Это - Мобильная версия сайта про самолеты военной авиации. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-samolet.ru для компьютеров и ноутбуков.


 
Истребитель Reggiane Re.2001 Ariete I (Falco II)

Итальянский истребитель Реджиане Re.2001 Ариете I ("Овен I")
[фирм.- Фалько II, "Сокол"]

Истребитель ИталииЭтот одноместный итальянский истребитель Второй мировой войны был разработан в конструкторском бюро Italiana Officine Meccaniche Reggiane под руководством Роберто Лонги (Roberto Longhi). Серийное производство машины велось в период с сентября 1941 года по сентябрь 1943 года, когда построили 237 самолетов. Реджиане Re.2001 в октябре 1941 года поступил на вооружение ВВС Италии, получив боевое крещение в мае 1942 года во время налетов на Мальту. Отметим, что название "Фалько II" ("сокол", "ястреб") является фирменным обозначением, которое не было принято в Regia Aeronautica. Чтобы не получить путаницу с Fiat CR.42 Falco военные присвоили самолету наименование "Ариете" ("овен").

Конструкторы "Реджиане" (в т.ч. Roberto Longhi и Antonio Alessio) в ходе поисков путей улучшения летных характеристик своего истребителя не ограничивались адаптацией конструкции Re.2000 под двигатель DB 601А (RA.1000 RC41-1). Заказ на постройку прототипа с двигателем DB 601А фирма "Реджиане" получила 20 июля 1939 года. Пока шло создание первого прототипа Re.2001, был сделан заказ на второй самолет, который отличался упрощенным трехлонжеронным крылом (вместо пятилонжеронного) и протектированными топливными баками. Помимо этого, вооружение усилили, установив в крыле два 7,7-мм пулеметов. В июне 1940 года вышел на испытания первый из двух прототипов Re.2001 (ММ409 ). Машина продемонстрировала неплохие летные характеристики, достигнув скорости в 563 км/ч на высоте пять тысяч метров. В октябре поступил заказ на 600 серийных самолетов, но удалось выпустить только 237 истребителей по причине нехватки двигателей.

Выпуск предсерийных машин "нулевой" серии начался в мае 1941 года. Серийные Re.2001 имели цельнометаллическую конструкцию. Фюзеляж - полумонокок, был сделан из дюраля. Предохраняющий летчика при капотировании пилон, крепился на верхней части четвертого и пятого шпангоутов. В передней части этой конструкции крепилась броневая плита. Фонарь кабины пилота состоял из козырька и откидывающейся вправо средней части, имеющей сдвижные стекла. Кресло пилота регулировалось по горизонтали и вертикали, и снабжалось бронеспинкой.

Прототип самолета

Прототип Re.2001, 29 августа 1940 года

На фото: прототип Re.2001
Прототип самолета Самолет Италии
Самолет Италии Самолет Италии
'Кликните' на фотографию для увеличения

Дюралевое крыло эллиптической формы в плане конструктивно сходно с крылом Re.2000. Оно состояло из следующих монтажных частей: трехлонжеронного центроплана, включавшего топливные баки, узлы навески шасси и ниши шасси; двух консолей, несущих между третьим и четвертым лонжеронами и между шестой и восьмой нервюрами радиаторы охлаждения и имевших узлы навески элеронов и закрылков; двух законцовок с аэронавигационными огнями. Элероны имели дюралевый каркас и полотняную обшивку. Элерон на левой консоли имел устанавливаемый на земле триммер. Закрылки располагались по задней кромке крыла и нижней части центроплана по всему размаху между элеронами. Управлялись электрически с возможностью аварийного ручного управления. Цельнометаллическое оперение имело полотняную обшивку рулей. Рули снабжались управляемыми в полете триммерами.

