Это - Мобильная версия сайта про самолеты военной авиации. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-samolet.ru для компьютеров и ноутбуков.


 
Cамолет специального назначения Nakajima Ki-115

Ударный самолет-камикадзе Nakajima Ki-115 Tsurugi

специальный японский самолет"Накадзима Хикоки Кабусики Кайса" проходил испытания в 1945 году. К концу 1941 года основным тактическим приемом борьбы с кораблями противника стали атаки самолетов, за штурвалами которых сидели пилоты-камикадзе. Чаще всего для этих целей использовались истребители Мицубиси A6M. Однако их количество было ограниченным и они были нужны для решения других задач. Наиболее простым выходом могло стать применение в качестве самолетов-камикадзе устаревших или выработавших свой ресурс машин. Детально изученный вопрос привел к выводу, что их использование, пусть даже и массированное, при высадке союзников на Японские острова, вряд ли окажется эффективной.

Ведь как показывала практика, даже самым современным самолетам преодолевать мощную систему ПВО противника удавалось очень редко и с огромным трудом. В результате 20 января 1945 года фирма "Накадзима" получила заказ на разработку специального "одноразового" самолета для пилотов-камикадзе. Предполагалось что он будет максимально простым в изготовлении и обслуживании. Что позволило бы выпускать его на неавиационных предприятиях с неквалифицированным персоналом. Кроме того, новая машина должна быть легкой в управлении, поскольку уровень подготовки японских летчиков к концу воины резко снизился, а опытных пилотов уже практически не осталось. Вооружение самолета составляла лишь одна бомба крупного калибра, а в качестве силовой установки разработчикам предлагалось выбрать любой двигатель воздушного охлаждения мощностью 800-1300 л.с Максимальная скорость задавалась равной 515 км/ч.

Проработка проекта проводилась в чертежах на базе Исследовательского института города Митака вместе с фирмой Ота Сейсакусё (дочерняя фирма корпорации Накадзима), под руководством инженера Аори Кунихара. Вопреки тому, что данный самолет предполагалось выпускать в небольших мастерских малоквалифицированным персоналом из подручных материалов, крыло самолета создали вполне современным - из дюралевых сплавов. Вот только площадь его, как выяснилось впоследствии, оказалась меньше чем требовалось. Дебютный вариант крыла не имел механизации и предусматривал только элероны.

передняя проекция самолета

Самолет Императорской армии Японии Nakajima Ki-115 Tsurugi вид спереди

Техническое описание самолета-камикадзе Ki-115 Tsurugi

Фюзеляж.
Фюзеляж имел смешанную конструкцию, основу которой составлял каркас, сваренный из стальных труб. Капот двигателя изготавливался из жести, часть фюзеляжа между капотом и кабиной имела дюралевую обшивку, а хвостовой отсек - полотняную. В районе центроплана, снизу, в фюзеляже было углубление, в котором в полуутопленном положении размещалась одна 800 кг бомба. Такое решение снижало сопротивление самолета, но затрудняло процесс подвески оружия, хотя для единственного вылета с этим решили смириться.

Хвостовое оперение самолета.
Хвостовое оперение было классической конструкции, состоящее из киля и подкосного стабилизатора, выполненных из дерева с фанерной обшивкой. Рули обшивались полотном.

Кабина самолета.
В середине фюзеляжа размещалась открытая кабина с сидением для пилота-смертника и минимальным набором приборов. Голова пилота закрывалась козырьком и гаргротом, имеющим два прозрачных иллюминатора. В лобовое стекло был вставлен простейший телескопический прицел, который облегчал наведение самолета на цель в момент атаки.

Силовая установка.
Главная особенность силовой установки состояла в том, что на самолет можно было установить любой, доступный в данный момент двигатель, мощностью не менее 800 л.с. Для этого была спроектирована специальная моторама, имеющая четыре универсальные точки крепления двигателя, однако все построенные самолеты имели один тип двигателя - Накадзима 23 (Ха-35 - армейский тип 99, модель 2). Он представлял собой двухрядную 14-и цилиндровую звезду воздушного охлаждения, взлетной мощностью 1130 л.с. и 960 л.с. на высоте 6000 м. На вал устанавливался трехлопастный металлический винт постоянного шага, диаметром 2,9 м.

Топливная система.
Топливный бак размещался в фюзеляже над центропланом. Его объем - 450 литров, что должно было обеспечить дальность полета в 1000 - 1200 км. Масляный радиатор трубчатой конструкции в специальном обтекателе крепился снизу справа, между капотом и крылом.

Шасси самолета.
Шасси было классической схемы и состояло из основных стоек, сбрасываемых сразу после взлета, и хвостового костыля. Первый вариант шасси изготавливался из стальных труб и не имел амортизации и тормозов.

