Истребители "Капрони Виццола" F.4, F.5, F6
Находившаяся в Виццола Тичино, авиашкола Капрони, в середине 30-ых годов прошлого века была расширена и преобразована в завод Caproni Vizzola S.A. для производства компонентов агрегатов самолетов Капрони. В 1937 было организовано свое собственное конструкторское бюро, техническим директором которого стал инженер Фабрици (Fabrizi), под руководством которого и был разработан (также в 1937 году) проект скоростного моноплана-перехватчика смешанной конструкции. Таким образом, завод Caproni Vizzola S.A. дорабатывал транспортники Ca.100, Ca.133 для работы в колониях и строил по лицензии штурмовики Breda Ba.65, а одно из отделений концерна "Капрони" постаралось включиться в борьбу за заказы на истребители по конкурсу 1936 года.
Фюзеляж ферменной конструкции был металлическим (набор из стальных труб и дюралевая обшивка), а двухлонжеронное крыло - деревянным с фанерной обшивкой. Двигатель использовали тот же, что и на большинстве истребителей Италии того периода, это был 840-сильный "Фиат" A.74RC 38. Вооружение согласно проекту включало четыре 12,7-мм пулемета, то есть два фюзеляжных синхронных и два крыльевых.
Проект получил обозначение F.5 и произвел благоприятное впечатление на военных, которые заказали один прототип ММ392. Самолет, построенный к концу 1938 года, впервые поднялся в небо 19 февраля 1939 года. Испытания продолжались до середины апреля 1940 года и не выявили значительных преимуществ перед истребителями G.50 и МС.200, уже запущенными в серию.
Однако, истребитель Caproni Vizzola F.5 имел существенно меньшую стоимость и обходился в 295 тысяч лир, а МС.200 - 380 тысяч лир. Поэтому в сентябре 1939 года был сделан заказ на 12 предсерийных и 200 серийных самолетов. Второй прототип ММ413 изготовили в январе 1940 года, а весной была выпущена предсерийная партия (ММ5921-5932). Однако, от полномасштабного выпуска самолетов Caproni Vizzola F.5 все же отказались поскольку к тому времени необходимы были машины с более высокими летными характеристиками.
Предсерийные F.5 использовались в 300-й эскадрилье (300° Squadriglia), в ее составе F.5 были перебазированы в Албанию и участвовали в боевых действиях в Греции, затем самолеты были возвращены на авиабазу в Кампино для обороны Рима. Затем до лета 1943 года (с 10 мая 1942 года) использовались как ночные истребители в 167-й группе (167° Gruppo). Летчики самолетов F.35 очень хорошо отзывались о своих машинах, считая их лучшими, если сравнивать с Macchi MC.200.
F.5
F.5 | |
Размах крыла, м | 11,35 |
Длина самолета, м | 7,90 |
Высота самолета, м | 3,00 |
Площадь крыла, кв. м | 17,60 |
Масса, кг: | |
пустого самолета | 1818 |
взлетная | 2238 |
Максимальная скорость, км/ч | 496 |
Практический потолок, м | 9500 |
Дальность полета, км | 1000 |
F.4
F.4 | |
Размах крыла, м | 11,30 |
Длина самолета, м | 9,15 |
Высота самолета, м | 3,02 |
Площадь крыла, кв. м | 18,81 |
Масса, кг: | |
пустого самолета | 2462 |
взлетная | 3000 |
Максимальная скорость, км/ч | 550 |
Практический потолок, м | 10300 |
Дальность полета, км | 950 |
F.6MZ
F.6MZ | |
Размах крыла, м | 11,82 |
Длина самолета, м | 9,25 |
Высота самолета, м | 3,02 |
Площадь крыла, кв. м | 18,50 |
Масса, кг: | |
пустого самолета | |
взлетная | |
Максимальная скорость, км/ч | 640 |
Практический потолок, м | 8000 |
Дальность полета, км | 1370 |
"Капрони Виццола" F.4 и F.5
![]() |
![]() |
F.5 | F.4 |
Кликните на изображение для увеличения |
Caproni Vizzola в 1938 году начала проработку варианта истребителя под рядный двигатель жидкостного охлаждения Изотта Фраскини "Ассо" 121RC 40 (Isotta-Fraschini Asso 121 R.C.40) мощностью 960 л.с. Однако, по причине загруженности по F.5 работы были свернуты. В 1939 году проектирование возобновили, но уже под германский мотор DB 601А (Daimler-Benz DB 601A) мощностью 1175 л.с. Машина получила наименование F.4, а в качестве прототипа использовался предсерийный F.5 - по этой причине иногда встречается индекс F.5bis. В июле 1940 года самолет начал проходить испытания, а в октябре потерпел аварию. Машину восстановили и испытания продолжились. Самолет показал характеристики, значительно превосходящие F.5, однако в серию не пошел, послужив основой для создания следующей модели - F.6M. Прототип F.4 некоторое время использовался в строевой части - 303-й эскадрилье 167-й группы.
F.6M имел цельнометаллическую конструкцию, от деревянного крыла отказались, именно это обозначала буква "М" в наименовании самолета. Помимо этого, был установлен еще более мощный двигатель DB 605А (1475 л.с.). В сентябре 1941 года состоялся первый вылет прототипа F.6M (ММ481). Испытания, продолжавшиеся почти весь 1942 год, не стали предпосылкой серийного производства - отсутствовало необходимое количество двигателей. Попытка решить проблему заменой 24-цилиндровым двигателем Изотта Фраскини "Зета" RC 25/60 мощностью 1250 л.с. не была успешной, т.к. Италия капитулировала. Из двух заказанных прототипов самолета, который получил обозначение F.6MZ, был построен только ММ498. Он впервые поднялся в небо в августе 1943 года, на испытаниях выявили сильный перегрев двигателя в полете.
Источники:
- Giorgio Apostolo Editore "AeroFan";
- А. Харук "Истребители Второй Мировой";
- А. Харук "'Соколы' Муссолини. Итальянские истребители Второй мировой";
- Aerei Italiani - Scheda Tecnica. Caproni-Vizzola F.5
< Назад | Вперед > |
---|