Британский самолет - буксировщик мишеней Hawker Henley
Самолет Великобритании Хоукер "Хенли" изначально разрабатывался как легкий бомбардировщик, но в серийное производство поступил, как буксировщик мишеней. В феврале 1934 года Министерство авиации выпустило техническое задание P.4/34 с требованиями к легкому бомбардировщику, способному также эксплуатироваться в качестве штурмовика. В соответствии с техзаданием самолет должен был обладать достаточно высокими летно-техническими характеристиками, а его максимальная скорость должна была составить 483 км/ч.
В тот период времени британский одноместный истребитель Hawker Hurricane находился на заключительном этапе разработки, а с учетом высоких требований к летным качествам и достаточно небольшой бомбовой нагрузкой нового самолета, специалисты Hawker сочли целесообразным создавать его со сходными размерами; к тому же использование некоторых узлов истребителя "Хоукер Харрикейн" позволяло упростить подготовку производства и экономить средства. Приведем для справки небольшую таблицу некоторых характеристик британского Харрикейн IIa, а также самолетов СССР и люфтваффе.
Харрикейн IIa
Модель
|
Харрикейн IIa
|
Экипаж, человек
|
1
|
Полетный вес, кг
|
3171
|
Скорость у земли, км/ч
|
427
|
Время набора высоты 5000 м, мин
|
7,2
|
Скорость км/ч, на высоте м 5500
|
522
|
Время виража, сек
|
20,5
|
Практический потолок, м
|
10100
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
8x7,69
|
Вооружение, пушки, мм
|
2x20
|
И-16
Модель
|
И-16
|
Экипаж, человек
|
1
|
Полетный вес, кг
|
1966
|
Скорость у земли, км/ч
|
408
|
Время набора высоты 5000 м, мин
|
6,2
|
Скорость км/ч, на высоте м 4350
|
461
|
Время виража, сек
|
16
|
Практический потолок, м
|
9800
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
1x12,7
|
Вооружение, пушки, мм
|
нет
|
ЛаГГ-3
Модель
|
ЛаГГ-3
|
Экипаж, человек
|
1
|
Полетный вес, кг
|
3100
|
Скорость у земли, км/ч
|
446
|
Время набора высоты 5000 м, мин
|
7,1
|
Скорость км/ч, на высоте м 4450
|
518
|
Время виража, сек
|
26
|
Практический потолок, м
|
9300
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
2x7,62
|
Вооружение, пушки, мм
|
нет
|
Bf-109E-4
Модель
|
Bf-109E-4
|
Экипаж, человек
|
1
|
Полетный вес, кг
|
2585
|
Скорость у земли, км/ч
|
470
|
Время набора высоты 5000 м, мин
|
6,2
|
Скорость км/ч, на высоте м 4450
|
558
|
Время виража, сек
|
23
|
Практический потолок, м
|
10000
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
нет данных
|
Вооружение, пушки, мм
|
1x20
|
Bf-109F-2
Модель
|
Bf-109F-2
|
Экипаж, человек
|
1
|
Полетный вес, кг
|
2780
|
Скорость у земли, км/ч
|
502
|
Время набора высоты 5000 м, мин
|
5,3
|
Скорость км/ч, на высоте м 6000
|
594
|
Время виража, сек
|
19,5
|
Практический потолок, м
|
10400
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
1x12,7
|
Вооружение, пушки, мм
|
6xPC82 PC - установка с подвешенным снарядом
|
Итак, новый самолет Hawker, получивший название Henley, имел хвостовое оперение и внешние части консолей крыла, как у британского истребителя Второй мировой войны Hurricane, но у него не было четырех пулеметов. Самолеты имели разницу в размерах, но в качестве двигателя для легкого бомбардировщика был также выбран Rolls-Royce Merlin. Среднеплан Hawker Henley с бомбоотсеком под крылом, который вмещал до 249 кг бомб, был оборудован второй кабиной для стрелка́ (наблюдателя) с подвижным 7,7-мм пулеметом Lewis; кроме того еще один неподвижный 7,7-мм пулемет Vickers устанавливался в крыле.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Нажмите на изображение для увеличения |
В середине 1935 года начали строить прототип самолета, который впервые совершил полет 10 марта 1937 года - это был Henley Mk I с двигателем Merlin "F". Позже прототип оснастили новыми внешними частями консолей крыла, введенные на Hurricane, когда полотняная обшивка была заменена на металлическую; а также был установлен двигатель Merlin I с отличными летными характеристиками, что показали последующие испытания.
Но как было отмечено в начале статьи, самолет Хоукер Хенли пошел в серию, как буксировщик мишеней, поскольку Министерство авиации приняло решение, что нет необходимости в новом легком бомбардировщике. По субконтракту фирма Gloster Aircraft собрала 200 самолетов данного типа.
Двухместный буксировщик мишеней Хоукер Хенли, силовая установка - один 12-цилиндровый V-образный поршневой двигатель Роллс-Ройс Мерлин II или III мощностью 768 кВт (1030 л.с.):
- максимальная скорость c мишенью "воздух-воздух" 438 км/час (272 мили/час);
- с мишенью "земля-воздух" 322 км/час (200 миль/час);
- практический потолок 8230 м (27000 футов);
- дальность полета 1529 км (950 миль);
- вес пустого - 2726 кг (6010 фунтов);
- максимальный взлетный вес - 3846 кг (8480 фунтов).
26 мая 1938 года впервые поднялся в небо второй прототип Henley Mk II, оснащенный двигателем Merlin II. Henley Mk II имел буксировочную лебедку с приводом от ветряка. Серийные самолеты получили обозначение Henley Mk III и поступили в школы воздушных стрелков в Бэрроу и Сквайэ-Гейте и в 1-ю, 5-ю и 10-ю школы бомбардиров и стрелков.
В тот период стало очевидно, что при небольшой скорости буксировки мишеней, вероятность выхода из строя двигателей остается большой. Самолеты Хоукер Хенли были перенаправлены на буксировку больших мишеней для подготовки зенитчиков, а эта задача еще меньше подходила для машин данного типа. Поэтому отказы двигателей еще более участились, в результате чего было потеряно несколько самолетов. В середине 1942 года Henley были сняты с вооружения, на замену им пришли Miles Martinet и Boulton Paul Defiant.
Экипаж, чел. | 2 |
Высота, м | 4,46 |
Длина, м | 11,10 |
Размах крыла, м | 14,59 |
Площадь крыла, м2 | 31,77 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 2726 |
максимальная взлетная | 3846 |
Тип двигателя | 1 ПД Rolls-Royce Merlin II (III) |
Мощность, л.с. | 1 х 1030 |
Максимальная скорость, км/ч | 438 |
Крейсерская скорость, км/ч | 322 |
Практическая дальность, км | 1530 |
Практический потолок, м | 8230 |
Источники:
- Дениэл Дж.Марч "Английские военные самолеты Второй Мировой войны".
- Владимир Котельников. Самолеты Второй Мировой Войны.
- Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики 1939-1945
- Jaap Teeuwen. British Aircraft of World War II.
< Назад | Вперед > |
---|