боковая проекция самолета

Nakajima Ki-115 Tsurugi  специальный самолет периода Второй мировой войны вид сбоку

Первый прототип самолета Кi-115 был собран в марте 1945 года и сразу же был подвергнут испытаниям, которые закончились полным фиаско. Главная проблема заключалась в шасси - отсутствие тормозов и амортизации делало руление по земле совершенно невозможным. Кроме того, маленькое крыло, без механизации, не позволило самолету оторваться от земли. Это не удивительно, ведь при взлетном весе порядка 2600 кг у Ки-115 нагрузка на крыло составляла 210 кг/м2 - явно много для плохо обученного пилота.

Самолет начали дорабатывать, но недостаточно кардинально - особенно в сфере шасси. Сначала разработали новые основные стойки - с тормозами, но по-прежнему без амортизации. Существенного эффекта это не возымело, поэтому шасси ещё раз перекомпоновали, внедрив на сей раз и тормоза, и амортизацию: колеса устанавливались на рычажную подвеску, которая имела простейшую резиновую амортизацию. Хвостовой костыль также был чуть-чуть подрессорен. Для сокращения пробега под задней кромкой крыла смонтировали маленькие закрылки. Для этого потребовалось усилить крыло и установить систему уборки и выпуска закрылков. Произведенные меры дали возможность поставить самолет на крыло и оценить его летные данные. Результаты были очень посредственные. Хотя требования по скоростям и дальности были выполнены, отмечалась сложность в пилотировании (особенно на взлете) и неудовлетворительный обзор из кабины. Не смотря на это японский самолет Кi-115 был передан в серийной производство, которое развернулось на заводах фирмы Накадзима в городах Явате и Ота.

Параллельно с расширением производства усовершенствовалась конструкция. Два самолета, в экспериментальных целях снабдили ракетными ускорителями, которые предназначались для увеличения скорости во время атаки. Другие подробности этих работ не ясны.

верхняя проекция самолета

Японский военный самолет Nakajima Ki-115 Tsurugi вид сверху

Для радикального улучшения летных данных разрабатывалась модификация самолета с крылом увеличенной площади. Новое крыло имело цельнодеревянную конструкцию: деревянный лонжерон, фанерные нервюры и стенку, а также фанерную обшивку. Только элерон имел дюралевый каркас с обшивкой из полотна. В качестве механизации применялись щитки классической схемы, сделанные из алюминиевых сплавов. Кабина у нового самолета для улучшения обзора чуть смещалась вперед. Этот вариант имел обозначение Кi-115в (Кi-115 Отсу). Командование Японского Императорского флота также проявило интерес к концепции, воплощенной в самолете Кi-115. Однако оно выдвигало несколько иные, специфические требования к самолету, что требовало дальнейших доработок конструкции. Новый самолет получил обозначение " Морской экспериментальный специальный штурмовой самолёт "Тока" (Вишневое цветение)". К его созданию была привлечена фирма Сева Хикоку К.К. из пригорода Сева около Токио. Для этого она получила от фирмы Накадзима комплект конструкторской документации, сборочную оснастку и два самолета в качестве эталонов. Однако до конца войны фирма Сева не успела переработать чертежи и не выпустила ни одного морского варианта самолета Кi-115.

Всего до завершения боевых действий было создано 105 самолетов Nakajima Ki-115 Tsurugi, в том числе 1 прототип, 22 штуки - на заводе в Явато и 82 - на заводе в Ота. Несмотря на достаточно большие объемы производства, ни один из этих самолетов не применялся в боевых условиях. И вообще об их существовании стало известно только после войны, когда союзническая техническая комиссия проводила инспекции японских военных предприятий. Её представители с интересом рассматривали множество самолетов, предназначенных для "специальных штурмовых атак", о которых до сего дня разведка даже не подозревала. Тогда же были проведены облеты исправных самолетов, что позволило оценить их летные качества, и сделаны фотоснимки, благодаря которым мы имеем представление об облике этих неординарных японских самолетах.

Модель
Ki-115
Экипаж, человек
1
Размах крыла, м
8,57
Длина, м
8,55
Высота, м
3,30
Площадь крыла, м2
12,20
Силовая установка
Nakajima Hа-35 модель 23
Мощность, л.с
1130
Масса пустого, кг
1640
Нормальная взлетная, кг
2630
Максимальная взлетная, кг
2930
Макс. скорость, км/час
550
Крейсерская скорость , км/час
300
Скороподъёмность, м/мин
нет данных
Практический потолок, м
нет данных
Практическая дальность, км
1200
Вооружение, бомбы, кг
250-800

Источники:

  • О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • Константин Кузнецов. Специальные штурмовые самолеты.
  • Rene J.Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
  • К.Кузнецов. Специальные штурмовые самолеты - оружие последней надежды.