крыла, м |
14,02 |
Длина, м |
10,74 |
Высота, м |
3,68 |
Площадь крыла, м2 |
45,43 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1832 |
нормальная взлетная |
3651 |
Тип двигателя |
1 ПД Armstrong Siddley Tiger VI |
Мощность, л.с. |
1 х 760 |
Максимальная скорость, км/ч |
241 |
Крейсерская скорость, км/ч |
190 |
Практическая дальность, км |
1006 |
Практический потолок, м |
4875 |
Вооружение: |
впереди один фиксированный 7.7-мм пулемет Vickers и один подвижно закрепленный в задней кабине 7.7-мм пулемет Lewis или Vickers VGO 1х 680-килограммовая торпеда или 907 кг бомб |
Описание конструкции самолета Blackburn Shark
Разведчик, бомбардировщик-торпедоносец - одномоторный цельнометаллический двухпоплавковый трехместный биплан. Фюзеляж имел передовую для своего времени полумонококовую конструкцию и разделялся на три водонепроницаемые части (отсеки), что давало дополнительную плавучесть при вынужденной посадке на воду и экипаж мог спокойно покинуть самолет. На стальной мотораме в передней части фюзеляжа был установлен двигатель, за которым находились агрегаты топливной и масляной систем, закрытые быстросъемными панелями. Перед кабиной экипажа были установлены два основных топливных бака.
Кабина экипажа занимала центральную секцию фюзеляжа. Все члены экипажа размещались друг за другом. Кабина была полностью открытой на ранних модификациях самолета, лишь небольшой ветровой козырек защищал пилота. Позже, на Shark III кабину частично закрыли прозрачным фонарем и установили систему обогрева. Кабина стрелка оставалась открытой. Самолет мог летать и в простых метеоусловиях, и в сложных - приборное оборудование позволяло это делать. Блоки радиостанции и аппаратура для фоторазведки размещались в кабине радиста-наблюдателя, который производил съемку через специальное окно в полу кабины. У стрелка был установлен 7,7-мм пулемет "Виккерс". Киль и стабилизатор с рулем высоты крепились в хвосте фюзеляжа.
Вооружение состояло из двух 7,7-мм пулеметов "Виккерс": курсового в правой верхней части фюзеляжа с боекомплектом 1000 патронов и оборонительного в кабине стрелка. Полная бомбовая нагрузка составляла 800 кг. На десяти крыльевых бомбодержателях можно было размещать 60-кг бомбы, а на центральном подфюзеляжном узле - авиационную торпеду.
Силовая установка самолетов Shark I и II состояла из звездообразного двигателя воздушного охлаждения Tiger IV или Tiger VI фирмы Armstrong Siddeley motors мощностью 700 и 760 л.с. соответственно. На самолете Shark III устанавливался более мощный двигатель Pegasus III мощностью 800 л.с. Двигатели Tiger оснащались двухлопастными винтами постоянного шага, а Pegasus-трехлопастными металлическими винтами. Топливо размещалось в двух основных фюзеляжных топливных баках общей емкостью 722 литра на Shark I и 770 литров на Shark II и III. На этих же модификациях устанавливался и дополнительный резервный бак емкостью 90 литров. На португальских самолетах предусматривалась установка дополнительного подфюзеляжного топливного бака емкостью 720 литров.
Крылья самолета составляли бипланную коробку, размах нижнего крыла был значительно меньше. Оба крыла имели одинаковую двухлонжеронную цельнометаллическую конструкцию. Лонжероны изготавливались из нержавеющей стали. Нервюры - из легкого алюминиевого сплава. Обшивка - полотняная. Носок крыла на поздних модификациях имел дюралюминиевую обшивку.
Взлетно-посадочное устройство состояло из двух поплавков цельнометаллической конструкции, разделенных на четыре герметичных секции. На каждом поплавке был руль, управляемый из кабины пилота педалями. С целью придания поплавкам большей жесткости сверху на них наклепывались дополнительные лонжероны. На всех самолетах шасси было сменным. Можно было устанавливать поплавки или колеса. Для крепления поплавков к фюзеляжу использовались дополнительные подкосы, между собой они соединялись поперечиной.
Источники:
- Андрей Харук. Все гидросамолеты Второй Мировой.
- Энциклопедия военной техники. Бипланы, трипланы, гидросамолеты. (перевод Т. Горшковой)
- В.Котельников. Гидросамолеты 1939-1945 (Авиаколлекция).
- Н. Околелов, А. Чечин. "Акула", так и не показавшая зубов.