Итальянский многоцелевой самолет Капрони Ca.148
Многоцелевой трехмоторный самолет Caproni Ca.148 разработан итальянской Aeronautica Caproni в конце тридцатых годов. Серийно производился с 1938 по 1944 год и являлся модифицированной версией бомбардировщика-транспортника Caproni Ca.133. Проект создавался в инициативном порядке Дж. Капрони (Giovanni Battista Caproni) с целью улучшения аэродинамических качеств и как следствие производительности. В ходе испытаний Ca.148 не подтвердил значительного превосходства относительно своего предшественника, однако, машина могла быть востребована в подразделениях, находившихся в Восточной Африке. В соответствии с контрактом, количество построенных самолетов должно было составить 106 единиц, из них 100 в версии Ca.148P, предназначенной, в том числе, для перевозки парашютистов.
От своего предшественника (Caproni Ca.133) внешне выглядел немного более массивно, этому способствовали: смещение кабины пилота вперед примерно на 91 см, перенос главной двери кабины и появление усиленного шасси. Устанавливались те же двигатели - Piaggio P.VII C.15 мощностью 475 л.с., однако весь комплекс модернизации привел к увеличению веса на 1,25 т. Фактически Са.148 остался на прежнем уровне, поскольку работы по модернизации не привели к значительным улучшениям летных характеристик машины.
В мае 1937 года начал проходить испытания первый прототип самолета. В этот период было построено еще несколько машин, из них две направили проходить сертификационные тесты. Испытания в январе-феврале 1938 года показали перегруженность, что не позволяло нормально использовать эти самолеты в Восточной Африке. Но несмотря на это, Caproni Ca.148 был принят в качестве колониального самолета. Эти самолеты (подобные разработки были в 20-30-е годы, в частности, и в Великобритании, и Франции) характеризовались невысокими характеристиками, но гибкостью в эксплуатации, от таких машин не требовались высокие скоростные данные, поскольку шансы встретиться с воздушным противником на вероятных ТВД были малы. В сентябре 1938 года первый Ca.148 был отправлен в Эфиопию морем.
Когда Италия вступила во Вторую Мировую войну, все Са.148 были реквизированы для военных нужд. Они не были приспособлены для установки вооружения и эксплуатировались только как транспортники. Три самолета были потеряны во время африканской кампании. Четвертый серийный самолет (I-ETIO), который избежал печальной участи, стал прототипом варианта Ca.148P, отличавшись улучшением тактико-технических характеристик, а также подфюзеляжной нишей, двигателями Piaggio P.VII C35 (некоторые источники указывают Piaggio P.VII C.16S мощностью 478 л.с.) и возможностью установки оборонительного вооружения. Один самолет Ca.148P в конце 1942 года передали в школу парашютистов, но в целом Са.148Р не вызвал особого интереса.
После того, как Италия капитулировала, большая часть Са.148 стала немецкими трофеями, и почти все самолеты данного типа перегнали в Германию, там распределили между транспортными соединениями и школами парашютистов. Не менее 13-ти самолетов Caproni Ca.148 использовалось в люфтваффе в марте 1943 года, а серийное производство Са.148Р продолжалось вплоть до 1944 года.
Не менее, чем один Са.148 из первой серии пережил Вторую мировую и применялся в военной авиации в 1945 году. Последний серийный Са.148Р случайно достался Швейцарии 22 июня 1944 года, когда во время тренировочного полета, германский пилот заблудился. Этот самолет затем эксплуатировался в качестве санитарного в течение трех лет, а в 1947 году его вновь передали Италии, где он использовался в авиашколе, затем в аэроклубе, и в 1954 году его отправили на слом.