Основные стойки шасси при уборке поворачивались на 90°, а затем плоско укладывались в крыло. Стойку шасси с механизмом уборки прикрывал обтекатель, колесо в убранном положении закрывалось щитком. Хвостовое колесо - неубирающееся. Вооружение включало два пулемета SAFAT калибра 12,7 мм, находившихся над двигателем и оснащенных синхронизаторами, и два пулемета калибра 7,7 мм SAFAT, размещенных в крыле между нишами шасси и радиаторами охлаждения.

Итальянские самолеты
Истребитель Reggiane Reggiane
Самолет Reggiane Re.2001 Самолет Италии Реджиане Re.2001 Ариете I
Итальянский Reggiane Re.2001 Самолет Reggiane Re.2001
Нажмите на фото, чтобы увеличить

Хотя Re.2001 построили немного, но был разработан целый ряд модификаций. Основными модификациями самолета являются:

  • Re.2001 - двигатель DB 601А или RA.1000 RC41-1 (1175 л.с.). Вооружение включало два 12,7 мм синхронных пулемета и два 7,7 мм крыльевых;
  • Re.2001 СВ - истребитель-бомбардировщик с подфюзеляжным узлом для подвески 250-кг бомбы. С декабря 1941 года поставлено 39 самолетов;
  • Re.2001CN - ночной истребитель. В крыле вместо пулеметов установлено две 20-мм пушки MG 151/20. Построено 34 машины.
    14 машин Re.2001 использовались в авианосной программе (2 - для старта с катапульты и 12 - для отработки посадок с применением аэрофинишера). Серийно не строился торпедоносец Re.2001G и истребитель-бомбардировщик Re.2001GV, способный поднять 630-кг бомбу.
  • Re.2002 - двигатель "Пьяджо" XIX RC45 мощностью 1195 л.с. Вооружение как у Re.2001; помимо этого были бомбодержатели для одной 500-кг бомбы под фюзеляжем и двух 160-кг под крылом.

Самолет Re.2001 по летным данным уступал Macchi MC.202 Folgore, и его запуск в серийное производство можно объяснить только спецификой итальянского самолетостроения. Но нельзя не отметить, что Re.2002 оказался достаточно удачным ударным самолетом, в качестве истребителя он был еще хуже, чем Re.2001.

Основные характеристики самолетов:

Re.2001

  Re.2001
Двигатель:  
тип Альфа Ромео
RA.1000 RC41-1
мощность, л.с. 1175
Размах крыла, м 11,00
Длина самолета, м 7,99
Высота самолета, м 3,15
Площадь крыла, кв. м 20,40
Масса, кг:  
пустого самолета 2460
взлетная 3240
Максимальная скорость, км/ч на высоте 5600 м 545
Время набора высоты 4000 м, мин. сек. 4'10"
Практический потолок, м 11000
Дальность полета, км 1040

Re.2002

  Re.2002
Двигатель:  
тип Пьяджо
XIX RC45
мощность, л.с. 1195
Размах крыла, м 11,00
Длина самолета, м 8,16
Высота самолета, м 3,20
Площадь крыла, кв. м 20,40
Масса, кг:  
пустого самолета 2390
взлетная 3400
Максимальная скорость, км/ч на высоте 5600 м 530
Время набора высоты 4000 м, мин. сек.  
Практический потолок, м 10500
Дальность полета, км 1100

Самолет Re.2001

Истребитель Reggiane Re.2001
Модификации самолета Варианты самолета Самолет Reggiane Re.2001
Нажмите на изображение для увеличения

Подробнее о модификациях самолета

Первый прототип Re.2001 в 1941 году перестроили в вариант Re.2001 bis, оснастив новым крылом без выступающего блока радиаторов, полностью вписанных в контур крыла. Испытания Re.2001 bis проходили с лета 1941 до лета 1942 года при участии германских специалистов. Была достигнута максимальная скорость 600 км/ч на высоте 6000 м. Но самолет в серию не пошел, на нем установили первоначальное крыло. На бумаге остался еще один вариант - противотанковый самолет Re.2001Н.

