Морской разведчик Капрони Ca.316
Построенному лишь в нескольких экземплярах, итальянскому морскому поплавковому разведчику Caproni Ca.316, удалось побывать в эксплуатации и оставить свой след в истории авиации. Машина интересна в том числе и тем, что предназначалась для катапультного базирования на линкорах (морской разведчик Капрони Ca.316 предназначался для использования на линкоре "Литторио"), что для самолета с двумя двигателями явление достаточно редкое. Своему появлению гидросамолет Caproni Ca.316 обязан возникшей в конце 30-х годах прошлого века необходимости заменить бипланы IMAM Ro.43, которые эксплуатировались в составе ВВС флота в качестве морских корабельных разведчиков и патрульных самолетов.
Конструкторы фирмы Caproni разработали согласно предъявленным требованиям проект гидросамолета на базе многоцелевых самолетов серии Са.310/Са.311. Машина во многом повторяла конструкцию предыдущих самолетов (в особенности Caproni Са.310 Idro), если не считать установку на поплавки и оснащение катапультным оборудованием, что, разумеется, повлекло различные доработки.
Поплавковый низкоплан Ca.316 был оснащен двумя двигателями Piaggio P.VII C35 мощностью 480 л.с. Бомбовая нагрузка включала 400 кг бомб внутри фюзеляжа или одну торпеду на внешней подвеске. Кроме того, самолет был вооружен одним 7,7-мм пулеметом в башне сверху фюзеляжа и одним 12,7-мм - с левого борта. 14 августа 1940 года вышел на испытания первый прототип Са.316 (летчик - Марио ди Бернарди). Менее чем через месяц машину направили в Исследовательский Центр в Гвидонии для испытаний военными летчиками. Позже прототип использовался в учебных целях в 148 авиационной эскадрилье.
![]() |
![]() |
Кликните на изображение для увеличения |
Несмотря на то, что Caproni Ca.316 не продемонстрировал выдающихся характеристик, было принято решение построить небольшую партию этих гидросамолетов. Всего было создано 7 машин данного типа, которые в 1941 году поступили в авиацию ВМФ для ознакомительных целей. 15 мая 1941 года произошла катастрофа третьего серийного гидросамолета Caproni Ca.316.
От дальнейшего производства Са.316 отказались, когда выяснилось, что конструкторы допустили некоторые просчеты в размерах, которые без глобального изменения конструкции не позволяли эксплуатировать эти гидросамолеты на кораблях. Югославские ВМС заказали 6 гидросамолетов Caproni Ca.316, но доставить заказчику до начала оккупации Югославии не успели и построенные самолеты передали Regia Aeronautica. В 1942 году все самолеты передали в 3-ю эскадрилью Морской Разведывательной Школы в Орбетелло.
Экипаж, чел. | 3 |
Длина, м | 12,89 |
Высота, м | 5,11 |
Размах крыла, м | 15,87 |
Площадь крыла, м2 | 38 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 4000 |
нормальная взлетная | 4804 |
Тип двигателя | 2 ПД Piaggio P.VII C.16 |
Мощность, л.с. | 2 х 430 |
Максимальная скорость, км/ч | 328 |
Крейсерская скорость, км/ч | 300 |
Дальность, км | 1600 |
Практический потолок, м | 6000 |
Вооружение | 1х7,7-мм и 1х12,7-мм пулемет Breda-SAFAT, до 400 кг бомб |
Источники:
- Андрей Крумкач. Морской разведывательный самолет Caproni Ca.316;
- Моделист-конструктор №2 2003 "Гидросамолеты 1939-1945";
- Taylor, Michael J. H. Jane's Encyclopedia of Aviation;
- Airwar.valka.cz. Caproni Ca.316;
- W.Green "Italian aircraft 1939-45" ("Air Pictorial" 1955-08).
Вперед > |
---|