Это - Мобильная версия сайта про самолеты военной авиации. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-samolet.ru для компьютеров и ноутбуков.


 
Истребитель Caproni Vizzola F.5

Истребители "Капрони Виццола" F.4, F.5, F6

Истребитель Италии WWIIНаходившаяся в Виццола Тичино, авиашкола Капрони, в середине 30-ых годов прошлого века была расширена и преобразована в завод Caproni Vizzola S.A. для производства компонентов агрегатов самолетов Капрони. В 1937 было организовано свое собственное конструкторское бюро, техническим директором которого стал инженер Фабрици (Fabrizi), под руководством которого и был разработан (также в 1937 году) проект скоростного моноплана-перехватчика смешанной конструкции. Таким образом, завод Caproni Vizzola S.A. дорабатывал транспортники Ca.100, Ca.133 для работы в колониях и строил по лицензии штурмовики Breda Ba.65, а одно из отделений концерна "Капрони" постаралось включиться в борьбу за заказы на истребители по конкурсу 1936 года.

Фюзеляж ферменной конструкции был металлическим (набор из стальных труб и дюралевая обшивка), а двухлонжеронное крыло - деревянным с фанерной обшивкой. Двигатель использовали тот же, что и на большинстве истребителей Италии того периода, это был 840-сильный "Фиат" A.74RC 38. Вооружение согласно проекту включало четыре 12,7-мм пулемета, то есть два фюзеляжных синхронных и два крыльевых.

Истребитель Caproni Vizzola F.5

Проект получил обозначение F.5 и произвел благоприятное впечатление на военных, которые заказали один прототип ММ392. Самолет, построенный к концу 1938 года, впервые поднялся в небо 19 февраля 1939 года. Испытания продолжались до середины апреля 1940 года и не выявили значительных преимуществ перед истребителями G.50 и МС.200, уже запущенными в серию.

Caproni Vizzola F.5

Однако, истребитель Caproni Vizzola F.5 имел существенно меньшую стоимость и обходился в 295 тысяч лир, а МС.200 - 380 тысяч лир. Поэтому в сентябре 1939 года был сделан заказ на 12 предсерийных и 200 серийных самолетов. Второй прототип ММ413 изготовили в январе 1940 года, а весной была выпущена предсерийная партия (ММ5921-5932). Однако, от полномасштабного выпуска самолетов Caproni Vizzola F.5 все же отказались поскольку к тому времени необходимы были машины с более высокими летными характеристиками.

Итальянский истребитель

Предсерийные F.5 использовались в 300-й эскадрилье (300° Squadriglia), в ее составе F.5 были перебазированы в Албанию и участвовали в боевых действиях в Греции, затем самолеты были возвращены на авиабазу в Кампино для обороны Рима. Затем до лета 1943 года (с 10 мая 1942 года) использовались как ночные истребители в 167-й группе (167° Gruppo). Летчики самолетов F.35 очень хорошо отзывались о своих машинах, считая их лучшими, если сравнивать с Macchi MC.200.

Истребители Италии

F.5

  F.5
Размах крыла, м 11,35
Длина самолета, м 7,90
Высота самолета, м 3,00
Площадь крыла, кв. м 17,60
Масса, кг:  
пустого самолета 1818
взлетная 2238
Максимальная скорость, км/ч 496
Практический потолок, м 9500
Дальность полета, км 1000

F.4

  F.4
Размах крыла, м 11,30
Длина самолета, м 9,15
Высота самолета, м 3,02
Площадь крыла, кв. м 18,81
Масса, кг:  
пустого самолета 2462
взлетная 3000
Максимальная скорость, км/ч 550
Практический потолок, м 10300
Дальность полета, км 950

F.6MZ

  F.6MZ
Размах крыла, м 11,82
Длина самолета, м 9,25
Высота самолета, м 3,02
Площадь крыла, кв. м 18,50
Масса, кг:  
пустого самолета  
взлетная  
Максимальная скорость, км/ч 640
Практический потолок, м 8000
Дальность полета, км 1370

Caproni Vizzola

"Капрони Виццола" F.4 и F.5

F.5 F.4
F.5 F.4
Кликните на изображение для увеличения

Истребители

Caproni Vizzola в 1938 году начала проработку варианта истребителя под рядный двигатель жидкостного охлаждения Изотта Фраскини "Ассо" 121RC 40 (Isotta-Fraschini Asso 121 R.C.40) мощностью 960 л.с. Однако, по причине загруженности по F.5 работы были свернуты. В 1939 году проектирование возобновили, но уже под германский мотор DB 601А (Daimler-Benz DB 601A) мощностью 1175 л.с. Машина получила наименование F.4, а в качестве прототипа использовался предсерийный F.5 - по этой причине иногда встречается индекс F.5bis. В июле 1940 года самолет начал проходить испытания, а в октябре потерпел аварию. Машину восстановили и испытания продолжились. Самолет показал характеристики, значительно превосходящие F.5, однако в серию не пошел, послужив основой для создания следующей модели - F.6M. Прототип F.4 некоторое время использовался в строевой части - 303-й эскадрилье 167-й группы.

Caproni-Vizzola F.6M

F.6M имел цельнометаллическую конструкцию, от деревянного крыла отказались, именно это обозначала буква "М" в наименовании самолета. Помимо этого, был установлен еще более мощный двигатель DB 605А (1475 л.с.). В сентябре 1941 года состоялся первый вылет прототипа F.6M (ММ481). Испытания, продолжавшиеся почти весь 1942 год, не стали предпосылкой серийного производства - отсутствовало необходимое количество двигателей. Попытка решить проблему заменой 24-цилиндровым двигателем Изотта Фраскини "Зета" RC 25/60 мощностью 1250 л.с. не была успешной, т.к. Италия капитулировала. Из двух заказанных прототипов самолета, который получил обозначение F.6MZ, был построен только ММ498. Он впервые поднялся в небо в августе 1943 года, на испытаниях выявили сильный перегрев двигателя в полете.

Источники:

  • Giorgio Apostolo Editore "AeroFan";
  • А. Харук "Истребители Второй Мировой";
  • А. Харук "'Соколы' Муссолини. Итальянские истребители Второй мировой";
  • Aerei Italiani - Scheda Tecnica. Caproni-Vizzola F.5