Re.2001 bis

С декабря 1941 года 39 самолетов переоборудовали в истребители-бомбардировщики Re.2001СВ. Самолет оборудовали подфюзеляжным узлом для подвески бомбы калибром до 250 кг. В рамках реализации авианосной программы "Реджиане" создала два облегченных самолета для старта с катапульты и 12 машин, оснащенных посадочными гаками, для отработки посадок с применением аэрофинишера. Был получен заказ на постройку ста серийных палубных истребителей Re.2001OR, однако, по причине задержек с постройкой авианосцев данный заказ перевели на обычные Re.2001.

Истребители-бомбардировщики

Два специализированных варианта Re.2001 предназначались для нанесения ударов по кораблям. Один самолет стандарта Re.2001OR переоборудовали в прототип торпедоносца Re.2001G, который проходил испытания с июня 1943 года, но Италия капитулировала и серийное производство не состоялось. В 1942 году было предложено приспособить Re.2001 для подвески тяжелой 630-кг бомбы. В вариант, получивший обозначение Re.2001GV (по первым буквам фамилий изобретателей - Galimberti и Vaccari) переоборудовали два самолета Re.2001 СВ. 11 августа 1942 года эти машины пошли в атаку на авианосец "Викториес", на палубу попала только одна бомба, которая не взорвалась и скатилась за борт. Неудача остановила реализацию проекта, а выданный заказ на 50 серийных Re.2001GV перевели на ночные истребители Re.2001CN, которые отличались усиленным вооружением: вместо 7,7-мм пулеметов их оснастили 20-мм пушками MG 151/20. До капитуляции построено 34 самолета Re.2001CN.

Прототип торпедоносца

Ночные истребители

Поставки двигателей RA.1000 RC41-1 постоянно задерживались, и конструкторы Reggiane попытались установить ругой мотор - Изотта-Фраскини "Дельта" RC16/48 мощностью 840 л.с. 12 сентября 1942 года вышел на испытания прототип ММ9920, который продемонстрировал максимальную скорость 523 км/ч на высоте 5600 м, а время набора высоты 3000 м - 4 минуты и 11 секунд, что было ниже, чем у стандартного Re.2001. Но несмотря на это, по причине дефицита моторов, Министерство авиации заказало 100 самолетов Re.2001 "Дельта", но в итоге этот заказ отменили, когда 27 января 1943 года прототип потерпел катастрофу.

Re.2001 "Дельта"

Reggiane Re.2001 Ariete I в боях

Осенью 1941 года самолеты Re.2001 получила 2-я группа, а летом 1942 года на них пересела 22-я группа. В мае 1942 года состоялось первое боевое крещение Re.2001 Ariete I, когда 2-я группа приступила к налетам на Мальту. Затем Re.2001 сопровождали торпедоносцы, а также принимали участие в обороне Сицилии. В 59-й и 60-й группах 41-го стормо использовались ночные истребители Re.2001CN. Частично на вооружении 5-го и 50-го стормо находились Re.2002, которые в июле 1943 года у Сицилии наносили удары по флоту вторжения, в частности, повредив линкор "Нельсон".

К моменту капитуляции ВВС Италии насчитывали 69 Re.2001 и 36 Re.2002. Самолеты, которые вошли в состав ВВС, воевавших на стороне союзников уже с сентября 1943 года сражались против войск Германии, применяясь в качестве истребителей-бомбардировщиков. В люфтваффе трофейные "Ариете" эксплуатировались в качестве учебных. После окончания Второй мировой войны итальянские ВВС использовали лишь семь уцелевших Re.2001, которые работали в звене связи, а еще четыре переоборудовали в метеоразведчики.

Итальянские истребители

Источники:

  • Reggiane Re.2001 Falco II Re.2002 & Re.2005 [Aircraft Profile 244];
  • М.Козырев, В.Козырев "Авиация стран ОСИ во Второй мировой войне";
  • Reggiane Re 2001 [Ali d'Italia №3];
  • А. Харук "Истребители Второй Мировой";
  • А. Харук "'Соколы' Муссолини. Итальянские истребители Второй мировой".