Сравнительная таблица летно-технических характеристик самолетов приводится на нашем сайте pro-samolet.ru без перевода, т.к. практически в нем не нуждается:
Сa. 133
Сa. 133 | ||
---|---|---|
Apertura alare | m | 21,44 |
Lunghezza | m | 15,45 |
Altezza con coda a terra | m | 4,00 |
Superficie alare | mq | 65,00 |
Motori Piaggio P.VII (n. 3) | С .15 | |
Potenza a terra CV ciascuno | 435 | |
Potenza alla quota di ristab. | 475 | |
Peso a vuoto | kg | 4000 |
Carico utile | kg | 2500 |
Peso totale | kg | 6500 |
Velocità minima | km/h | 105 |
Velocità max a bq | km/h | 245 |
Velocità max | km/h | 260 a 1600 m |
Velocità di crociera | km/h | |
Salita a m 2000 | 5'45'' | |
Salita a m 4000 | 15' | |
Tangenza teorica | m | 6500 |
Tangenza pratica | m | |
Autonomia | km | 2000 |
Corsa di decollo | m | 300 |
Corsa di atterraggio | m | 300 |
Armamento | 4 mtg 7,7 mm | |
Equipaggio | 3 | |
Trasportati | n.а. | |
Costo (1943) | n.d. |
Са.133Т
Са.133Т | ||
---|---|---|
Apertura alare | m | 21,44 |
Lunghezza | m | 15,45 |
Altezza con coda a terra | m | 4,00 |
Superficie alare | mq | 65,00 |
Motori Piaggio P.VII (n. 3) | C.16 | |
Potenza a terra CV ciascuno | 430 | |
Potenza alla quota di ristab. | 460 | |
Peso a vuoto | kg | 4000 |
Carico utile | kg | 2500 |
Peso totale | kg | 6500 |
Velocità minima | km/h | 105 |
Velocità max a bq | km/h | 230 |
Velocità max | km/h | 230 a 4000 m |
Velocità di crociera | km/h | |
Salita a m 2000 | 8'15'' | |
Salita a m 4000 | 21' | |
Tangenza teorica | m | 6000 |
Tangenza pratica | m | |
Autonomia | km | 1350 |
Corsa di decollo | m | 370 |
Corsa di atterraggio | m | 300 |
Armamento | n.a. | |
Equipaggio | 3 | |
Trasportati | n.a. | |
Costo (1943) | 1.069.000 |
133.P
133.P | ||
---|---|---|
Apertura alare | m | 21,44 |
Lunghezza | m | 15,45 |
Altezza con coda a terra | m | 4,00 |
Superficie alare | mq | 65,00 |
Motori Piaggio P.VII (n. 3) | C.16 | |
Potenza a terra CV ciascuno | 430 | |
Potenza alla quota di ristab. | 460 | |
Peso a vuoto | kg | 4000 |
Carico utile | kg | 2500 |
Peso totale | kg | 6500 |
Velocità minima | km/h | 120 |
Velocità max a bq | km/h | 205 |
Velocità max | km/h | 215 a 4000 m |
Velocità di crociera | km/h | |
Salita a m 2000 | 8'15'' | |
Salita a m 4000 | 23'' | |
Tangenza teorica | m | 5000 |
Tangenza pratica | m | |
Autonomia | km | 1350 |
Corsa di decollo | m | |
Corsa di atterraggio | m | 300 |
Armamento | n.a. | |
Equipaggio | 3 | |
Trasportati | 16/18 | |
Costo (1943) | n.d. |
passeggeri
passeggeri | ||
---|---|---|
Apertura alare | m | 21,44 |
Lunghezza | m | 15,45 |
Altezza con coda a terra | m | 4,00 |
Superficie alare | mq | 65,00 |
Motori Piaggio P.VII (n. 3) | C.16 | |
Potenza a terra CV ciascuno | 430 | |
Potenza alla quota di ristab. | 460 | |
Peso a vuoto | kg | 4200 |
Carico utile | kg | 2500 |
Peso totale | kg | 6700 |
Velocità minima | km/h | n.d. |
Velocità max a bq | km/h | n.d. |
Velocità max | km/h | n.d. |
Velocità di crociera | km/h | 223 a 1600 m |
Salita a m 2000 | 8' | |
Salita a m 4000 | ||
Tangenza teorica | m | |
Tangenza pratica | m | |
Autonomia | km | 4h 45' |
Corsa di decollo | m | |
Corsa di atterraggio | m | |
Armamento | n .a. | |
Equipaggio | 3 | |
Trasportati | 10 | |
Costo (1943) | n.d. |
Ca.148P
Ca.148P | ||
---|---|---|
Apertura alare | m | 21,44 |
Lunghezza | m | 15,83 |
Altezza con coda a terra | m | n.d. |
Superficie alare | mq | 65,00 |
Motori Piaggio P.VII (n. 3) | C.1óS | |
Potenza a terra CV ciascuno | 478 | |
Potenza alla quota di ristab. | 510 | |
Peso a vuoto | kg | 4787 |
Carico utile | kg | 3123 |
Peso totale | kg | 8000 |
Velocità minima | km/h | 135 |
Velocità max a bq | km/h | 225 |
Velocità max | km/h | 241 |
Velocità di crociera | km/h | |
Salita a m 2000 | 13' | |
Salita a m 4000 | ||
Tangenza teorica | m | |
Tangenza pratica | m | 3900 |
Autonomia | km | 900 |
Corsa di decollo | m | |
Corsa di atterraggio | m | |
Armamento | ||
Equipaggio | 3 | |
Trasportati | 17 | |
Costo (1943) | 1.090.000 |
Источники:
- Caproni Ca 133 (Ali d'Italia №20);
- Ca.133 reconnaissance table, Storia militare magazine n.83.;
- Gregory Alegi. Ali d'Italia n. 20. Caproni Ca 133.
< Назад | Вперед > |
---|